Эта картина английского режиссёра Кена Рассела была одной из первых кино-рок-опер. Причём, в отличие от Нормана Джуисона, перенёсшего на экран в ленте «Иисус Христос-суперзвезда» действие популярного бродвейского спектакля, Рассел предложил самостоятельную фантазию на основе звукового альбома группы The Who. Сочинённая композитором Питом Тауншендом рок-опера (некоторые песни были специально написаны для съёмок, а кое-какие переделаны по тексту) послужила отправной точкой, вдохновляющим началом для реализации «безумных» идей, видений, образов, весьма типичных для «барочного» мышления Кена Рассела.
==========================================================================
Друзья, приглашаю Вас, 6 апреля в 19.30 в клуб Gogol', что в Москве, в Столешниковом переулке, посмотреть фильм Кена Рассела, Томми.
==========================================================================
Помимо фантасмагории звука, мелодий, песен, цвета и броской кинематографической формы, в «Томми» также поражают неистощимая выдумка, изобретательность и феерический, иллюзионистский, по-своему галлюцинаторский талант постановщика, который опять рискнул прослыть кичевым художником с дурным вкусом. И ряд сцен кого-то даже могут шокировать неким «искусством парии», бесконтрольной, неудержимой свободой смешения всех стилей и жанров — от высоких до низких и даже низменных, более того — своеобразной «мазнёй» (порой почти в буквальном смысле слова, как в эпизоде видений матери Томми) на полотне киноэкрана.
И всё-таки «Томми» входит в число лучших работ Рассела, если, конечно, принять без оговорок предложенные им правила игры. Главным достоинством фильма является то, что режиссёр сумел передать эффектные, остающиеся в памяти образ и смысл рок-оперы, а не только проиллюстрировал её содержание красивыми экранными картинками. Он понял замысел Тауншенда не просто как сюжет о слепом, глухом и вообще тупом парне, который однажды излечился и стал рок-знаменитостью, а в качестве метафорического повествования о судьбах молодёжной субкультуры, её истоках, увлечениях, разочарованиях и заблуждениях. Это своего рода рок-портрет эпохи, того поколения, которое, появившись на свет в конце войны или вскоре после неё, фактически вошло в жизнь в «бурные шестидесятые» — и с явными бунтарскими настроениями, неудержимым стремлением в корне изменить весь окружающий мир.
В этом смысле «Томми» предвосхитил появление «Стены», звукового альбома группы «Пинк Флойд», и киноленты «Пинк Флойд — Стена» Алана Паркера, а также «Квадрофении», следующей рок-оперы The Who и одноимённой кинематографической версии Фрэнка Роддэма. Даже необычный киноязык «Томми» не помешал картине Кена Рассела намного лучше «Иисуса Христа-суперзвезды» (не говоря уже о фильме «Волосы» Милоша Формана) пройти в прокате: только в США кассовые сборы составили $34,25 млн., что по ценам 2008 года — $116 млн.! И, между прочим, выход «Эвиты» Алана Паркера в 1996 году ничуть не поколебал позиции «Томми» в качестве самой кассовой кино-рок-оперы.
Сергей Кудрявцев. Молодёжная рок-опера, притча.
Комментарии
Подписаться