В первый день мы упустили чешского «Сельского учителя» (на него хорошие отзывы, фильм может что-нибудь получить), так что сегодня решили успеть на всё. Оказалось, что не зря – «Служанка», от которой я особенно ничего не ждал, оказалась одним из лучших фильмов фестиваля. Об этой и других картинах, подробнее:
Служанка
La Nana (2009)
На самом деле «Служанку» уже показывали, в апреле, на фестивале чилийского кино. До этого она получила два приза на фестивале в Санденсе – это, конечно, не просто так.
Фильм снят за копейки, так что это видно, но никак не мешает смотреть. Служанка, одинокая женщина, работает в богатой семье очень давно. Она – такая одинокая, что автоматически ненавидит всех женщин (кроме хозяйки), всех служанок, вообще всех, кто теоретически могут отнять у нее что-нибудь (а отнимать нечего). Хозяйка подыскивает ей помощниц, служанка их отвергает, параллельно гнобит бедную девочку лет пятнадцати и любит мальчика того же возраста. В конце концов одна из помощниц в действительности помогает служанке – заботится и объясняет то, что необходимо объяснить.
И хотя, все очень просто – фильм хорош. Актеры играют по-настоящему, все оправданно, все красиво. Когда у служанки приступы ревности, паники, ненависти ко всему и одиночества, она становится страшной: но примерно такими страшными могут быть родители или... другие родные люди. Режиссер фильма, Себастьян Сильва, создает настоящую семью, красивую, громкую, безумную и родную.
Все билеты проданы!
Sell Out! (2008)
Абсурдистская комедия о том, что на телевидении ещё нет, но могло бы быть реалити-шоу «Последнее слово», с умирающими стариками и предсмертными возгласами. Всё можно решить с помощью смс – убить того или этого, в огромных компаниях товары создаются с неким уровнем поломки, чтобы те ломались сразу после истечения гарантии, а в магазине все ассистенты прячутся от тебя.
Малазийский режиссер китайского происхождения – Ю Жун Хань снимает смешной и острый фильм о том, как обстоят дела в Малазии: высмеивая всё – от «арт-хаус» фильмов, до корпоративной этики трансатлантических компаний – казалось бы, такая неблагодарная задача, каким-то образом справляется с этим. Получается смешно.
Кроме безумного мира, есть хороший парень – работник корпорации FONY, из которого в какой-то момент изгоняют «мечтателя» (иначе он изобретёт слишком хорошие штуки, а этого делать нельзя). Мечтатель изгнан, но не исчез – так и живут вместе. Ещё есть Раффлезия Пон, тв-ведущая – сначала передача про искусство, потом реалити-шоу с мертвыми. По легкости повествования и отсутствию внутреннего тормоза похоже на начало «Пены дней» Бориса Виана, но уж слишком легко и пусто – когда на экране (после пяти или шести песен – в начале фильма режиссер говорит, что он ненавидит мюзиклы) возникают строчки караоке, никто не поёт, а должны были бы.
Актер, играющий главного героя, приехал на фестиваль. Любитель, до этого никогда не игравший, смущающийся от количества внимания, очень самокритичный:
- Где вы будете сниматься дальше?
- Как я уже говорил – из-за моих слабых актерских навыков пока у меня нет планов, но я готов рассмотреть любые предложения.
Большой фанат
Big Fan (2009)
Сегодняшний показ фильма в «35мм» был европейской премьерой картины.
Пол Офиеро живет с матерью, работает на автостоянке, мастурбирует и болеет за Giants. У него есть друг и они говорят по ночам, как настоящие задроты про свою футбольную команду и её звезду – Куонтрелла Бишопа.
В один из вечеров они замечают Бишопа недалеко от дома и решают поехать за ним, ну, чтобы взять автограф и вообще. Бишоп оказывается козлом и избивает Пола.
Оставшуюся половину фильма вся семья будет уговаривать Пола засудить Бишопа, а Пол будет делать все, чтобы Бишопа не отстранили от игры и снимет все обвинения
В конечном счете, ничего не изменится – в конце фильма Пол Офиеро все также живет с матерью, болеет за Giants и дружит с бородатым парнем Сэлом. Когда ничего не меняется, после фильма становится как-то обидно – ждал катарсиса, а получил шарик краски из игрушечного пистолета. Кому нужна эта маленькая победа – режиссеру фильма Роберту Сигелу (кстати сценаристу «Рестлера») или еще кому-нибудь, этого никто никогда не узнает. Но с другой стороны фильмов про фанатов «до конца» немного – неважно, что чувак – псих, главное – как красиво и бессмысленно он влюблен в Kings.
Жажда
Bakjwi (2009)
Фильм Пак Чан-Вука «Жажда» – это суть подведение итога главных кино-тем за прошедшие два года. Выкристаллизованную во «Впусти меня» тему вампиров как самую релевантную метафору человеческих взаимотношений он скрестил с крейцеровой сонатой Ларса фон Триера – фильмом «Антихрист».
В целом, и с этим не трудно согласиться, во всем опять виноваты женщины. Хотя главная героиня с этим категорически не согласна.
Он – священник, она – несчастная жена (не его), он становится вампиром, она готова распробовать вкус крови, лишь бы сбежать от «мужа – сопливого ублюдка и его вечно пьяной мамаши». В итоге оказывается, что условный «первородный грех» постиг обоих, но он (не зря ж священник) страшно от него мучается и ищет кровь "гуманными способами", в то время как женщина не моргнув глазом превращается в натуральную ведьму и искренне получает удовольствие от того, что прикидываться добренькой больше надобности нет («потому что теперь мы не люди»). Он видит плод своих трудов в истеричной, потерявшей всякую моральную ориентацию женщине, но она как никак жена, поэтому – «я тебя породил, я же тебя и погублю», что собственно в конце-концов и происходит. Два раза.
Смешно? На самом деле – очень. Тема серьезная, а преподнесение ее – очень жизненное, до смешного. И вампиры здесь – не элемент сказки (что роднит с «Впусти меня» и отделяет от всяких «Сумерек»), а просто этакое обстоятельство (в фильме это преподносится как болезнь. Редкая, но никакой мистики).
В этом сказочно-ироничном восприятии жизни этот фильм русскому зрителю будет совершенно близок и понятен. Так что крики vodka-vodka! не единственное, что близко русскому уху в этом фильме.
Да, и еще фильм вывел блестящую формулировку бытовухи и женской неустроенности: «Я всю жизнь жила как собака: готовила ему, мыла посуду, помогала ему дрочить. Ненавижу».
«Большой фанат», «Все билеты проданы», «Служанка» – Даниил Трабун; «Жажда» – Лена Нуряева.
Комментарии
Подписаться