Реж: Ларс Фон Триер.
Дания, Швеция, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды
2005 г.
Драма. Продолжительность: 139 мин.
По разлинованной, как корова перед заготовкой, карте Америки, а точнее по ее Югу, резво передвигается вереница игрушечных машинок. Внутри первой - знакомая по "Догвиллю", но немного помолодевшая и более серьезная девушка в мехах Грэйс (Брайс Даллас Ховард), ее изменившийся интеллигентно-чувствительный папаша (Уиллем Дэфо). Долго-ли коротко-ли, но автоколонна останавливается у видавшего виды полуснесенного железного забора почти как из Трансильвании, а отсутствие у него ворот дает повод впечатлительной Грейс скомандовать отцу и его гангстерам стоп.
Почти сразу ее подозорения оправдываются: к окну авто подбегает негритянка крестьянской наружности и начинает призывать о помощи. Через пару минут выясняется и причина отсутствия ворот. На снятые с петель железки привязали какого-то негра, а белый фермер при всем честном народе (а именно, при остальных 11-ти неграх и еще трех-четырех фермерах) хлещет его в лучших традициях концовки "Спартака". Пользуясь силой автомата "Томпсона" и подручных главганстера - отца, Грейс подавляет беспредел, после чего возмущенные белые фермеры объясняют, что она зачем-то остановила "рядовое наказание раба". А между делом, на дворе уже давно ХХ-й век, и рабство уже как 60 лет отменили. Всю эту тираду Грейс выдает старой женщине под кодовым именем Мэм, которая выковыливает из своего особняка со старым ружьем, после чего под гневной речью возмущенной Грейс падает практически замертво.
Практически, потому что смерть настигает ее на глазах главной героини у себя в кровати. Уже шепотом она настоятельно советует ей найти некую книгу под матрацом и немедленно ее уничтожить, что, само собой, рождает у любопытной Грейс прямо противоположную реакцию. Все эти более чем странные обстоятельства ясно показывают Грейс, что этот городок надо срочно брать в свои руки, и все в нем приводить в чувство. Пользуясь добротой отца, она сманивает на свою сторону несколько его "людей".
Ей удается даже заполучить его личного адвоката, мотивируя это тем, что только он сможет по-человечески оформить документы на каждого экс-раба и выделить им участки земли, работу итд, при этом не сделав их жертвами жуликов-белых. Посмотрев на весь энтузиазм своей неуемной дочери, отец с остальными уезжают. По рассказу самого мудорого негра Вильгельма (Дэнни Гловер), бывшего в своей "той жизни" слугой Мэм, все рабы в Мандерлее, который представляет из себя что-то вроде плантации-призрака с одним жилым обветшалым особняком, где жила Мэм и ее семья, ютились в жалких бараках по двое, а то и по трое. Завтракали, обедали и ужинали они строго по-команде, а ходили только там, где скажет хозяин.
Словом им новую жизнь начать будет крайне сложно. Впрочем все эти рассказы ничуть не смутили упрямую Грейс. Для введения некой демократии она начала организовывать собрания, на которых путем голосования решались те или иные вопросы или проблемы плантации.
Это ни могло ни дать результата: некогда аморфные рабы Мандерлея стали с энтузиазмом относиться к той или иной работе. Более того, постепенно им удавалось даже работать бок о бок с их бывшими хозяевами, которые после умелой работы адвоката отца Грейс, остались, на радость Грейс, почти без штанов.
Время шло. Жизнь в Мандерлее стала постепенно налаживаться. Работа по устройству города кипела.
Лес Мэм был спилен для ремонта жилищ, дороги убраны, и даже хлопковые поля были посажены почти в срок. Но, конечно же, не могло быть все так просто. Началась пыльная буря. Она пришла из неоткуда. Никто ее нарочно не вызвывал. Она вообще-то и раньше приходила, но тогда лес Мэм защищал плантацию от нее. А теперь спасения ждать неоткуда. Леса нет. Буря прошла. Посевов нет. Жилища разрушены. Еда испорчена. И Манедрлей начинает очень медленно и неторопливо загнивать. Неожиданно чей-то ребенок заболевает пневмонией. Постепенно выясняется, что всю еду, оставленную для него у окна, кто-то ворует. Это приводит к смерти девочки, а вора сразу находят. И община решается на голосование, которое ставит перед Грейс первое сомнение в правильности не только своей демократии, но и всей Америки.
"Мандерлай" является вторым фильмом в трилогии Триера под общим названием "Америка - страна возможностей" И название это, скорее всего, второй картиной цикла раскрывается наиболее широко. Сохранив догвиллевскую стилистику шаблонной эффекто и жанропередачи, оставив все так же в качестве декораций плантации колодец, три кровати бараков, обеденный стол и "особняк", предстваляющий собой две с половиной колонны, винтовую лестницу на второй этаж с одной единственной кроватью и тумбочкой с часами на нем, Триер методом условностей начал очень смело и резко показывать ту стезю, которую если по-хорошему, сами американцы приоткрывать не очень-то и стремятся. Проблема рабства в Америке известна и "актуальна" будет всегда, кто бы там что ни говорил. Разделение белых и черных на разные права в разное время неизменно будет бить молотом по черепу тех, кто посмеет подумать "ну, и фиг бы с ними. Какая в конце концов разница: черный ты или белый". И Триер, будучи известным провокатором, наглядно и блестяще показывает то, как он может нагло и самодовольно прописать на выдуманной сцене альтернативную версию развития жизни негров в Америке.
Неудивительно, что практически все актеры в фильме, игравшие рабов, были британцами, а фильм американцы раскритиковали по всем статьям. Это вполне логично. Более гнусной темы, а именно права афроамериканцев в США, представить довольно сложно. И тем более гениален поступок режиссера: сделать целую трилогию об американской жизни с ультрапровокационным названием. Вообще снимать кино о правах и равенствах чернокожих невероятно сложно. Чтобы сделать это адекватно, соблюдая все каноны и при этом толково изложить свои соображения не может сдалать наверное никто. Ругали даже Гришема и Шумахера за "Время Убивать", где эта тема представлена наиболее ярко и спорно, типа "и своим и чужим". Наверное, для этого надо быть коренным американцем, и желательно афроамериканцем. Скорее всего, только у Спайка Ли время от времени получается попасть в нужное русло.
Но Триер не был бы Триером, чтобы не считался с общепринятыми канонами. Он легко как начал эту тему, так легко и даже умело увильнул от нее, что очень наглядно демонстрируется в конце фильма, когда перепуганная Грейс в ужасе убегает из Мендерлея. Не то чтобы он, как и она, боялся реакции....
Скорее он сознает ту неизбежность позиций Америки, которая как жила, так и будет жить приоритетами защиты прав и свобод своих афроамериканцев, сексуальных меньшинств, женщин, беременных и так далее. Нет, Триер не ненавидит это. Ему просто это не нужно. Ему Америка совершенно не нужна. Дома оно как-то лучше...
Комментарии
Подписаться