История фантастических фильмов XXI века, рассказанная в восьми картинах. И их шансы на возвращение.
Новый кинематографический год начался с оглушительного успеха «Аватара», который завершил декаду не только многобюджетного, но и научно-фантастического кино. Сверхпопулярность фильма, правда, подтвердила, расхожую мысль о том, что с момента изобретения компьютерный графики, фантастический жанр становится все беднее: нет оригинальных идей, и повсюду царит тотальная вторичность. Подобные ощущения подкрепляются и последними новостями из мира кино, в течение нескольких следующих лет мы увидим ремейки и продолжения таких картин, как «День независимости», «Годзилла», «Люди в черном», «Робокоп» и «Чужой».
Всего за прошлую декаду было снято около 250 фильмов на различную тематику science fiction. Большинство из них не имели практически никакой художественной ценности. Но списывать жанр в утиль нет никаких оснований, так как ушедшее десятилетие оставило в истории фантастического кино достаточно прекрасных моментов. Самые интересные тенденции кино о будущем из ушедших нулевых — перед вами.
Анимация
Главным анимационным достижением в фантастике прошедшего десятилетия стал. мультсериал «Футурама». Комедийный мультфиль стал связующим звеном между девяностыми и нулевыми в научной фантастике. Максимально ироничный подход к теме будущего поставил создателей бездарных фантастических фильмов в патовую ситуацию — воспринимать всерьез одинаковые картины о роботах, пришельцах, клонировании, космических путешествиях и унылых дистопиях стало просто невозможно. Команда Мэтта Гроунинга начала издеваться над штампами научно фантастического кино еще в 1999 году, но основной упор пришелся на нулевые. Четыре сезона Фрай, Бендер и Лила держались на американском телевидении, пока не были закрыты каналом. За семь лет отсутствия мультсериала на экранах появилось множество фантастических фильмов с, мягко говоря, невысоким художественным уровнем. Наверное, поэтому в июле 2010 года создатели «Футурамы» обещают снова начать расчищать дорогу будущим шедеврам.
Помимо «Футурамы» в нулевых было нарисовано еще много вариантов о будущем. Больше всего старались американские и японские анимационные студии. Среди них можно выделить совсем недетские и интересные картины. Например, космический мюзикл «Интерстелла 5555» в исполнении Daft Punk, отлично синтезировавший музыку, аниме и эстетику 80-х в, оказался неожиданно цельным кино о межгалактической поп-группе. Отрисованная в различной стилистике «Аниматрица» братьев Вачовски и кибер-панк Мамору Осии «Призрак в доспехах: невинность» закрыли тему виртуальной реальности до времен новой технической революции. А «Валл-И» от Pixar заставил массовую публику переживать как никогда раньше о чувствах железных машин.
Предсказания
Экранизация повести одного из самых лучших фантастов 20 века Филипа Дика «Особое мнение» получилась довольно поверхностной. В угоду массовой публики Стивен Спилберг ввел многочисленные погони, экшен-сцены и незамысловато изменил сюжет, однако многомиллионный бюджет и просто тщательный подход к делу позволил режиссеру создать картину, которая точно предугадывала ближайшее будущее. Фильм Спилберга попал в когорту картин, предсказавших мобильные телефоны, интернет и другие технические изобретения. Проконсультировавшись со множеством ученых, режиссер визуализировал те технологии, к которым сегодня дошла и только стремиться современная наука: мультитач, индивидуальная реклама, неограниченные возможности слежения и автоматическое управление машиной.
К дару Стивена Спилберга по предугадыванию будущего так никто толком и не приблизился. Фильм «Я робот» и детище того же Спилберга «Искусственный разум» немного приоткрыли завесу тайны над совместным существованием человека и роботов, которые присутствуют в современной жизни только в виде презентационных машин, домашних животных и уборщиков квартир.
Романтическое будущее
В нулевые на новый уровень вышли романтические картины, которые без лишних слез и соплей смогли рассказать завораживающие истории любви в обществах, где возможности манипулировать друг другом на порядок выше, чем в нашем. Одним из лучших в категории фильмов стала психологическая драма Мишеля Гондри, которая и классифицируется как научная фантастика. Картина 2004 года очень хорошо показывает, как сделать по-настоящему популярную и свежую картину, избежав каких-либо штампов. Простая и избитая идея о замене памяти превращается у сценариста картины Чарли Кауфмана в запутанное и увлекательное романтическое путешествие в мир человеческих отношений, по сути, первое научно-фантастическое кино в романтическом жанре. А талант Мишеля Гондри делает из крепкой и оригинальной истории оскароносный фильм, который вошел не в один список лучших картин декады.
Свое лепту в дело любви внесли и такие картины, как «Ванильное Небо», о последствиях безумной любви и глубокой комы, притча Даррена Аранофски «Фонтан» о враче-конкистадоре, положившем свою жизнь на поиск лекарства от рака для своей жены. И все тот же «Валл-И». После нулевых романтические истории с фантастическим подтекстом, становятся отдельным и заслуживающим внимания жанром.
Фантастический смех
Снимать научно-фантастические комедии — задача довольно сложная. Режиссеры таких лент в большинстве случаев уходят в тему пародий классических фильмов, и ничего хорошего из этого, чаще всего, не получается. Автор «Бивиса и Батт-хеда» Майк Джадж подошел к процессу с несколько другой стороны: в фильме «Идиократия» ему удалось передать живой идиотический мир будущего практически теми же средствами, что и создателям «Футурамы». Пусть и не так удачно, но весьма оригинально. Вместо продвинутого общества проснувшиеся через 500 лет в будущем подопытные Люк Уилсон и Майя Рудольф обнаруживают цивилизацию на руинах технической революции, где люди деградировали до предельно отсталого уровня. Минимальные кассовые сборы фильма окупились множеством преданных фанатов, которые присвоили картине культовый статус в категории «анти-интеллектуальный манифест будущего».
Смешных научно-фантастических фильмов в нулевые были не так много, поэтому довольно трудно выбрать лучшие и значимые. Из очевидных вариантов на ум приходит экранизация Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», которая не пользовалась успехом у фанатов книги, но получилась довольно милой и смешной. И продолжение хита 90-х «Люди в черном 2», которой тоже не удалось добавить очков фантастическому комедийному жанру, что, безусловно, оставляет большое поле для работы режиссерам будущего десятилетия.
Плохие общества
Тематика антиутопий всегда занимала важное место в мировой фантастике, так как оставалась единственной возможностью дать развернутый социальный комментарий в жанре. Поворотным пунктом в создании фантастических антиутопий в нулевые стал фильм Альфонсо Куарона «Дитя человеческое». Основанная на одноименном романе британской баронессы Филлис Джеймс картина заглядывала в недалекой будущее, где из-за экологических проблем планеты человечество лишилось возможности размножаться. Бесплодная человеческая раса внешне сохранила этические и социальные нормы поведение, но внутренне превратилась в беснующегося тирана, который не до конца понимает, что доживает последний дни. Удивительная операторская работа Эммануэля Любецки и художественный стиль Куарона практически с документальной достоверностью погружает нас в историю о спасении человечества.
Помимо Куарона об обществах будущего думали создатель «Эквилибриума» Курт Уиммер, который изобрел в фильме таблетки для подавления эмоций. Ричард Келли в «Сказках юга», где правительство США пытается контролировать разум граждан при помощи глобального мыслительного резервуара. И Ричард Линклейтер с экранизацией романа Дика «Помутнение», где спецслужбы разрушают сознание людей загадочным веществом «Д».
Нет пришельцам
Менее популярной в нулевые стала тематика пришельцев из космоса. Убитая «шедеврами» вроде «Чужой против Хищника» тема не вызвала особого интереса до тех пор, пока на экранах не появился «Район №9» - американский фантастический триллер-боевик режиссёра Нила Бломкампа, созданный в соавторстве с Питером Джексоном. Фильм начался как псевдо документальная короткометржка «Alive in Joburg», а закончился социальным и художественным высказыванием, которому нет аналогов в современной кинофантастике. Еще никогда инопланетные существа не были так близки и так бессильны перед человечеством. Помимо глубокого погружения в фантастическую реальность загнанных в южноафриканское гетто пришельцев, фильм с тэглайном «Вам здесь не рады» с успехом передает атмосферу ксенофобии и общего недоверия друг к другу, которое мучает многие общества современности. При этом Бломкамп нашел в себе смелость дать легкий ответ, как избежать тотального непонимания между видами – необходимо всего лишь перевоплотиться.
Показать пришельцев интересными удалось так же в фильме «Ка-Пэкс» 2001 года, где до конца так и непонятно, визитер ли герой Кевина Спейси или нет. В продолжение «Людей в черном» зрители увидели то же самое, что и в первой части, только гораздо с большим размахом, а в фильмах «Война миров» и «Мгла» заново испытали эмоции от недружелюбного вторжения, правда, на порядок легче, чем это было в 1938 году.
Артхаус фантастика
Традиции авторского подхода к будущему в свое время заложили Стэнли Кубрик и Андрей Тарковский. В нулевых тенденцию поддержали достаточно артхаусных режиссеров, но одним из самых важных стал фильм прошлого года «Луна 2112». Максимально приближенная к жанру монолога и к эстетике театрального представляения картина доводит до определенного совершенства темы клонирования, отношения с машиной, колонизации луны и личного сумасшествия. Данкану Джонсу удалось под конец десятилетия сделать авторское научно-фантастическое кино, соответствующее всем классическим канонам жанра. За это фильм удостоился звания лучшей независимой британской картины 2009 года, а сын Дэвида Боуи перестал быть знаменитым только благодаря факту родства, и рассматривается сегодня в качестве будущего Кубрика.
Заметными веками в авторском подходе стали фильмы «Авалон», «Донни Дарко» и «Далекая синяя высь». Первая картина умудрилась после «Матрицы» добавить что-то новое к теме виртуальной реальности, за что была приглашена в официальную программу Канн и удостоилась нескольких премий на кинофестивалях. «Донни Дарко» о подростке, считающем дни до конца света, потерялся в прокате после теракта 11 сентября, но в итоге заслуженно получил статус культового среди многочисленных фанатов и критиков. «Далекая синяя высь» Вернора Херцога стала полудокументальным путешествием в глубь космоса и планеты Земля одновременно, неожиданно для многих вернувшая актуальный статус волнующей тематике покорения ближайших фронтиров.
Бокс-офис хиты
Помимо увлекательных тенденций оклохудожественного свойства, фантастическое кино в нулевых показало очень хорошие результаты по сборам. Среди лидеров проката были замечены продолжения «Матрицы», дуология о «Трансформерах», не очень удачное продолжение мыльной оперы «Атака клонов», анимационный «Валл-И». Но главным результатом прошедшего десятилетия стало триумфальное возвращение Джеймса Кэмерона в фантастический жанр.
Громадный бокс-офис «Аватара», который вполне сопоставим с годовым бюджетом какого-нибудь карликового государства, был собран уже в этом году, но официальный старт состоялся еще в прошлой декаде. Символичным образом фантастический фильм с самым простым на свете сценарием и с самыми продвинутыми спецэффектами обнулил все, что было снято до него, и дал второму десятилетию 21 века новые возможности для новых историй.
Будущее будущего
Пока о грядущих проектах следующего десятилетия можно сказать немногое. Совершенно точно известно, что экраны будут переполнены многочисленными сиквелами и переделками, которые, впрочем, так же интересно будет посмотреть. Ремейки «Хищников», «Робокопа», «Зеленого сойлента», «Дюны», «Годзиллы» и «Тяжелого металла», приквелы «Чужого» и «Планеты обезьян», продолжения «Аватара», «Бегущего по лезвию бритвы» и «Дня независимости». Из оригинальных картин пока можно отметить «Начало» Кристофера Нолана, возможную адаптацию Дика «Лейтесь, слезы — сказал полицейский», «Человек-линза» от создателя «Вавилона 5» Стражински, «Нейромант» Гибсона и «Нулевая теорема» Терри Гильяма. Будет ли из всего вышеперечисленного толк, покажет только время, но будем надеяться, что создатели грядущих картин, вооружившись новыми технологиями, не забудут, что научная фантастика – это, прежде всего, неожиданные и интересные идеи о нашем будущем.
Комментарии
Подписаться