Views Comments Previous Next Search

2012: А ты сходил в кино?

164605
НаписалДмитрий Артамонов23 ноября 2009
164605

В четверг  12 ноября 2009 года, в России, состоялся премьерный показ нашумевшего на весь мир фильма «2012», режиссера Роланда Эммириха (Roland Emmerich). Население всей страны, без исключения,  ринулись в кинотеатры, чтобы «попробовать на вкус» этот новый «деликатес».

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 1.

У данного фильма, на самом деле, изначально была самая лучшая рекламная кампания в мире — это людские предрассудки, помноженные на циркулирующие в СМИ предсказания различных нострадамусов, ванг и прочих коренных жителей майя о конце света. Страхи перед надвигающимся Армагеддоном и были взяты за основу маркетологами из Sony Pictures, которые решили раскручивать картину традиционно для последних лет, — в Сети.

В ноябре прошлого года открылся Institute for Human Continuity   — сайт, который призывает буквально к следующему: «Позволь нам помочь тебе подготовиться к 2012 году, потому как правительство этого делать не собирается». Ведущий сайта, доктор Ульферт, ученый, который служит для пользователей гидом в мир после 2012 года.

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 2.

Чуть позже к рекламной кампании присоединился Чарли Фрост — персонаж из фильма «2012» в исполнении Вуди Харельсона. Через свой канал на Youtube.com  Фрост давал свои прогнозы относительно грядущего апокалипсиса. Первый ролик посмотрели более миллиона человек в первый же день. Открылся новый сайт — ThisIsTheEnd.com.

Игра со зрителем стала более интерактивной и захватывающей, когда доктор Ульферт оставил свой телефонный номер, на который мог позвонить любой желающий и задать интересующие его вопросы. Естественно, напрямую мистер Ульферт никому не отвечал — вместо него работал автоответчик. Вскоре на сайте Institute for Human Continuity появилась информация о том, что он уволен. Теперь Ульферт был вынужден общаться с пользователями через  личный блог.

Именно он вывел зрителя на сайт некой организации по производству машин, на которых должны спастись несколько тысяч избранных.

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 3.

Вам не показалось — все это действительно вирусная рекламная кампания фильма-катастрофы «2012». Немного разочаровывающее зрелище, учитывая привычный подход к вирусной раскрутке голливудских блокбастеров. Можно вспомнить протрясающую промо-кампанию фильма «Монстро», выполненную в лучших традициях радиопостановки «Войны миров». Конечно, сегодня зрителя обмануть сложно, но когда во время выпуска новостей видишь, как в кадре пробегает огромное чудовище, это, признайтесь, будоражит кровь.

Очевидно, что мы сталкиваемся с несомненными свидетельствами превосходства технологий массовых коммуникаций. Многовековое состояние разделения чувств  и функций обернулось совершенно неожиданным единством.

Перестройка, посредством которой новые рынки и новые массы побудили искусство отказаться от идеи уникального «Я», когда в процессе создания художественного произведения символисты начали идти в обратном направлении, двигаться от следствия к причине. Именно здесь, в этом критическом пункте, и произошла новая перестройка. Процесс художественного творчества сумел приблизиться к строгой, безлично-рациональной логике процесса промышленного производства лишь тогда, когда период от По до Валери символизм перешел от принципа сборочного конвейера к использованию «потока сознания», являвшего собой новый способ изображения. Поток сознания – суть открытое «поле» восприятия, в котором перевернуты все аспекты изобретенной девятнадцатым столетием сборочной линии или «техники изобретения». Вот что пишет по этому поводу Дж. Банток:

  •  «… в мире возрастающей социализации, стандартизации и унификации вполне закономерно выглядела цель, заключающаяся в подчеркивании уникальности и значимости личностных моментов опыта; там, где все отдавалось на откуп «механической» рациональности утверждались иные, альтернативные формы  и способы самовыражения человека, предпринимались попытки представить жизнь как совокупность эмоциональных проявлений, предполагающих логику, отличительную от той, что царила в рациональном мире, и постигаемую лишь в форме разобщенных образов или потока сознательных переживаний и размышлений».

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 4.

В далеком 1895 году компьютеры, Голливуд и попкорн были еще отдаленным будущим, однако благодаря братьям Люмьер, гомо сапиенсы уже узнали, ужаснулись и полюбили «синематограф». История помнит, как реагировали первые зрители на диковинку: неподдельный страх и недоумение сменились любопытством, переросшим в тотальный интерес. А как же спецэффекты, спросите вы? Спецэффекты родились вместе с кино! Буквально в том же 1895 году Альфред Кларк со студии «Edison Kinetoscope» начал снимать фильм «Казнь Марии, королевы шотландской». В финальной сцене героине должны были отрубить голову. Сами понимаете, живым человеком жертвовать никто не хотел, поэтому Кларк додумался-таки, как снять ему эти кадры. Все было просто до гениальности: в нужный момент съемка прерывалась и актрису заменяли манекеном. Этот хитрый трюк вошел в историю как самый что ни на есть первый спецэффект в кино. Ту же технику использовал в своих фильмах и французский «дедушка спецэффектов» Жорж Мельес. Именно ему принадлежат такие «фишки», как многократная экспозиция, покадровая анимация кукольных персонажей, а также идея применения для съемок миниатюрных моделей. Волшебник Мельес создал около 500 фильмов, в том числе и знаменитый блокбастер (для своего времени, конечно!) «Путешествие на Луну».

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 5.

Кадры из фильма Альфреда Кларка «Казнь Марии, королевы шотландской»

Наступил ХХ век. Его начало ознаменовалось настоящим прорывом в области создания спецэффектов. Роберт Пол изобретает настоящий оптический принтер, который позволял комбинировать несколько изображений в одно. Это с виду неказистое устройство стало прототипом современной цифровой композиции сцен, когда множество изображений сканируется в компьютер, где они обрабатываются и микшируются в один эпизод. В 1903 году Эдвин Портер снял популярный триллер «Большое ограбление поезда», где использовал оптический принтер и матовое стекло. Суть этого трюка была в том, что во время съемок часть объектива чем-нибудь закрывали (это могло быть как матовое стекло, так и плотная материя или бумага), чтобы уберечь часть пленки от экспозиции. После этого оператор перематывал пленку и снимал уже без матового стекла, предварительно закрыв вторую сторону объектива, которая была открыта во время предыдущей съемки. Таким образом, можно было комбинировать два изображения в одном кадре. Эта техника много раз совершенствовалась и модифицировалась (к примеру, Бастер Китон извернулся так, что целых девять раз размножил самого себя в одном кадре), но уже в 20-х гг. уступила место более продвинутым методам.

 Однако матовое стекло было не единственным достижением тех лет. В 1906 году появляется первый анимационный кукольный фильм «Плюшевые медведи», срежиссированный тем же Портером. Ради одной минуты анимации бедняге потребовалось более 56 часов напряженной работы! А в 1907-м Норман Даун (не путать с доктором Дауном, открывшим знаменитый синдром!) сэкономил киностудиям кучу денег при постановке своих эпических картин, заменив часть декораций рисованным фоном на стекле. Кстати, этот способ используют и современные кинематографисты. В том же году Ричард Мерфи создал механического орла для фильма «Орлиное гнездо», тем самым, положив начало производству искусственных киноперсонажей.

Между тем популярность кино стремительно росла. Пришло время для детальной переработки всех технологий создания спецэффектов. Многие кинокомпании Америки и Европы, смекнув, насколько сильное впечатление на зрителя оказывают всевозможные трюки, организовали целые отделения, занимающиеся только визуальными и механическими эффектами. Качество картин заметно возросло. В 1925 году Уиллис О’Брайен, технический режиссер фильма «Затерянный мир», анимировал целых 49 доисторических животных. Кинокритики (не говоря уж о зрителях!) потом долго голову ломали, не настоящие ли динозавры бегают на экране. В том же году появляется эпическая картина «Бен Гур». По тем временам это был довольно дорогой фильм, полная стоимость которого составила 4 миллиона долларов. Снимать его начали на природе в Италии, но вскоре из-за непомерно возросших затрат съемочной группе пришлось переехать в закрытые студийные павильоны. Фильм был завершен с помощью спецэффектов. К примеру, одна часть Колизея была воссоздана декорациями в полную величину, а другая – посредством миниатюрных макетов, подвешенных перед камерой, что создавало иллюзию целостности постройки. В 1927 году Фриц Ланг создал потрясающий фильм «Метрополис», применив для съемок целый арсенал специальных эффектов. Миниатюрные модели, съемки через стекло, механические эффекты и анимация – вот лишь некоторые трюки, использованные Лангом. Стоит сказать, конечно, что эффекты делал не только он. Ему помогал художник Юджин Шуфтан – изобретатель так называемого «эффекта Шуфтана», суть которого состоит в оригинальном расширении съемки через стекло. «Эффект Шуфтана» позволял живых актеров снимать в миниатюрных моделях, которые выдавались за оригиналы.

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 6.

Фото, как создавался фильм «Затерянный мир»

 Наступили 30-е годы. Кинематограф перестал быть глухонемым. Начиналась эпоха звукового кино, и потребность в спецэффектах еще более возросла. В эти года на экраны Америки вышло сразу несколько знаменитых фильмов-ужасов: «Франкенштейн» (1931 г.), «Человек-невидимка» (1934 г.), «Невеста Франкенштейна» (1935 г.) и «Мумия» (1935 г.). Но, пожалуй, самый знаменитый персонаж появился в 1933 году – это великий и ужасный Кинг-Конг. Родилась «обезьянка» благодаря стараниям режиссера Мериана и мастера по эффектам Уиллиса О’Брайена. Этим ребятам удалось соединить, казалось бы, несовместимые вещи – живых актеров, анимацию кукол и миниатюрные модели. С тех пор «Кинг-Конг» по праву считается шедевром в области спецэффектов. В общем, кино развивалось во всю мощь. Но справедливости ради надо сказать и о том, что в это же время люди начинают ставить первые опыты с телевидением. И очень скоро зрители начнут предпочитать телевизионный ящик походам в кинотеатры. Но об этом чуть позже. 

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 7.

Кадр из фильма "Кинг-Конг" (1933)

 В 40-е годы спецэффекты главенствуют в трех жанрах: сказках, научной фантастике и в фильмах о войне. Однако появляются и картины нетрадиционного жанра, в которых эффекты и трюки, сами по себе малозаметные, помогают донести до зрителя драматический сюжет фильма. Так, в 1940 году маэстро Альфред Хичкок поставил свою известную картину «Иностранный корреспондент». В трагической сцене крушения самолета мастер применил проекцию океана на экран. А момент столкновения с водяной поверхностью имитировался выплескиванием из-за экрана тысячи галлонов воды. Все получилось довольно правдоподобно! Кстати, Хичкок в своих фильмах очень часто использовал проекцию на экран. Да и в современных фильмах это широко распространенный трюк. В 50-х годах, увы, кино начинает проигрывать телевидению в популярности. Чтобы вернуть зрителя в кинотеатры, киноиндустрия представила новейшие широкоэкранные форматы: «Cinemascope», «Vista Vision», «3-D» (стереокино) и др. Такое множество форматов объясняется тем, что каждая уважающая себя кинокомпания стремилась выпустить и навязать зрителю свой стандарт. Впоследствии широкоэкранные фильмы, снятые в новых форматах, заслужили восторженный эпитет «более правдоподобных, чем сама жизнь».

Задумайтесь над этим эпитетом: «… правдоподобнее, чем сама жизнь»!

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 8.

Новейшие широкоэкранные форматы: «Cinemascope», «Vista Vision», «3-D»

И вот свершилось! В 1961 году программист Айвен Сазерлэнд написал первую компьютерную графическую программу и назвал ее «Блокнот». Пожалуй, с этого момента начинается новая эпоха развития киноспецэффектов – компьютерная графика. По нынешним меркам «Блокнот» был очень простенькой программкой, которая всего-навсего умела неплохо чертить. Но тогда она произвела настоящий фурор! Любой желающий, даже без специального компьютерного образования, мог рисовать на экране световым пером. «Блокнот» воодушевил многих киношников, дав толчок к усовершенствованию подобных систем.

В 1968 году состоялась премьера знаменитого фильма Стенли Кубрика «2001: космическая одиссея», съемки которого велись около трех лет. Кроме захватывающего сюжета, в картине был продемонстрирован новый уровень визуальных эффектов. А в 1973 году в Америке прошла первая конференция «Siggraph», положившая начало бурному развитию компьютерной графики и анимации. Это была даже не конференция, а встреча небольшой группы энтузиастов, на которой они обсуждали возможности новой техники и знакомились с работами друг друга. По правде сказать, качество тогдашней компьютерной графики было просто ужасающим – объекты имели ступенчатые границы и выглядели так, как будто были сделаны из пластика. Естественно, что о применении таких «картинок» в кинематографе пока разговор и не шел. Однако сам компьютер уже стал использоваться при съемках. В 1977 году были созданы сразу два блокбастера – спилберговские «Тесные контакты третьего вида» и, конечно же, «Звездные войны» волшебника-Лукаса. На широких американских экранах разворачивались настоящие космические баталии. Все это стало возможно благодаря специальной кинокамере, работу которой контролировал компьютер. Движения программировались настолько точно, что без труда можно было снимать несколько объектов по одной траектории, а комбинировать полученные таким образом изображения стало намного удобнее. «Звездные войны» по праву заслужили несколько Оскаров, в том числе и за спецэффекты. Два года спустя, в 1979 году в компьютерном отделении студии «Lucasfilm» собрались лучшие исследователи в области компьютерной графики. Была предпринята отчаянная попытка сделать изображение настолько реалистичным, чтобы его можно было использовать в кинопроизводстве. К проблеме подключились и такие известные компании, как «Oxberry», «Kodak», «Management Graphics Inc.» Впоследствии фирма «Cyberware» создаст свой уникальный трехмерный сканер, который позволяет вводить в компьютер информацию об объекте сразу в трех измерениях вместе с текстурой. Эта технология будет потом использована для таких кинохитов, как «Бэтмен возвращается», «Терминатор 2», «Парк Юрского периода» и др.

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 11.

Кадры из фильма Стенли Кубрика «2001: космическая одиссея»

 В 80-е годы процент компьютерной графики в кинопроизводстве начинает неуклонно возрастать. В 1982 году студия «Walt Disney» создает фильм «Трон», в котором присутствуют фрагменты с компьютерной анимацией. Общая продолжительность таких трюков составила целых 30 минут. В том же 1982 году на экраны выходит фильм «Звездный путь: гнев Кана», в котором один из эпизодов целиком и полностью был сделан на компьютере. А три года спустя появляется первый нарисованный с помощью компьютера персонаж. Им стал средневековый рыцарь из фильма «Молодой Шерлок Холмс». Над созданием героя авторам пришлось изрядно попотеть: эпизод, занимавший на экране всего 30 секунд, потребовал шестимесячной проработки. В конце 80-х появляется картина «Газонокосильщик», кстати, широко рекламированная в советском прокате. Действие фильма разворачивается внутри виртуальной реальности. И что же ее сможет лучше создать, как не компьютерная графика?! Но сказать по правде, картина не удалась: ни по сюжету, ни по эффектам. И тем не менее все это были лишь цветочки по сравнению с тем, что ожидало зрителей в 1991 году.

 Воистину грандиозным творением 90-х стал фильм Джеймса Камерона «Терминатор 2: Судный день». Картина стала мощным продолжением «Терминатора», снятого тем же Камероном в 1984 году. В фильме были задействованы такие именитые актеры, как Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмильтон, Роберт Патрик, кроме того, состоялся творческий дебют Эдварда Фурлонга, сыгравшего роль Джона Коннора. Однако потрясающий успех фильму обеспечили, наверное, не столько актеры, сколько «убойные» спецэффекты. Различных трюков в картине было просто не счесть: миниатюрные модели, проекции на экран, пиротехнические чудеса и даже настоящие роботы (двойник Шварценеггера). Но главной «фишкой» второй части «Терминатора» стал, конечно же, жидкометаллический киборг, бесподобно сыгранный Патриком. Для достижения реалистичного поведения компьютерного персонажа в фильме была применена новейшая для тех времен технология «Motion Capture» (технология оцифровки движений). Сущность ее заключается в том, что на тело живого актера закрепляются инфракрасные датчики перемещения, сигналы с которых передаются на компьютерную модель. Эти сигналы обрабатываются машиной, и движения виртуального героя становятся более правдоподобными. Кроме того, зрители надолго запомнили, как ловко и плавно злостный робот мог принимать любые формы и очертания предмета. Такой трюк называется «морфингом». И он довольно прост: в компьютер вводятся опорные положения объекта, а машина затем просчитывает промежуточные. После выхода фильма на экраны кинотеатров морфинг стал особенно популярен, и не только, кстати, у разработчиков спецэффектов. Технология «Motion Capture» также используется в современном кинобизнесе. Естественно, что такое творение как «Терминатор 2» Камерон просто обязан был выставить на «Оскар». И он выставил. В 1992 году на приз Американской академии киноискусства в области видеоэффектов претендовали сразу три картины: «Крюк» (с феей Тинкербелл, созданной в мастерской «Industrial Light & Magic»), «Обратная тяга» (неистовство огня, сотворенное опять-таки в «ILM») и «Терминатор 2» (жидкометаллический киборг, рожденный все той же «ILM»!). Жюри встало перед интересным выбором – определить, что лучше: «ILM», «ILM» или же «ILM»? В итоге «Оскар» достался «Терминатору». Кроме того, в прокате «Т 2» собрал более 500 миллионов долларов.

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 13.

Фото как создавался Терминатор 2

Не менее эпохальной картиной стал «Парк Юрского периода», созданный знаменитым Стивеном Спилбергом в 1993 году. Пожалуй, все помнят незамысловатый сюжет фильма: невесть откуда взявшиеся динозавры наводят ужас в парке отдыха. Без компьютерных эффектов здесь было просто не обойтись! За разработку громадных механических чудовищ взялась студия «Stan Winston», а за компьютерную графику – уже известная нам «Industrial Light & Magic». Потом гигантских кукол сняли в движении (естественно, без «Motion Capture» здесь не обошлось), получившееся изображение оцифровали и наложили на эпизоды, отснятые с актерами-людьми. Все очень просто! И снова грандиозный успех! А еще будут продолжение «Звездных войн» ( с новыми возможностями), «Титаник», революционная «Матрица», «Трансформеры», «Бэтмен», «Человек паук», «Монстро», «Гарри Поттер», «Властелин Колец» и другие. И всех их будет ждать успех и грандиозная шумиха связанная с ними.

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 15.

Кадры из фильма «Парк Юрского периода» (1993г.)

Фильм «2012» вышедший уже 2009 году, стал закономерным продолжение того движения, которое было начато еще в начале 20-го века. Это не первый и не последний продукт, сошедший с этого конвейера. Насколько технологии позволят продвинуться дальше в возможностях стирания границ между реальным и искусственным, покажет время. Но то, что развитие идет по этому пути, можно проследить по исторической перспективе, которая была показана раннее.

2012: А ты сходил в кино?. Изображение № 17.

Говоря о современности мы  имеем виду характерное для нашего мира состояние брожения, неустойчивости, текучести, скепсиса, иронии и нестабильности любых отношений. Один из наиболее выдающихся социологов, занимающихся постсовременностью,  Зигмунт Бауман, в качестве одного из основных признаков нашего времени указывал на нашу постоянную неуверенность, которая является обратной стороной пространства  выбора, которое у нас появилось. Мы колеблемся во всем! Попав в постсовременность, мы понимаем, какое количество препон исчезло с нашего пути по сравнению с предшествующими поколениями, но одновременно мы оказываемся перед тяжким выбором, как жить дальше, при том что ясные критерии для выбора исчезают. Бауман также обращает наше внимание на постоянно возникающие нами «соблазны», которыми постоянно искушает нас реклама, маркетологи и знаменитости, используя все возможности СМИ и других средств воздействия на наше воображение, тогда как предшествующая система постоянно стремилась держать под контролем источники этих соблазнов.

Сенсационность и срочность – это технология общего действия, обеспечивающая шум и необходимый уровень повторяемости информации. Иногда создание искусственного фона сенсационности служит какой-то конкретной цели. Цель продюсеров фильма «2012» состояла в том,  чтобы «ИМЕННО ТЫ» пришел в кассу, заплатил примерно 200р. за сеанс и тихо уселся в своем кресле. И что заставило тебя это сделать? Может быть, та же реклама? Или красивая картинка? А может быть восторженные высказывания твоих коллег или друзей, которые собираются пойти на этот фильм? Или все же простой банальный интерес, вызванный негативной оценкой уже посмотревших? 

Многим людям не понравилось, например как играют актеры. Это их мнения и впечатления, тут судить о мнениях людей не правильно было бы. Но не понятно, что люди хотят увидеть от такого вида продукта, когда задачи ставяться другие. Если вы хотите увидеть какую-то сверх гениальную игру актеров – сходите в театр! Если вы хотите пережить какую ту драматическую, круто закручиную линию сюжета - почитайте  интересные книги. Если Вы хотите увидеть от этого продукта какую-то глубину, то поставти себя в то бытие, о котором повествует этот фильм. Попробуйте представить то, что Вы будете делать, если это на самом деле свершиться. Какими будете Вы, когда вокруг играют по правилу: "Каждый сам за себя"? Роланд Эммирих хоть и не гениальный режиссер, как например Эйзенштейн, Станиславский, Мельес, Чаплин, Феллини, Антониони и др., но он хорошо показал эту черту людей, в той ситуации, где она обычно явно проявляется.

Хочу напомнить, что фильм «2012» это продукт для массового, современного потребителя. А ему нужно всего лишь отвлечься, от той реальности, в которой он находиться большую часть своего времени. 

___________________________________________________________________________

Библиография: Topnews24.Ru, F5.ru, Сергей Кара-Мурза "Манипуляция сознанием", Наталья Кириллова "Медиа-культура", Франк Уэбстер "Теории информационного общества", Маршал Маклюэн "Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего".

Рассказать друзьям
16 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются