Большинство фильмов про взросление разрабатывает тему мужского созревания, но сегодня в кинотеатрах лидируют фильмы — почти все они сняты женщинами — о женском пубертатном периоде.
В 2003 г. вышел фильм Кэтрин Хардвик "Тринадцать" /Thirteen/ , который, такие же нервные родители, как и я, запрещали смотреть дочерям, чтобы не дать тем руководство к действию. Ивэн Рейчел Вуд и Никки Рид исполнили роли непослушных подростков, балансирующих на тонкой грани между порой несовершеннолетия и вхождением в мир наркотиков, алкоголя, отчуждения и обыденного секса. Великолепный и жестокий фильм "Тринадцать" стоял особняком с его решительным подходом к реалиям женского подросткового срыва в 21 веке. Но теперь, кажется, он больше не один.
Растянутые и эклектичные, как вообще кино жанра взросления (включающее в себя все от "Американского Граффити" /American Graffitti/, "Под кайфом и в смятении" /Dazed & Confused/ и "Суперперцев" /Superbad/ до "Останься со мной", "Последнего киносеанса" /The Last Picture Show/ и "Моего лета любви" /My Summer of Love/), такие фильмы, в подавляющем большинстве случаев, это фильмы мужчин о мальчиках, или, точнее сказать, режиссеров-мужчин о типично мальчуково-подростковом опыте.
Далее, любопытно, что на подходе главным образом фильмы ("Сокровище" /Precious/, "Аквариум" /Fish Tank/, "Воспитание чувств" /An Education/, "Она, китаянка" /She, a Chinese/), снятые режиссерами-женщинами, и все они о женском подростковом опыте. Сегодня они снимаются по всему миру (Великобритания, США, Китай) и в основном, не отступают от темы "девочка-подросток как чудовище", размышляя о все более актуальных социологических реалиях: от безграмотности, ранней беременности, фанатства, одержимостью к селебрити до уже серьезных всплесков агрессии, изнасилований и инцестов.
Могут ли эти фильмы возвещать о начале новой эры возрастного поджанра: некое подростковое verité (документальная правда) с женским взглядом? Если так, недостаток девичьей слащавости поразителен. Героини — девочки-женщины — не изображаются "взрослеющими и учащимися" в каком бы то ни было роде. Они скорее пробиваются сквозь жизнь, расталкивая всех локтями, набивая шишки. Их юные, беспорядочно перемешанные эмоции в некотором отношении делают их путешествия еще более трагичными и притягательными.
Также отдельно заслуживает внимания качество работы этого поколения. Актерский состав Санденсовского хита Ли Дэниэлс "Сокровище" /Precious/, по одноименной книге Сапфир (псевдоним Рамоны Лофтон — американской писательницы и поэта-перформансиста), поистине заслуживает внимания. Чего стоит Мэрайя Кэри в роли безвкусно одетой женщины-социального работника! А Габури Сидибе в роли неграмотной школьницы из Гарлема, страдающей ожирением и беременной вторым ребенком от своего отца, терроризируемой матерью — настоящее откровение. Однако то, что звучит как слезоточивая драма, на поверку оказывается стопроцентной городской классикой, приоткрывающейся картиной жизни без защитных сеток, после которой не скоро приходишь в себя.
Точно так же и с "Аквариумом" /Fish Tank/ Андреа Арнольд, где обладательница приза за лучший дебют Кэти Джарвис играет Мию, которая живет в маленьком районе с нерадивой матерью и младшей сестрой и мечтает убежать, чтобы стать (достаточно посредственной, в общем) танцовщицей. Ее отчаянные метания надолго западают в душу, даже после того, как фильм давно закончился. Это, кажется, становится определяющей характеристикой героинь нового типа. Несмотря на свой юный возраст, они настоящие люди из плоти и крови, а не просто дневник своих проб и ошибок.
Дела обстоят даже лучше: самый бородатый штамп подросткового кино — внезапное сексуальное пробуждение — разрушается. Волнительное общение Мии с бойфрендом ее матери (Майкл Фассбендер) довольно обыденно, и грань между полами стирается, поскольку не поэтизируется сама сексуальность. Примерно то же у Линди Хэйман в веселом на первый взгляд фильме "Тычки" /Kicks/, в котором страсть к футболисту приводит двух девочек (Николу Берли и Кэрри Хэйс) к темным глубинам познания.
Даже "Воспитание чувств" /An Education/ Лоне Шерфиг, по мемуарам Линн Барбер, действие которых происходит в начале 60-х, старается отразить другую точку зрения на стандартную трескотню о дефлорации, показывая скорее взаимоотношения юной девочки со своим сознанием, нежели ее заигрывания со взрослым мужчиной.
Конечно, в этих женских подростковых фильмах verité кажется, что клише меньше. Никто не влюбляется счастливо или невинно. Здесь нет освобождения героя за счет таланта в стиле "Билли Эллиота" /Billy Elliott/. Никто даже не лежит в поле, глядя в небо и лениво посасывая соломинку.
Не сказать, чтобы фильмы были совершенны (на мой вкус, в них слишком много сомнительных, беспутных, заслуживающих порицания матерей). Однако при всем своем акценте на суровой правде жизни, эти фильмы также способны вызывать горячий отклик и будоражить. Безусловно, после "Блеска" /Glitter/ я никогда не могла подумать, что придет день, когда сцена с ненакрашенной Мэрайей Кэри тронет меня до слез.
Хотя "Тринадцать" стал чем-то вроде киношной колыбели для всех этих фильмов девочек о девочках, возможно, все они отличаются в ключевых моментах. Далеко не все хотят, чтобы их дочери увидели это кино, но возможно, мы должны настаивать на этом: дать им представление о жизни, заставить их немного подумать. Как бы то ни было, встречайте девочек!
Компания "Кино без границ" выпускает фильм "АКВАРИУМ" /Fish Tank/ в прокат 28 января
Комментарии
Подписаться