«Повелитель бури»: пацифизм пополам с кровожадностью.
Фильм об американских саперах в Ираке собирает немыслимый урожай наград: сообщества кинокритиков Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса, Лас-Вегаса, Сан-Франциско, Бостона и Остина уже назвали «Повелителя бури» лучшим фильмом 2009 года. Уверен, что 17 января он получит свое от вручающей «Золотой Глобус» Ассоциации иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде, а 7 марта не останется без премии «Оскар». Все это справедливо, кроме одного: премьера «Повелителя бури» прошла еще в 2008-м, на Венецианском фестивале, но в американский прокат он вышел только через полтора года.
Черт его знает, отчего дистрибьюторы так осторожничали с выпуском, возможно, из-за моральной амбивалентности этой военной драмы. «The Hurt Locker» вступает в заочный спор с фильмом Брайана Де Палмы «Без цензуры» (Redacted), нашумевшим сначала, опять же, в Венеции, а потом и в международном прокате. Де Пальма использовал новые цифровые технологии, чтобы рассказать жуткую историю о плохом поведении одичавшей американской военщины: у него все точки над i расставлены, иракские граждане – однозначно, страдальцы, которых насилует и убивает распоясавшаяся солдатня.
В «Повелителе бурь», серии треплющих нервы эпизодов о мужской и смертельно опасной работе саперов, иракцы не похожи на безгрешных жертв оккупационной армии, а американские солдаты – на оккупантов.
Режиссер Кэтрин Бигелоу – бывшая жена Джеймса Кэмерона: возможно, обмен физиологическими жидкостями с автором «Терминатора» и «Чужих» (да даже в добром «Аватаре» чувствуется упоение боем) привел к формированию ее жесткого, совсем не женственного стиля. Достаточно вспомнить «Вороненую сталь», «На гребне волны» или «Странные дни» – не фильмы, а адреналиновые взрывы. Бигелоу начинает «Повелителя бури» эпиграфом «Война – это наркотик» и продолжает так, будто говорит наркотикам «иногда». Она упивается стихией войны в чистом виде – словно в женщину вселился дух бога Марса. Назвать фильм антивоенным – все равно, что назвать «антивампирским» ранний шедевр Бигелоу «Почти полная тьма»: она явно не осуждает тех, кто умывался человеческой кровью.
Оттого вполне себе пацифистский финал выглядит немного искусственным. Хотя есть мнение, что именно он превращает фильм еще и в метафору современной Америки – страны смелой и мускулистой, но внутренне слабой.
Текст: Вадим Рутковский
Комментарии
Подписаться