Брешь, проделанная в «киноистеблишменте» благодаря кинодебюту американского театрального режиссёра Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вулф?», превратилась в зияющее пространство после выхода его следующего фильма «Выпускник», который в немалой степени способствовал отмене «кодекса Хейса», просуществовавшего в Голливуде в течение тридцати шести лет. Все моральные догмы, которые господствовали в кино, были легко, с притворной наивно-застенчивой и иронической улыбкой отринуты. Лукавый талант Николса, смеющегося над условностями и лицемерными ритуалами якобы пуританского общества, над скукой и неудовлетворённостью супругов в освящённом законом и церковью браке, над идеализмом и романтическими иллюзиями неопытных буржуазных юнцов, проявился в «Выпускнике» наиболее ярко, свежо, раскрепощённо.
============================================================================
===========================================================================
Рассказ о простодушном, смущающемся выпускнике колледжа по имени Бенджамен, которого на каникулах в Калифорнии совратила респектабельная матрона, мадам Робинсон, изнывающая в надоевшем, безрадостном супружестве, был дополнен не без ехидства сюжетной метаморфозой. Молодой отпрыск, поднабравшись интимного и житейского опыта, но оставшись всё-таки чистым душою и искренним юношей, затем влюбляется в Элен, дочь мадам Робинсон, и даже готов идти с ней под венец.
Лента, стоившая всего $3 млн., была принята на «ура», с огромным энтузиазмом — и зрителями (пятый результат среди картин 60-х годов и 18-е место в таблице абсолютных рекордсменов), и критиками. Накануне «сексуальной революции» Америка, смеясь, расставалась со своим консервативным, закомплексованным воспитанием, открывая радости человеческой близости и поэзию обнажённых чувств. И есть особая справедливость в том, что из всего блистательного состава создателей фильма (включая, в первую очередь, замечательного Дастина Хофмана в первой крупной роли, а также Пола Саймона и Арта Гарфанкела, популярных исполнителей песен, ныне звучащих ещё более ностальгически-обвораживающе) премию «Оскар» получил именно режиссёр. Майк Николс удивительно лирично, нежно и деликатно, без грана психологической фальши, а тем более — пошлости, поведал о самом интимнейшем, вызвав добрую улыбку и чувство искренней благодарности, даже несмотря на то, что кого-то мог задеть его скрытый сарказм.
Комментарии
Подписаться