Views Comments Previous Next Search

Алиса: История экранизаций

6513462
НаписалR2 марта 2010
6513462

Фильмы по знаменитой книге Льюиса Кэрролла, снятые до картины Бёртона. 

На этой неделе в прокат выходит новая экранизация книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Тим Бёртон далеко не первый режиссер, который решил, что история английской девочки, побежавшей за белым кроликом, будет хорошо смотреться на большом экране, поэтому Look At Me рассказывает о лучших предыдущих картинах на эту тему. 

   

   

История


В 1865 году английский математик Чарльз Лютвидж Доджсон осчастливил литературный мир своей сказкой «Алиса в стране чудес». Сделал он это под псевдонимом, так навсегда и попав в списки классиков под именем Льюиса Кэрролла. Написанная для трех дочерей ректора Оксфордского университета повесть быстро ушла в печать и стала литературной сенсацией.

   

 Алиса: История экранизаций. Изображение № 1.

     

Среди ярых поклонников книги числились королева Виктория и Оскар Уайльд. Вскоре вышло и продолжение истории — «Алиса в зазеркалье». В итоге чудный мир девочки Алисы стал обязательным чтивом практически для каждого ребенка. За свою более чем столетную историю, дилогия Кэрролла выдержала тысячи различных тиражей и была переведена практически на все языки мира.

  

   

Немая Алиса


«Алиса в стране чудес», естественно, не могла не появиться в кино. Практически сразу, на заре кинематографа в 1903 году случилась и первая ее версия. Фильм Сесила Хепфорта стал самым длинным кинопроизведением Великобритании того времени — целых двенадцать минут зритель мог наблюдать за историей Алисы с продвинутыми на тот момент спецэффектами. Фильм не сохранился полностью, но совсем недавно Британский институт кино выложил в сеть отреставрированную версию картины, где можно увидеть девять минут оригинальной версии.

    

   

С 1903 года, книга Кэрролла была экранизирована еще несколько раз. Создателям немых фильмов по душе пришлась история маленькой английской леди, и каждый перекраивал события на свой лад. Из экранизаций, оставивших свой след в истории кино, сохранилась картина 1915 года, созданная режиссером Янгом. Сейчас фильм находится в public domain и является ценным артефактом эпохи немого кино. 52 минуты немой Алисы выложены на сайте archive.org

  

  

Эпоха студий


В 1931 году весь англоговорящий мир готовился к празднованию столетия Льюиса Кэрролла и понемногу сходил с ума — «Алисомания» стала заметным явлением того года. С изобретением звукового кино самой первой подсуетилась уже канувшая в лету студия «Метрополитан». Режиссер Бад Поллард наспех снял малобюджетный фильм с непрофессиональными актерами, но даже такой подход не оставил публику равнодушной. Люди толпами валили на премьеру и в целом картина была признана удачной.

    

      

Не прошло и двух лет, как в 1933 году студия «Парамаунт» решила сделать свою экранизацию. Без спешки и со звездным составом актеров: Шарлот Хенри, Уильям Филдс, Кэрри Грант, Гэри Купер, — картина стала классикой студийного голливудского кино. «Приключения Алисы в Стране Чудес» соединили в себе историю обеих книг и по хронометражу приблизились к полуторачасовому стандарту.

    

   

   

Дисней


В 1949 вышла французская картина «Alice au pays des merveilles», где большинство персонажей мира страны чудес были представлены куклами. Экранизация с очень большим трудом пробиралась за пределы Франции, так как международному прокату картины мешали судебные процессы, инициированные одной известной американской студией.

       

Алиса: История экранизаций. Изображение № 2.

     

Уолт Дисней с самого начала своей карьеры грезил о постановке книги Кэрролла. В двадцатые и тридцатые он хотел сделать полноценный фильм, но только в послевоенное время и после успехов первых картин его студия смогла взяться за проект и довести его до ума. Положив в основу сценария первую книгу и добавив несколько сцен из второй, студия выбрала концепт-арт Мэри Блэр, которая уже успела поработать над диснеевской версией Золушки, для экранизации. Учитывая дух времени, а именно расцвет эпохи мюзиклов, в мультфильм была добавлена сильная музыкальная составляющая: «Алиса в стране чудес» стала самой насыщенной песнями диснеевской лентой.

   

     

Удивительно, но после выхода в 1951 году анимационную версию книги Кэрролла ждал провал. Зрители были разочарованны детской подачей истории, особенно негодовали английские поклонники книги. Инновационный стиль и пересказанный на свой лад сюжет были раскритикованы за американизацию святой для каждого джентльмена повести. Бокс-офис картины не оправдал надежд Уолта и при его жизни фильм был отправлен в далеких ящик.

Однако уже после смерти своего основателя студия решила перевыпустить картину в 1974 году. Сопроводив промо Алисы песней «White Rabbit», студия поймала волну вхождения психоделической культуры в мейнстрим и мультфильм прошел на ура, так, что через семь лет снова попал в широкий прокат. В восьмидесятых «Алиса в стране чудес» стала одним из первых анимационных фильмов, выпущенных на VHS, и навсегда оказалась на полке золотой классики студии.

   

  

XXX


После диснеевской Алисы, книга Кэрролла продолжала набирать популярность в мире кино. Свои версии повести запускали все кому не лень: известная студия «Ханна Барбера» в 1966 году выпустила телефильм под названием «What’s a Nice Kid Like You Doing in a Place Like This?», а в 1972 году в Англии был снят мюзикл, получивший в 1973 году несколько наград BAFTA. Однако, прямой подход к истории начал надоедать зрителям, и первым человеком, почувствовавшим дух времени стал Бад Таунсэнд. В 1976 году этот специалист по всякого рода B-Movies сделал порноверсию «Алисы в стране чудес».

    

    

Фильм с рейтингом Х с успехом шел в подпольных кинотеатрах Америки. Кто-то из продюсеров студии «20 Century Fox» заметил интересную интерпретацию, и ради шутки картину решили купить. Фильм перемонтировали, убрав несколько минут предельно откровенных кадров, и в итоге, получив рейтинг R, он был запущен в прокат. Неожиданно для всех эротическая версия «Алисы в стране чудес» собрала девяносто миллионов долларов и стала самым кассовым фильмом взрослой тематики.

  

  

Сюрреализм


В 1981 году Алиса заговорила на русском. Мультфильм Ефрема Пружанского по мотивам повести Льюиса Кэрролла был создан на Киевской киностудии научно-популярных фильмов, а в следующем году последовало продолжение. Мультфильм получился совсем другого настроения, чем можно было бы ожидать от произведения для детей. Художники Ирина Смирнова и Генрих Уманский создали свой уникальный сюрреалистичный мир: размытый акварельный фон, плоские фигуры, герои предельно странной наружности и пугающая игра света и тени. Неудивительно, что мультфильм больше предпочитали смотреть взрослые, чем дети.

   

   

Вскоре разрадились свой версией приключений Алисы и японцы. В 1983 году вышел аниме-сериал «Fushigi no Kuni no Alice», состоящий из 52 серий. Одной из главных находок сериала, помимо неожиданной для европейского глаза стиля и мимики персонажей, стал цвет волос Алисы – она была рыжей. В англоговорящей среде японская Алиса не завоевала популярности, однако в Латинской Америке и арабских странах она нашла многочисленных поклонников, сериал даже был переведен на хинди.

   

    

Непревзойденной сюрреалистической версией «Алисы в стране чудес» стал фильм известного чешского экспериментатора Яна Шванкмаера. Самая безумная интерпретация Кэрролловской Алисы рассказывала историю девочки Аленки, которая вместо сказочного сна оказалась в болезненной галлюцинации. Фильм выполнен в традиционной для Шванкмаера технике stop-motion. Уровень воспаленной фантазии автора можно определить по отсутствию в картине чеширского кота — один из самых странных персонажей книги не удовлетворил Шванкмаера своей стандартностью.

    

      

Последней широкомасштабной экранизацией «Алисы в стране чудес» стал сериал канала Channel 4, вышедший в 1999 году. В сериале участвовала целая россыпь звезд: Бен Кингслей, Мартин Шорт, Вупи Голдберг, Петр Устинов, Кристофер Ллойд и Миранда Ричардсон. Производство экранизации обошлось в двадцать один миллион долларов, которые помимо звезд были потрачены на мощные для ТВ спецэффекты. В итоге сериал заслуженно выиграл четыре премии Эмми за дизайн костюмов, макияж, музыку и, собственно, спецэффекты.

      

    

Уже более десяти лет большой экран не пересекался со страной чудес, и наконец-то в этот четверг можно будет оценить, во что превратил мир Алисы тандем Тима Бёртона и Джонни Деппа. Так же на этой неделе на DVD появятся три  вышеописанных фильма, а именно версии 1933, 1972 и 1999 года.

Рассказать друзьям
65 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются