Views Comments Previous Next Search

Синяя кожа, рыжая шерсть

8111916
НаписалДаниил Т.21 декабря 2009
8111916

«Аватар» и «Там где живут чудовища» в сравнении.

В четверг на экраны вышел фильм «Аватар». В кинотеатрах образовались очереди, вопросы «Нет ли лишнего билета» казались нормальными, кино смотрели все.

В среду, за день до этого знаменательного события, в сети появилась качественная копия фильма «Там где живут чудовища» и люди, которые уже полгода рассматривали кадры из фильма и слушали саундтрек Карен О, бросились скачивать фильм. Их не стоит винить – в России премьера будет только в феврале, тогда как во всем мире она прошла два месяца назад.

Про эти фильмы написано уже многое, никому только не пришло в голову их сравнить. Хотя точек соприкосновения у них немало.

       

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 1.

               

Начало

Съемки, проблемы, критика

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 2.

Идея «Аватара» родилась у Джеймса Кэмерона в 1995 году, только технологий, которые ему были нужны, не было. Поэтому он отложил съемки до 2005 года, а пока написал сценарий. Воплощение идеи стало главной целью, неважно сколько времени понадобится. Кэмерон говорит, что даже сейчас технологии, которые использованы в фильме слишком дороги, обычных актеров снимать дешевле. Некоторые критики называют «Аватар» синематическим «Wish You Were Here».

                 

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 3.

«Там где живут чудовища» тоже прошли долгий путь – от книжки 1973 года, постановки 92-го, до фильма Спайка Джонса. Главным требованием режиссера было отсутствие компьютерной графики. У чудовищ в фильме анимировано только лицо. Надо сказать, первый вариант фильма Джонс полностью переделал: на просмотре фокус-группа испугалась – монстры были слишком страшными. Зато теперь редкие критики обвиняют режиссера в том, что «Wild Things» совсем не такие дикие.

   

Окружение

Летающие муравьеды, нефтесобаки, мохнатые друзья и  их гнезда

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 4.

В «Аватаре» главный герой попадает на Пандору, планету, которая дает ему свободу передвижения (в своем новом теле-аватаре, он снова может ходить) и открывает собственную красоту. Пандора будто сделана японскими художниками для очередной видеоигры: здесь и летающие ящеры, и дикие нефтесобаки, и звери-молоты. Ночью трава светится, если идти по ней, а над землей парят скалы — это не глупая условность, а доказательство многообразия видов. В общем, это место – земля обетованная, рай, мир, в котором главному герою будет хорошо.

         

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 5.

В «Чудовищах» Макс попадает на остров, где живут чудовища, лес, населенный странными мохнатыми существами. Они, также как и в «Аватаре», похожи на плод фантазии ребенка – созданные без претензии и естественно. Это модификация реальности, к которой не так уж сложно привыкнуть: в конце концов, если надеть плюшевую пижаму, ты сам немного похож на чудовище. Место, куда попадает Макс, идеально для него – здесь нужно строить дом-гнездо, играть и управлять. Здесь бывает страшно, весело, тепло и уютно.

Леса Пандоры – долгие месяцы работы художников, то, ради чего «Аватар» стоит посмотреть еще раз. Биосистема Пандоры кажется досконально продуманной, не может возникнуть никаких сомнений – она реальна. Игры чудовищ и Макса похожи на детские: куча мала, в которой лучше быть сверху, война комками грязи, строительство замка, которое прерывается сразу, как становится скучно.

      

Метафора

Заселение Америки, любовь, сон и семья

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 6.

Главное, и в том и в другом фильме: они – не просто развлечение, но большая метафора. «Аватар» – практически история заселения Америки, уничтожения коренного населения и трагедии каждого сознательного американца, «Там, где живут чудовища» – история рассуждений маленького мальчика о любви: своей к родителям, родителей друг к другу, любви к себе и любви вообще.

«Аватар» и «Там, где живут чудовища» о магии, нерациональном и рациональном. Неслучайно, в «Чудовищах» Макс убегает из дома, попадает в лес, а потом, под синим ночным небом, переплывает море, перед тем, как попасть в волшебную страну. Точно также в «Аватаре» Джейк ложится в капсулу, чтобы оказаться в теле собственного аватара, а коренные жители в упрек назовут его «тенью».

    

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 7.

Разница лишь в том, как режиссеры выходят из этого: в первом случае реальность оказывается ненужной и бесполезной: Джейк остается на Пандоре, во втором – воображение помогает разобраться с реальной жизнью.

Герой находится в полном согласии с природой – она помогает ему разобраться в себе. Нерациональное и рациональное – вообще главные темы 2009 года, проявляющиеся почти во всех культурных плоскостях.

               

Ощущения

Критики и блоггеры

«Там, где живут чудовища»

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 8.

«Режиссер фильма пошел на неизбежные риски, использовав существ из книги, которой больше полувека. Полюбят ли сегодняшние медиапересыщенные дети этих странных чудовищ, отличающихся от современных монстров-мутантов? Пока неизвестно» The Wall Street Journal

«Таким образом мальчик – продукт сломанного брака, стоит на пороге юности и боится сделать шаг вперед, как будто само детство защищает его от мира, где любовь родителей разрушена, отношения с сестрой испорчены, учителя уверяют, что все скоро умрет, включая солнце.» Empire Online

«Главное, что отличает Макса от большинства его сверстников — невероятно сильное творческое начало и образное воображение. Поэтому, после очередного конфликта в семье, не в силах решить проблемы в реальности, он убегает в странный мир своих фантазий, уплывая на лодке на отдаленный остров, где становится королем гигантских существ — своих подлинных и таких разных эмоций. Некоторые из этих существ мягки, некоторые полезны, другие являются разрушительными, но все они отражают тот или иной аспект собственной индивидуальности Макса» Пользовательская рецензия на сайте «Афиши»

       

«Аватар»

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 9.

«Думайте об «Аватаре», как о «Певце джаза» 3D кино, как о самом дорогом и сытном субботнем завтраке. Смотрите его, как безумную продукцию Джеймса Кэмерона» Los Angeles Times

«Это старая история Покахонтас и Джона Смита, перемешанная с вестернами (такими, как «Танцы с волками»), где белый человек, пожив с Команче или Сиу, пытается спасти племя в борьбе с наступающей цивилизацией, которая непременно уничтожит его» The New Yorker

«Кэмерон, знает, что простыми эффектами, сейчас никого не удивит, и прежде всего, для него важным ингредиентом успеха фильма, является далеко не компьютерная графика, как для многих современным неучей, вроде Эмриха, а конечно потрясающий сценарий, где во главе стоят яркие персонажи, со своими убеждениями, мыслями, идеями» Пользовательская рецензия на «Кинопоиске»

Синяя кожа, рыжая шерсть. Изображение № 10.

Нельзя не заметить: «Чудовища» и «Аватар» живут по одним правилам. Это не доказывает, что они абсолютно похожи (такого и не должно быть), а означает, что эти правила и есть «дух времени». История союза человека и природы, возрождение мифологии, изменение понятия «мэйнстрим» в кинематографе.

Рассказать друзьям
81 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются