Современный Боккаччо или же Чосер из США (кстати, ещё по поводу предшествующей ленты «Таинственный поезд» режиссёр Джим Джармуш заявлял, что хотел представить «миниатюрную версию «Кентерберийских рассказов»), сам родом из северо-восточного штата Огайо, но связанный с нью-йоркской «новейшей волной», может немало позабавить зрителей «Ночи на Земле» смешными «таксистскими историями», вернее, побасенками и житейскими анекдотами. Они рассказываются в одну из ночей, в путешествии почти по всей территории Земли — от Лос-Анджелеса до Хельсинки, минуя Нью-Йорк, Париж и Рим.
============================================================================
Друзья, приглашаю Вас, 10 февраля в 19.30 в клуб Апшу, посмотреть фильм Ночь на Земле, Джима Джармуша.
Вход свободный.
==========================================================================
Джармушевский «пентамерон» (или же — пенталогия, тем более что «Ночь на Земле» является его пятым по счёту полнометражным фильмом) способен вызвать гомерический хохот, особенно благодаря нью-йоркской и римской новеллам с рискованно включённым юмором почти скабрёзного, фекалистски-скатологического плана. Хотя парижский и, прежде всего, хельсинкский рассказ постепенно избавляются от внешне комичной, иронически-абсурдной интонации, приобретая трагикомическое, даже мрачноватое звучание.
Чередование не очень весёлых и явно аттракционных эпизодов по принципу чёта-нечета (правда, все они, начавшись с забавной ситуации, заканчиваются не на столь уж располагающей к веселью ноте) следовало бы уподобить смене чёрного и белого, тьмы и света, ночи и дня. Однако в своей лишь третьей цветной картине Джим Джармуш совершает странствие вопреки ходу часовой стрелки — не столько от заката до восхода, сколько «вниз по ночи» (если перефразировать название, может быть, его лучшей ленты «Вниз по закону»), и из южного калифорнийского вечера — в северное хельсинкское утро с морозцем и снегом, из якобы Эдема — в холодный Аид (если перемешать библейско-мифологические мотивы).
Вроде бы простой, доходчивый, несколько развлекательный и более коммерческий, чем остальные, этот фильм Джармуша даже может чуть разочаровать преданных поклонников новаторских, усложнённых по стилистике и жанру предыдущих работ американского мастера независимого кино. Но, на самом-то деле, скрывает в бесхитростной структуре сборника занимательных присказок типичную для мироощущения постановщика горьковатую истину о «чужеродности рая» (если использовать название первой прославившей его картины).
Не случайно, что поездка прочь из Нового Света, который кому-то виделся милтоновским «потерянным раем», а по сути — стал Адом для тех, кто разуверился в «американской мечте», начинается именно из Лос-Анджелеса, так сказать, последнего оплота призрачных надежд. Но юная таксистка, «крутая оторва», абсолютно не строит иллюзий относительно звёздной карьеры в Голливуде (хохма заключается в том, что её играет Уинона Райдер, одна из лучших американских актрис молодого поколения), предпочитая надёжную работу и независимость во всём. Она сторонится навязываемого рая, выбирая, как и прежние герои Джима Джармуша, своеобразную «внутреннюю эмиграцию».
А восточный немец предпенсионного возраста, сбежавший в Нью-Йорк, становится словно «двойным эмигрантом», попадая по милости заводного и словоохотливого чернокожего пассажира в «джунгли Бруклина», откуда вряд ли сможет сам выбраться. И наряду с ироническим парафразом фильмов Спайка Ли и других афроамериканских режиссёров из Нью-Йорка тут также пародийно переосмыслен типичный мотив «яппи в опасности», милый сердцу многих американских кинематографистов.
Более слеп, чем слепая француженка (в безобразной особе с перекошенным ртом трудно узнать красивую и эротичную Беатрис Даль!), африканец-таксист, который приехал в Париж из Кот Д’Ивуара. И оказывается невольным виновником смерти священника и беглецом в своём родном городе римский лихач и невоздержанный «чудозвон» (блистателен в этой роли итальянский комик Роберто Бениньи, ранее снимавшийся у Джармуша дважды). Наконец, подлинно трагична судьба водителя из Хельсинки, которая смогла разжалобить и выбить хмель из загулявших финских работяг, добирающихся под утро домой.
Ад и рай, на самом-то деле, таятся внутри каждого человека — и окружающий мир представляется проекцией той или иной сущности сегодняшних Одиссеев в ночных такси. Тема путешествия изгнанников и отверженных, «вечных эмигрантов» у себя на родине, а тем более — на чужбине, питавшая творчество Джима Джармуша ещё в прежние годы, получает в данной ленте как бы вселенский масштаб. Уже начальные кадры с крутящимся земным шаром и верный тон закадровой песни альтернативного рок-музыканта Тома Уэйтса (он играл одну из трёх главных ролей в картине «Вниз по закону») намекают на то, что все мы — лишь странники на этой планете, и сама она — одинокая путница посреди холодного космоса.
А таксисты, как профессиональные путешественники, знающие дневную и ночную, фасадную и оборотную стороны действительности, в данном случае выступают в качестве авторских посланников в столь неоднозначный мир, где всё смешалось и перепуталось. Они прокладывают свой бесконечный маршрут по магистралям и задворкам, находясь в постоянном движении сквозь пелену ирреального, реального и «квазинеореалистического» (по определению самого Джармуша). Такси, Земля, ночь — это адрес Нового Ковчега, где беглец из рая находит пристанище от всемирного потопа.
Комментарии
Подписаться