Views Comments Previous Next Search

Антропный принцип

01730
Написалcinemotion_lab courses11 марта 2010
01730

Чтобы создавать провоцирующие инциденты и искусные сюжетные повороты, мы используем стечения обстоятельств и совпадения. Это необходимые инструменты драматургов еще со времен античных трагедий. Терри Россио показывает, как избежать упреков в надуманности сюжета, руководствуясь антропным принципом.

Антропный принцип. Изображение № 1.

Зритель поверит даже в летающего кота, если действие фильма происходит в Стране чудес.


Одно из классических правил использования совпадений гласит: «Судьба (если без судьбы не обойтись) должна всегда быть пособником антагониста». Если герой держит злодея на мушке, и пистолет дает осечку – это драма. Но если осечку дает пистолет преступника, то это воспринимается, как нечестная игра и попытка сценариста облегчить себе жизнь.

Уолтер Паркс (Walter Parks) (сценарист и президент компаний «DreamWorks» и «Amblin») внес в это правило очень разумную поправку. Если персонажу нужно помочь (ну так уж сложилось), то случай должен вмешаться не в самый лучший, а в самый неподходящий момент.

Приведу пример: нашему герою нужно вычислить убийцу. Он испробовал все варианты, но ничего не выходит, он исчерпал все ресурсы и готов сдаться. И вдруг случайно получает подсказку. Это как раз тот счастливый случай, о котором мы говорили. Как же хорошо, что сценарист вовремя помог герою, а то он уже не знал, чем заняться! Это неудачный вариант, ведь подсказка пришла именно тогда, когда она была нужна. Такое благоприятное стечение обстоятельств делает историю надуманной.

А теперь давайте изменим ситуацию: персонаж попадает в логово негодяя. Благодаря случаю, он находит ту же подсказку, но, получая ее, – сам открывается злодеям. Герой кое-что приобрел: улику, указывающую на убийцу, – но за это ему пришлось дорого заплатить. Зритель едва успевает заметить совпадение, потому что оно случилось в худший из возможных моментов. Внимание переключается на героя, которому нужно разбираться с последствиями происшествия.

Конечно, есть и исключения из этих правил. Пожалуй, стоит сказать об одном из них. Есть фильмы, в которых судьба практически становится одним из действующих лиц, частью идеи. Вместо того чтобы прятать необычные, забавные стечения обстоятельств, автор с удовольствием выставляет их напоказ. Судьба берет жизнь на экране в свои руки, часто превращая происходящее в комедию. Вот некоторые хорошие примеры использования этой техники: «Женщины на грани нервного срыва» (Mujeres al borde de un ataque de nervios), «Форрест Гамп» (Forrest Gump) и «После работы» (After Hours).

Но по большей части сценаристам приходится долго трудиться, чтобы устранить совпадения, вредные для истории. Один из способов это сделать – сфокусироваться на исходной ситуации, то есть цели героя и его отношениях с другими персонажами в начале истории. Чтобы проиллюстрировать эту идею, используем модель.

Полное объяснение антропного принципа читайте на CinemotionLab.com

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются