Самый важный фильм братьев Коэн по мнению самих братьев Коэн
Братья Коэн – люди несерьезные. И о чем бы ни был их фильм, они всегда готовы превратить в фарс и подать под комедийным соусом даже самое трагическое событие. Их новая работа не стала исключением, и, вопреки всем логическим законам, слово «серьезный» в названии картины тонко намекает, что у братьев Коэн опять все будет с точностью до наоборот.
Будучи людьми несерьезными, братья Коэн никогда бы не сняли традиционный автобиографический фильм. Но если замаскировать реальные события собственного детства под драму, разворачивающуюся в семье профессора физики, тогда почему бы и нет? Режиссеры, впрочем, вложили в картину гораздо больше, чем воспоминания о прошлом. «Вы можете не смотреть ничего из наших фильмов. Вы можете ничего не смотреть вообще. Достаточно посмотреть до конца только этот фильм», – уверен Итан.
Не думайте, однако, что творческий дуэт собирается рассказывать о своем детстве всю правду. Джоэл и Итан действительно выросли в Сент-Луис-парке (штат Миннесота) – небольшом городке со значительным процентом еврейского населения, однако Ларри Гопник (Сталберг), например, совершенно не похож на их отца. Параллели есть, но это ни в коем случае не доскональное воспроизведение фактов. Разве что пара ярких сцен с марихуаной: почему-то очень верится, что братья Коэн действительно любовно перенесли их в картину из реальной жизни.
Избежав ошибок «Невыносимой жестокости», братья идеально выдержали свой авторский стиль: они снова мучают героев и играют с ними, как только заблагорассудится. Они по-прежнему создают персонажей с отчетливыми слабостями и уязвимыми местами и толкают их в трудные, а подчас просто жуткие ситуации. «Самым забавным в работе над этим фильмом было придумывать новые, все более извращенные способы поиздеваться над Ларри», – с довольной ухмылкой замечает Итан Коэн.
Среди безусловных положительных черт «Серьезного человека», по сравнению с другими работами братьев, – актерский состав: в картине нет ни одной звезды первой величины. Самый прославленный, пожалуй, Ричард Кайнд из малоизвестного сериала “Spin City” с Майклом Джей Фоксом в главной роли.
До Ларри Гопника чуть ли ни у одного из сыгранных Майклом Сталбергом персонажей не было имени. Оно, в общем, к лучшему. Сталберг, похожий на молодого Юджина Леви (отец героя Джейсона Биггза в «Американском пироге»), прекрасно справляется с ролью главы еврейского семейства, не перетягивая на себя внимание, как какой-нибудь голливудский секс-символ. Пытаясь вывернуться из самых нелепых и абсурдных ситуаций, он выполняет главную задачу – не разрушить ощущения реальности происходящего и не превратиться в карикатурного персонажа. Сталберг выдерживает комедийный образ до конца, умело чередуя при этом самые разные эмоциональные состояния – смущение, разочарование, расстройство, истерику. В одной из сцен, например, Ларри, попав в серьезную аварию, в состоянии шока первым делом звонит в прокат аудиозаписей, чтобы узнать, как его сделали членом клуба без его ведома, и непременно сообщить, что он не брал альбом Карлоса Сантаны “Abraxus”. При этом Гопник неглуп и определенно не заслуживает всех тех несчастий, которые внезапно на него обрушиваются – во всем виновата исключительно фантазия прославленного дуэта.
Ну и, разумеется, не думайте, что в финале «Серьезного человека» обойдется без ставшего традицией неожиданного поворота событий. И даже не рассчитывайте, что уж на этот раз вам точно удастся разгадать концовку. На то они и братья Коэн.
Дэн Джолин, журнал EMPIRE
Комментарии
Подписаться