Джим Джармуш. «Границы контроля»
После нескольких лет молчания король независимого кино, режиссер Джим Джармуш, возвращается с фильмом «Границы контроля». Это вновь любимая Джармушем история загадочного путешествия. На сей раз безымянный герой (Исаак де Банколе) пересекает красивейшие пейзажи Испании, для того чтобы выполнить какое-то таинственное задание. Актерский состав фильма – сплошь звезды, старые друзья Джармуша: Билл Мюррей, Тильда Суинтон и Гаэль Гарсия Берналь.
«Границы контроля» приняли неоднозначно, например, его забраковали в конкурс Каннского кинофестиваля, хотя за свой предыдущий фильм «Сломанные цветы» Джармуш получил здесь Гран-при.
«Границы контроля» – удивительный фильм. Кому-то он очень не понравился, кто-то называет его вашей лучшей работой после «Мертвеца». Правда ли, что вы работали над ним без какого-либо сценария, имея только наброски?
Да, это так. У меня была 25-страничная история, без диалогов. Я отдал ее продюсерам, обрисовав в деталях, как я хочу это снять. Изначально история содержит гораздо больше сцен, чем получилось в результате. Но самое главное – структура была ясна. Объясняя свою точку зрения продюсерам, я сказал: «Я не хочу писать традиционный сценарий, потому что хочу отыскать важные вещи в самом процессе съемок». Мне ответили: «О’кей. Это твой процесс. Нам нравится история, мы знаем, как ты работаешь, мы знаем, как работает Крис (Кристофер Дойл – оператор фильмов «Любовное настроение» и «Слон»)». Список актеров их тоже устроил. В общем, я был счастлив работать с этой командой.
Работая таким образом, как вы объясняли актерам, что им делать?
Это был новый опыт для меня, обычно я работаю с более детальной картой фильма, тут же все было минимально. Но актеры, которые работали со мной, давно меня знают и доверят мне. Хотя некоторые сцены, например, с Тильдой Суинтон, я писал ночью в отеле, перед самой съемкой. Иногда их приходилось переснимать, потому что мне они не нравились. Но все происходило легко и непринужденно. «Границы контроля» лично для меня – фильм, полностью построенный на случайном вдохновении. Проект начался в результате вереницы неожиданно подвернувшихся предложений».
Например?
Например, испанский дом Джо Стриммера (солист группы The Clash) рядом с Сан-Хосе. Его вдова, Люсинда, уже после его смерти сказала мне: «У нас есть большой дом в Испании, и когда мы с Джо ездили по дорогое к нему, он часто говорил мне, что мы обязательно должны показать дом Джиму, он точно снимет его в каком-нибудь фильме. Но мы все время забывали об этом. Вот держи фотографию этого дома». В результате мы получили резиденцию для героя Билла Мюррея.
Вы начали фильм, позаимствовав название у эссе Уильяма Берроуза «Пределы контроля», в котором он пишет о языке как о возможном механизме манипуляции. А в чем главная идея картины – в контроле над собой или над другими?
Мне действительно очень нравится это эссе Берроуза, и фильм посвящен как контролю над собой, так и контролю над другими. Но если честно, то такая интерпретация сейчас мне кажется слишком сухой. Это каркас, на котором я попытался сделать этакий боевик без стрельбы, где основанная борьба происходит у героев внутри. После уймы времени, потраченного на проект, я уже не могу адекватно понять, получилось ли у меня или нет. Остается прислушиваться к реакции зрителей.
Главный герой – человек без имени, сыгранный Исааком де Банколе – он преступник или шпион?
А я и сам не могу дать ответ на этот вопрос. Я не знаю. За ним постоянно следят власти, так что, похоже, он нечто вроде преступника.
Ну, тогда он благородный преступник, как герой Алена Делона в фильме «Самурай»…
Я большой поклонник этого фильма, и черпал вдохновение из него. Однако, думаю, моя история более метафорична. Даже финальная развязка, если честно, является не более чем ритуалом. Она мало волнует меня, гораздо важнее путь к ней.
Банколе то и дело щеголяет в отличных костюмах. Похоже, что это была самая продуманная часть фильма.
Вовсе нет, изначально я хотел привлечь к созданию костюмов Тома Форда, бывшего креативного директора Gucci. Но он оказался чрезмерно занят созданием собственной коллекции и ее показом. Поэтому нам пришлось задействовать хорошего испанского портного, которого мне посоветовали друзья.
Информация предоставлена журналом DJMAG http://www.djmag.ru/
Комментарии
Подписаться