Views Comments Previous Next Search

Клипмейкеры в большом кино

5913017
НаписалСаша Сколков20 января 2010
5913017

Существует целая волна людей, пришедших в большую киноиндустрию из рекламного видео, музыкальных клипов и самодельных короткометражек. Look At Me выбрал пять имен, с которыми обязательно стоит познакомиться. Эти режиссеры известны своими работами и в том, и в другом направлениях.

В деле клипмейкеров существует две основные категории людей: первые, кто умеет создавать историю и персонажей, это люди, пришедшие из рекламной индустрии или как-то с ней связанные, позже они часто пробуют себя в большом кино; и вторые, кто начинает снимать видео для музыкантов, перед этим поработав долгое время фотографами, они делают прекрасную картинку и растягивают её на пять минут. Сегодня коротко о первых:

     

           

Мишель Гондри

                 
Клипмейкеры в большом кино. Изображение № 1.

      

Мишель Гондри родился во французском городе Версаль. В 1983 году он вместе со школьным приятелем Этьеном Шари создал группу Oui Oui: Этьен взял в руки гитару, а Мишель сел за ударную установку. Именно со съемок клипов для этого проекта и началась его режиссерская карьера.

        


       

В середине восьмидесятых и начале девяностых Мишель снял десятки клипов для малоизвестных французских групп и стал выполнять редкие работы для артистов, вроде Томаса Долби, Малькольма Макларена и Дональда Фагена. В те же годы он начал снимать и первые короткометражные фильмы. В 1992 году, выпустив два альбома, группа Oui Oui прекратила свое существование, а Мишель Гондри вплотную занялся режиссурой музыкальных видео, и к середине 1993 он уже снимал клипы для Ленни Кравитса и Бьёрк (её привлекли ранние работы режиссера – первые клипы для Oui Oui).

      


        

С этого момента его режиссерская карьера круто пошла в гору: он стал снимать клипы для The Rolling Stones, Бека, Massive Attack, Radiohead и многих других. Почти во всем, что делает Гондри, прослеживается его так называемый метод нарезки: ранние работы он вообще снимал на любительскую камеру, а потом нарезал и монтировал отснятый материал аналоговым методом.

      

      

В это же время Мишеля Гондри стали часто привлекать для съемок рекламных роликов, хороший пример его работы — реклама джинсов Levi's.

     

        

Или рекламный ролик для компании Motorola, который больше всех похож на клипы и фильмы режиссера:

    

         

Свой первый полнометражный фильм Мишель Гондри снял в 2001 году – картину «Звериная Натура», где он обыграл идею рассказа Франца Кафки «Отчет для академии»: обезьяна обращается к ученым и рассказывает обо всех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться на пути превращения в человека.

В 2004 году Гондри снимает «Вечное сияние чистого разума» с Джимом Керри в главной роли, а затем — «Науку сна» с Гаэлем Берналем и Шарлоттой Гинзбург. В 2008  выходит «Перемотка», где главные герои фильма становятся настоящими звездами благодаря тому, что начинают по случайному стечению обстоятельств переснимать в домашних условиях многие культовые картины.

«Перемотка» задала целый тренд видеороликам в интернете, для нового жанра Гондри придумал название «sweded» (буквально – «отшведенные»).

      


        

На конец 2010 года у Гондри анонсирована еще одна картина — «Зеленый Шершень» с Сетом Рогеном, известным зрителям по комедиям Апатова, Кристофом Вальцем и Камерон Диаз в главных ролях. По сюжету фильма Бритт Рейд, обычный парень, издатель газеты, по ночам воюет с преступностью города, скрываясь за своим альтер-эго  — Зеленым Шершнем.

            

Клипмейкеры в большом кино. Изображение № 2.

     

     

Джонатан Глейзер

                   
Клипмейкеры в большом кино. Изображение № 3.

       

Джонатан Глейзер выделяется из этой пятерки режиссеров сильнее всего, но отнюдь не выдающимися работами, а чисто статистически — он приблизительно одного со всеми возраста, но зато позже всех начал снимать, снял меньше всех и акцентировал внимание именно на коммерческих рекламных видео, на которых все другие предпочитают просто зарабатывать деньги для реализации собственных проектов. 

       


     

Первое музыкальное видео, которое снял Глейзер, появилось в 1995 году, и это сразу была великолепная «Karmacoma».

          


         

О клипах, которые снимал Глейзер можно говорить довольно долго, хотя их и не так много, как у остальных в нашем списке. Видимо, снимая совсем мало музыкальных видео, он очень избирательно подходил к каждой кандидатуре. Буквально через год после этого клипа для Massive Attack он снимает еще один хит телетрансляций — «Street Spirit» Radiohead.

        


      

Дальнейший послужной список в том же духе: Том Йорк, Massive Attack, Radiohead, Ник Кейв, Jamiroquai, Blur, UNKLE и Ричард Эшкрофт. Последний в его видеографии клип на сегодняшний день — «Treat Me Like Your Mother» супергруппы Джека Уайта The Dead Weather.

     


        

Дебютная работа Глейзера на арене большого кино прошла довольно незамеченной, это был фильм «Сексуальная тварь» 2000 года, хотя позже, в 2006, Channel 4 включил эту картину в список фильмов, которые нужно обязательно посмотреть до своей смерти.

Вторая и последняя картина режиссера — «Рождение» («Birth») с Николь Кидман в главной роли, это фильм тоже особой популярности не заработал, зато сумел выиграть Золотой Глобус.

        

    

      

Спайк Джонз

          
Клипмейкеры в большом кино. Изображение № 4.

         

Режиссерская карьера американца Спайка Джонза кажется намного проще, чем у остальных: начал он довольно круто — снял видео не для первой попавшейся группы из своего района, а сразу для Sonic Youth. Девяносто третий начался для Спайка с клипа для группы The Breeders на трек «Cannonball».

    

     

До того, как в 1998 году Спайк Джонз начал снимать свой первый полнометражный фильм, он успел поработать над массой музыкальных видео, многие из которых приобрели почти культовый статус: Weezer, The Breeders, R.E.M., Daft Punk, Sonic Youth, Bjork, Chemical Brothers, Fatboy Slim и четыре клипа группы Beastie Boys, среди которых «Sabotage».

       


         

На этом работы режиссера с музыкантами не заканчиваются, но дальше все идет намного проще: сегодня Спайк Джонс – известный клипмейкер, снимает видео для всех, кто ему нравится — Beck, Yeah Yeah Yeahs, UNKLE, Kanye West, Bjork и многих других. При том, с этого момента начинается его карьера в большом кино, куда он устремляет все свое внимание.

Свой первый фильм, где Джонз выступил уже в качестве режиссера, а не актера, он снял в 1998 году — короткометражная (29 минут) документальная история о родео в Хьюстоне. После него в 1999 году вышел «Быть Джоном Малковичем», с которого началась совместная работа Спайка Джонза и сценариста Чарли Кауфмана. Этот фильм заработал огромное количество наград различных киноакадемий и фестивалей, перечислять которые просто не имеет смысла.

     


        

Затем он продюсировал «Звериную Натуру» Мишеля Гондри, а в 2002 году снял «Адаптацию» с Николасом Кейджем, Крисом Купером и Мерил Стрип в главных ролях, картина получила массу призов, в том числе Оскар и два Золотых Глобуса. А после этого фильма он выступил продюсером проекта «Придурки» (Jackass), который выглядит весьма странно в одном списке со всеми остальными его работами.

        


       

После «Адаптации» и «Придурков» у Джонза было немало замечательных работ, но заострить внимание хочется на картине, премьера которой уже прошла по всему миру, а в России она появится на экранах только в начале февраля — сказке для взрослых «Там, где живут чудовища». Карен О, вокалистка и лидер группы Yeah Yeah Yeahs, написала к картине саундтрек,  который стал настоящим хитом в Соединенных Штатах, а сам фильм собрал самые положительные отзывы и попал во множество списков лучших фильмов 2009 года.

      


           

В 2010 году Спайк Джонз обещает удивить нас еще более безумным, чем «Придурки», проектом — «Придурки 3D»

     

      

Йонас Окерлунд 

             
Клипмейкеры в большом кино. Изображение № 5.

         

Йонас начал свой творческий путь как подобает каждому нормальному шведу — отыграл больше года в легендарной блэк-метал группе Bathory (в скандинавских странах, они все легендарные), а после этого, в 1988 году, занялся съемками видео для группы Candlemass. По первым его шагам и представить себе невозможно было, к чему это все может привести.

     


        

В девяностых на Окерлунда неожиданно свалилась гора работы, причем далеко не от блэк-метал сцены: он снимал клипы для Мари Фредрикссон, вокалистки Roxette, для самой группы Roxette, а уже в 1997 снял клип для Moby на трек к очередной серии Бондиады и «Smack My Bitch Up» Prodigy.

     


      

Как раз с этого момента начался период его карьеры, когда он стал работать с большими артистами: Madonna, Metallica, Lenny Kravitz, U2, Blondie, Оззи Осборн, Пол МакКартни, Primal Scream и многие другие. Но если не брать в расчет весь этот размах, то вообще за Йонасом закрепилось звание парня, который может быстро снять вполне неплохое видео и не более того. Хотя в 1999 ему удалось выиграть Grammy за клип на «Ray of Light» Мадонны.

С тех пор, как Йонас начал пробовать себя в большом кино, количество отснятых им видео для музыкантов не уменьшилось — в 2009 году он снял два чуть ли не самых громких клипа: «Paparazzi» Lady Gaga и «Pussy» Rammstein.

     


        

Йонас предстал перед публикой в качестве режиссера кино впервые в 2002 году, сняв сумасшедшую наркотическую драму «Высший Пилотаж» («Spun»), главные роли в которой сыграли Бриттани Мерфи, Джейсон Шварцман и Микки Рурк. Картина похожа на нормальную историю, придуманную рок-парнишкой: куча грязи, брутальных мужиков, наркотиков и рок-звезд, вроде Деборы Харри и Роба Хэлфорда.

    

     

После этого Окерлунд снял целых три документальных фильма о Мадонне и ее концертных турах, а только после этого принялся за свою вторую и пока что последнюю в фильмографии картину — «Всадники» с Денисом Куэйдом в главной роли, которая увидела свет в 2009 году. 

          

    

     

Дэвид Финчер

                    
Клипмейкеры в большом кино. Изображение № 6.

      

У Финчера из всех представленных здесь режиссеров, пожалуй, самый длинный путь, который он начал в свои 18 лет, устроившись подсобным рабочим на студию Korty Films — там он таскал с места на место разную аппаратуру, свет, камеры и все остальное. История с увлечением техникой сильно повлияла на все дальнейшие работы Финчера: всегда создается ощущение, что в его клипы и рекламные ролики использованы последние наработки техники на сегодняшний день. 

После работы в Korty Films Финчер решил попробовать себя в рекламном видео и его первой работой стал ролик для Американского Онкологического Общества, который имел такой успех, что сразу после него режиссер стал снимать рекламы для Coсa-Cola, Levi's, Nike и Honda.

      


      

После нескольких успешных лет в рекламном бизнесе Дэвид решил попробовать себя и в музыкальных видео — все восьмидесятые он снимал клипы для разных поп- и нью-вейв-музыкантов, вроде The Motels, The Outfield, Patty Smyth, Rick Springfiels и так далее. За десять лет он наснимал больше двадцати видео, а последней работой стал ролик для Мадонны на песню «Vogue» в 1990 году, который все еще считается среди поклонников чуть ли не лучшим ее клипом.

     


      

С этого момента Финчер стал уделять всё внимание карьере в большом кино, а количество рекламных роликов и музыкальных видео сократил до минимума. Последний на сегодняшний день снятый им клип —  «Only» группы Трента Резнора Nine Inch Nails.

       


       

Кинокарьера Финчера началась в 1992 году, когда ему предложили продолжить поработать над серией фильмов о «чужих». Именно тогда и сформировалось всеобщее представление о том, кто такой Дэвид Финчер. Это бескомпромиссный режиссер, который не идет на уступки и просьбы продюсеров, не щадит зрителя, имеет собственное видение образов и характеров персонажей и гнет до конца картины свою зачастую очень мрачную линию. Фильмы зрителям кажутся затянутыми, в них много недосказанного, а также провокационного и эпатажного.

Именно из-за всего этого дела с «Чужими 3» закончились плачевно и для режиссера и для картины: Двадцатый Век Фокс отстранили Финчера от работы на финальной стадии работы, так что фильм получился чем-то средним между скучным боевиком и мрачной загадочной историей об уникальной расе хищных пришельцев из далекого уголка галактики. Третью часть «чужих» не полюбили ни кинокритики, ни фанаты этой серии фильмов.

          


      

В 1995 году Финчер снял одну из своих самых главных картин — фильм «Семь», в котором сыграли Бред Питт и Морган Фримен. Мрачная атмосфера большого города, где все время льет дождь, а у всех жителей все по-настоящему плохо; затянутая история серийного маньяка, наказывающего общество за его грехи, ужасный конец фильма, от которого становится только еще неприятнее, — тут есть все финчеровские любимые приемы.

       


       

В 1999 году Дэвид Финчер закончил работу над своим самым известным в своей карьере фильмом, ставшим настоящим культом — картиной «Бойцовский Клуб», снятой по одноименному произведению писателя Чака Паланика, где он, вооружившись битниковскими методами, критикует современное общество потребления, используя все доступные методы: классовую ненависть, человеческие комплексы, террор и настоящее безумие. Тандем Эдварда Нортона и Брэда Питта и мрачный почерк режиссера сделали фильм отдельным произведением искусства и подняли продажи книги.

       


        

Позже Финчер снял фильм «Зодиак», затянутую, но реалистичную историю о серийном убийце по прозвищу «Зодиак». А уже в 2008 году на экраны вышла другая его картина — «История Бенджамина Баттона». Тут вызывающая медлительность Дэвида Финчера сыграла против него, фильм с молодеющим Бредом Питтом провалился среди критиков и зрителей. А в этом году Дэвид Финчер собирается закончить работу над еще одной своей картиной «The Social Network», где расскажет смешную и в то же время драматическую историю социальной сети Facebook. Среди многочисленных актеров фигурирует даже Джастин Тимберлейк.

            

Рассказать друзьям
59 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются