Views Comments Previous Next Search

NICE 2010 – фестиваль нового итальянского кино

1710143
НаписалCool Connections24 февраля 2010
1710143

ХIII фестиваль современного итальянского кино в Москве N.I.C.E. – это политические триллеры, щемящая трагикомедия, одна эротическая драма, одна – семейная, две социально-сексуальных комедии, мультфильм и один фильм, не вписывающийся ни в какие жанровые рамки. С него стоит начать.

                

«Лекция 21» – самый необычный фильм фестиваля.

NICE 2010 – фестиваль нового итальянского кино. Изображение № 1.


Безумное барочное произведение, в центре которого – в меру чокнутый профессор Мондриан Киллрой, специализирующийся на разоблачении переоцененных произведений искусства и избравший главной мишенью Девятую симфонию Бетховена. Чтобы адекватно описать эту кинематографическую фантазию, надо быть конгениальным ее автору, писателю и режиссеру Алессандро Барикко. Его тексты, вьющиеся вокруг пышных – иначе не скажешь – историй, так и просятся на экран. Но и «Шелк», и «Легенда о пианисте» остались лишь элегантными и сдержанно красивыми иллюстрациями. Барикко же, как и положено непуганому неофиту, не боится критических упреков в чрезмерности и переусложненности. Никаких шор, никаких границ. Вот что говорит он сам: «В моем фильме на самом деле все очень просто. Его можно объяснить с точки зрения математики. Но нормальный человек может столкнуться с проблемами. Мне нравится завести его в дикий лес и там бросить. Но стоит ему услышать чириканье птички, как он сразу поймет, где находится. Если ты заблудился, любой знак имеет большое значение. В любой мелочи может таиться ключ к спасению. Не думаю, что ощутить себя потерявшимся в произведении искусства – такой уж негативный опыт. По-моему, как раз наоборот.»

Заблудиться в вымышленном мире Барикко – одно из самых захватывающих киноприключений.

          

         

«Мятежная сицилийка» – великолепная драма о долге, чести и мести. Особо рекомендую тем, для кого итальянское политическое кино в целом и сериал «Спрут» в частности, не пустой звук.

NICE 2010 – фестиваль нового итальянского кино. Изображение № 4.


«Сицилийка», с одной стороны, исторический фильм – основан на реальных событиях и достойно продолжает национальную традицию разоблачительных картин о мафии. С другой, это частная история одной жизни и судьбы, легенда той самой заглавной мятежницы Риты. Да и мятежницей она стала поневоле – после того, как застрелили ее отца, мафиози, придерживавшегося архаичных представлений о порядке, не желавшего пачкаться наркотрафиком и предпочитавшего улаживать дела рукопожатием, а не пулями. Отказаться от мести – невозможно, ведь кровь и солнце – два полюса сицилийской земли, где твердыню закона олицетворяют доны, практикующие старинные казни и «даже у помидоров вкус крови».

Не раскрывая деталей сюжета (он лишний раз подтверждает – жизнь творит такое, что любой драматург иззавидуется), предупрежу: обычного хэппи-энда не будет. Мафия бессмертна. Не потому, что полицейские в Италии коррумпированы или граждане трусливы, а потому, что мафия – неотъемлемая часть сицилийской культуры. Бедовая деревенская девчонка с пистолетом это не то, чтобы понимает – к рефлексии и анализу она не склонна, – но чувствует нутром. Чтобы совершить родовую месть и уничтожить похожего на негодяя из комиксов дона Сальво, ей придется не просто вступить в контакт с государственными органами правосудия, но отказаться от корней и самой себя: прекратить отношения с родственниками, признать отца таким же убийцей, как те, кому она мстит, сменить имя. И одержать – не важно, какой ценой – личную победу, победу индивидуума.

       


     

         

«Морская фиалка» – самый страстный фильм не только фестиваля N.I.C.E., но и всего текущего кинорепертуара.

NICE 2010 – фестиваль нового итальянского кино. Изображение № 5.


Еще одна сицилийская драма, тоже основанная на реальных, еще более фантастичных событиях – горячая киноштучка. Здесь самый желтый песок, самое синее море, самый свирепый сицилийский отец и самая непокорная сицилийская дочь. Здесь стихия моря, плещущегося у крутых скал, рифмуется с женским желанием, мощнейшим влечением, охватившем двух подруг детства – сильную черноволосую Анджелу и хрупкую светлую Сару. То ли оттого, что отец-хозяин Анджелы мечтал о сыне, то ли из-за нераздельности девушки и бурной, неподвластной рацио и законам природы. Действие датировано позапрошлым веком, но сопровождается современной музыкой с гитарными риффами – что придает всему происходящему дополнительную причудливость.



     

         

«Дом на облаках» – необходимая передышка, камерная драма о двух братьях, спустя годы нашедших своего непутевого отца. Младший играет джаз и собирается свалить в Нью-Йорк с подругой-блондинкой, старший не мечтает ни о чем, зарабатывает случкой собак и предпочитает уединенную жизнь в доме на отшибе. Но дом продан – сбежавшим в Марокко отцом...

NICE 2010 – фестиваль нового итальянского кино. Изображение № 7.


Обычное кино – но очень обаятельное, тонко поэтизирующее будни – тут, конечно, помогает Марракеш как фон для семейных разборок и артистические увлечения отца-гедониста, выстраивающего инсталляцию, где искусственные техногенные «цветы» бьются в такт с человеческим сердцем.

      


      

          

«Экс» или «Бывшие» – лихая комедия в труднейшем жанре, за который, тем не менее, берется каждый четвертый режиссер. Многофигурная композиция, панорама историй бывших супругов (естественно, все герои так или иначе связаны между собой), сеть житейских анекдотов на тему «любой развод начинается со свадьбы». Я начинал смотреть со страхом – опасался череды банальностей и скуки. И – ура! – ошибся, наткнувшись на свежий, остроумный фильм. В одном из эпизодов маленькие отпрыски разводящейся пары обсуждают с судьей, ведущим процесс, оперу «Богема», после чего их жлобоватый папаша кричит: «Я же говорю, эти дети от Нанни Моретти, а не от меня». Национальная киноманская шутка понятна тем, кто знает фильмы Нанни Моретти, итальянского Вуди Аллена. Но вспомнил я ее, чтобы отметить: все прочие шутки столь же удачны, но доступны всем. А уроки Моретти, снимающего ироничное и интеллектуальное кино, режиссер «Бывших» Фаусто Брицци усвоил хорошо.

     

 

      

          

«Не такой, как... кто?» – еще одна комедия о сексе и обществе, со шпильками в адрес Саркози и Обамы.

NICE 2010 – фестиваль нового итальянского кино. Изображение № 9.

     

«Че Гевара геев» баллотируется на пост мэра и к своему удивлению обнаруживает, что по уши влюблен в центристскую соратницу по партии, (Клаудиа Герини, блистающая и в фильме «Экс»). Фильм – аналог выверенной политической программы, способной принести максимум выборных голосов. Он с пониманием и уважением относится и к геям, и к политикам, и к старикам, и к женщинам, которые могут наглядно убедиться, что стопроцентные геи – это стопроцентная выдумка.

        


     

        

«Па-ра-да» – самый трогательный фильм фестиваля, разыгранная под звуки аккордеона трагикомедия о французском клоуне Милуде и беспризорных румынских детях. Слезы из зрителя можно выбить по-разному, иногда за них реально стыдно. Дебют оператора Марко Понтекорво – сына выдающегося кинематографиста Джилло Понтекорво – не из тех лент, что расчетливо нажимают на нужные точки, чтобы растрогать вас. Это искренняя картина о реально существующем человеке, артисте-подвижнике, сколотившем цирковую труппу из блудных детей. А финал, в котором маленький Кристи, боящийся высоты, сумеет взобраться на вершину пирамиды, стоит доброго десятка голливудских хэппи-эндов.

      


    

        

На открытии – мультфильм «Лоренцо Вачирка» о наваждении и автомобиле и фильм «Фортапаш» Марко Ризи, еще одного наследника легендарной кинофамилии, сына Дино Ризи. «Фортапаш» – жизнеописание убитого мафией репортера Джанкарло Сиани – единственный фильм N.I.C.E., который я пока не видел.

       

  

Текст: Вадим Рутковский

Рассказать друзьям
17 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются