Views Comments Previous Next Search

Смерть рецензентам!

141818
Написалcinemotion_lab courses11 марта 2010
141818

Чтобы победить рецензентов, нужно играть по их правилам. Терри Россио, сценарист трилогии «Пираты Карибского моря», фильма «Дежа вю» и мультфильма «Шрек», выделяет 60 критериев оценки сценария. Пройдет ли эту проверку ваша история?

Смерть рецензентам!. Изображение № 1.

Напишите сценарий, от которого невозможно отказаться.


Признаюсь: я рецензировал сценарии два года, работал в шести разных кинокомпаниях. Рецензенты – первая линия обороны кинокомпаний и студий от присылаемых со стороны сценариев. Они пишут синопсисы и дают студии рекомендацию, как с этими сценариями поступить. Почти всегда их вердикт: «Отказать».

Многие считают рецензентов имбицилами без малейших способностей к творчеству, чья работа состоит в том, чтобы не допустить попадания чудесных сценариев в руки тех могущественных людей, которые их купили бы, будь у них такая возможность.

Кто знает. Одно могу сказать точно: эта работа позволяет по-новому взглянуть на наше ремесло.

Так, однажды мне на рецензирование попали три сценария, присланные с разных концов страны. И во всех ключевая сцена происходила на ферме по разведению гремучих змей. Подумать только, ведь можно несколько лет провести, не прочитав ни единой стоящей сцены на ферме с гремучими змеями, а мне попалось три за одну неделю! Нечего и говорить, после этого я стал с большим сочувствием относиться к заявлениям о краже идей и «параллельных разработках».

Будучи рецензентом, я быстро обнаружил ряд примет: например, все сценарии в необычных обложках плохие. Сценарии, которые приходят от агентов, по крайней мере, хорошо написаны. А нестандартная верстка – и особенно применение пастельных цветов – верный признак беды.

И, клянусь, если мне придется прочитать еще одну историю про репортера, который получает Пулитцеровскую премию, меня стошнит. Еще, пожалуйста, не начинайте сценарий с панорамы мусора в комнате пробуждающегося главного героя. Это на сегодняшний день самая распространенная первая сцена.

Для написания рецензий я использовал список базовых «правил», выданных мне маленькой кинокомпанией. Несколько месяцев я работал над расширением и пересмотром списка, добавляя к нему то, что узнавал из книг и находил у других компаний. В итоге я составил перечень рекомендаций от вымышленной компании «Spectacle Pictures». И даже распечатал его для редактора, когда уходил на другую работу.

Мы все презрительно хмыкаем, когда слышим про правила, ведь нам известно, что великое произведение искусства – даже коммерчески успешное – часто становится таковым именно потому, что нарушает правила. В кинобизнесе здравый смысл торжествует только в половине случаев. Тот факт, что рецензенты опираются на списки правил, может кого-то расстроить, кого-то – взбесить. Свести искусство к набору формул – безнадежная затея, и, кроме того, она убивает все наслаждение от произведения.

Но ведь есть здравый смысл и в старой максиме: «Нужно знать правила, чтобы их нарушать». Помня об этом, предлагаю вам развлечься чтением списка правил, которые я использовал при составлении рецензий:

SPECTACLE PICTURES

Список А: Идея и сюжет

1. Представьте трейлер фильма. Идея конкурентоспособна?

2. Идея интригует сама по себе? Или требует превосходного воплощения?

3. Кто составляет целевую аудиторию? Ваши родители пошли бы на фильм?

4. Рассказывает ли история о самых важных событиях в жизни ваших персонажей?

5. История воплощения заветной мечты должна быть непрекращающимся кошмаром для главного героя.

6. Заставляет ли сценарий задавать вопросы: «Он узнает правду? Это она виновата? У них будет роман?» Захочется ли зрителю узнать, чем все закончится?

7. Оригинальна ли идея?

8. Есть ли цель? А ритм? Он нарастает?

9. Начните с апперкота, закончите праздником.

10. Сценарий смешит, пугает, возбуждает? Или все вместе?

11. Что в этой истории такого, чего зрители не получают в реальной жизни?

12. Что стоит на кону? Ситуации на грани жизни и смерти – самые драматичные. Создает ли идея фильма потенциал, достаточный для изменения жизни персонажей?

13. Какие препятствия встают перед героем? Насколько они сложны?

14. Что пытается сказать сценарий?  Достаточно ли ценно это высказывание?

15. История переносит зрителя в свой мир?

16. Предсказуем ли сценарий? В рамках основного сюжета должны быть неожиданные повороты, сюрпризы. И в отдельных сценах тоже.

17. После того как параметры реальности фильма заданы, их нельзя менять. Из ограничений рождаются интересные развязки.

18. Получился ли конец фильма однозначным, неизбежным, логичным, но в то же время неожиданным? (Это непросто.)

19. История правдоподобна? Зритель сможет поверить в нее?

20. Вызывает ли история сильные эмоции? Она несет добрый посыл? Избегайте пустых, злых историй.


Как оценить персонажей сценария и технику исполнения, читайте на CinemotionLab.com.

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются