Реж: Ларс Фон Триер
Дания, Швеция, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды
2003 г.
Драма. Продолжительность: 178 мин.
Молодая девушка в мехах Грэйс (Николь Кидман), скрываясь от гангстеров, волею судьбы, оказывается в глухом городке Догвилль, который предствляет собой несколько жилых домишек, лавочку промтоваров и полуразваленный молильный дом (пастор клятвенно обещал приехать, но после долгих лет ожидания все решили оставить, как есть). Там она встречает местного писателя-философа-неудачника Тома (Пол Беттани), который все свое свободное время (то есть постоянно) занимается сплочением духа местных жителей, и убеждением их в том, что однажды на их общину снизойдет некий Божий Знак, после чего все в их обыденной жизни непременно измениться, что принесет ему долгожданное вдохновение, и он сможет написать-таки великую книгу. Тогда он наконец, выйдет из тени своего отца Томаса Эдисона-старшего (Филип Бейкер Холл), самого уважаемого человека в Догвилле. Том сразу понимает, что Грэйс - именно этот Знак, и надо спасти ее во что бы то ни стало. Он прячет ее в заброшенной шахте, а проезжающим мимо головорезам говорит, что впервые слышит ее имя.
На следующий день Том представляет Грэйс остальным жителям общины. Принимается решение, что она сможет найти в Догвилле укрытие и спастись от преследователей, но взамен ей будет необходимо пройти испытательный срок, чтобы она смогла поладить с обитателями, и заодно приносить какую-то пользу. Но сразу возникает проблема, что работы для Грэйс никакой и нет:
Хозяйке лавочки Вере (Патриша Кларксон) помощь не требуется по определению, водителю грузовика Биллу (Джереми Дэвис) - по неким законом "о грузоперевозках", придуманным им самим, слепому Джеку Маккею (Бен Газзара), который от своего тщеславия никогда не показывает этого - просто потому, что он никогда не выходит из дома и ничем не занимается, и так далее.Но Грэйс, как девушке из большого города, удается схитрить и предложить ту работу, которой жители Догвилля раньше никогда не стали бы заниматься.
Например, она стала следить за здоровьем ужасно мнительного отца Тома, постоянно ищущего у себя какие-то смертельные болезни, начала помогать в молильном доме Марте нажимать на педали органа (Сиобэн Фэллон), и даже ворчуну Чаку (Стеллан Скарсгард) не удалось отвертеться от очарования Грэйс, и он предложил ей работу в своем яблочном саду, который ценит превыше всего.
Испытательный срок был Грэйс успешно пройден. Ее оставляют в Догвилле на "ПМЖ", и даже выделяют маленький домик возле гор. Все идет прекрасно. Более того, Грэйс платят маленькую зарплату, которую она тратит на покупку уродливых глиняных статуэток из лавочки Веры, мечтая когда-нибудь купить их все. Тем временем в город все чаще и чаще наведывается полиция, и развешивает объявление "разыскивается Грэйс Маргарет Маллиган", что вызывает массовое недовольство со стороны жителей: последний раз полицейские приезжали в Догвилль еще до рождения Тома-младшего. С этого момента отношения Грэйс с жителями этого тихого и мирного идеального общества начинают очень медленно, но верно рушиться. Разбитый стакан, сломанная ветка в саду, неверно выбранная дорога к лавочке "раздумий", и легкость и доброта Грэйс - все эти мелочи затрагивают обитателей все сильнее и сильнее. А через полтора часа от начала фильма начинается Ларс Фон Триер во всей свой красе...
Это даже не фильм. Это больше спектакль. Дело в том, что все действие сосредоточено на одной большой сцене с четко расчерченными границами: дом Джека, лавочка Веры, заброшенная Шахта, улица Вязов. Даже собака Чака представляет собой нарисованный на полу силуэт с ошейником. Из всех декораций присутствует только некое подобие скал, пара стен и окон, верхушка молильного дома и кое что еще. Да, смотреть этот фильм достаточно тяжело: половину происходящих событий невольно приходиться домысливать. Например, кто в какой домик вошел, закрыл ли кто-то за собой дверь, слышит ли другой ЭТОТ разговор, и так далее. Триер не просто так задумал все это представление: это своеобразный экзамен для актеров. Смогут ли они вовремя сориентироваться в ситуации? Смогут ли они представить себе то место, где сейчас находяться? Неудивительно, что некоторые актеры не выдерживали, и покидали проект прямо по ходу съемок. Работать подобных условиях очень трудно. Это уже не говоря о самом режиссере, который считается настоящим деспотом в работе. Не менее тяжело приходиться и зрителям. "Догвилль", как своеобразная тренировка для мозгов: декорации и обстанову додумывайте, мол, сами. Но главное в фильме, наверное, не в этом. Главное в том, что событий и "жизни" в фильме больше, чем во многих фильмах со всеми декорациями и живой натурой.
Триер, как бывалый провокатор, приводит "Догвилль", как модель классического американского (да и не только) маленького городка. Места с населением под сотню человек, где каждый знает характер каждого. Где все привыкли к текучему положению вещей. Плыть по течению - скорее всего таков девиз таких городков. Ничто не должно меняться, все гладко и ровно... Но стоит в подобном "Догвилле" появиться человечище, как Грэйс - происходит эффект разорвавшейся бомбы! Все традиции, обычаи, и привычки просто уничтожаются в момент! Грэйс, со своим ярким, искрящимся от идей характером повергает в людей в ужас. И это сразу становиться началом конца. И нет в этом ни просвета, ни даже тени на спасение. Грэйс и Догвилль - вещи такие же разные, как право и лево, как север и юг. Догвилль как к переменам, так и к просто светлейшему и ослепительно-красивому (как верно подметил Том - почти Божественному) созданию, как Грэйс, которую Кидман сыграла, кстати очень уверенно, просто не готов.. И ради своих годами устоявшихся принципов он пойдет на многое. Очень на многое. А Триер ставит в фильме главный вопрос: нужны ли подобные "Догвилли" миру, или нет? Да, вообразить себя Богом несложно. Другое дело - осмелиться показать это на экране. Я лично думаю, что датчанин именно поэтому показал весь этот "мирок" условно, чтобы можно было вволю над ним как поиздеваться, так просто и банально решить его судьбу глазами прекрасной девушки в мехах. Или решить ее судьбу глазами "Догвилля" Триер здесь играет роль того кукловода, который дергает за ниточки жителей Догвиля, понимая что он может с ним сделать все, что захочет: оставит как есть или уничтожит, сделает из него процветающий город или ограбит до полного истощения. И он прекрасно при этом сознает свою полную безнаказанность. Его несложно понять: нарисованный на бумаге городишко можно как изменить, так и вовсе стереть. Не будь этого "условного" повествования, Триера бы раскритиковали в миг. Датчанин хитер, он знал это заранее. И поэтому он - гений.
Кстати по мере хода съемок самого фильма, снималась документалка "Исповдеи Догвилля" (Dogville confessions, реж:Сами Саиф), в котором актеры высказывались о своих ролях, о сложностях работы с Триером, и вообще о психологически сложном съемочном процессе. Рекомендую.
Вообще этот фильм является началом Трилогии "Америка - страна возможностей". В 2005-м году Триер снял вторую ее часть: "Мандерлай". Об этом фильме будет отдельная статья.
Огромное спасибо Википедии за информативную поддержку, и Ларсу Фон Триеру лично за прекрасное пространственное мышление и просто за гениальный фильм. Спасибо!
Комментарии
Подписаться