С 22 апреля в российский прокат выходит фильм «Утомленные солнцем 2», который умудрился попасть в официальную программу Канн.
Продолжение «Утомленных солнцем» успело создать вокруг себя странную атмосферу задолго до премьеры фильма. Сначала вышел неказистый трейлер, затем появился нескромный плакат, а потом посмотревшие картину отборщики Канн взяли фильм в главный конкурс. Если даже делать скидки на год Франции в России, все равно трудно представить, как в главный киносмотр мира попадает столь помпезное, на первый взгляд, произведение искусства. Чтобы понять, что увидели в «Утомленных солнцем 2: Предстояние» французы, фильм придется все-таки посмотреть.
Первая часть «Утомленных солнцем», отмеченная в 1994 году Оскаром как «лучший иностранный фильм», рассказывала историю встречи комдива Котова (Михалков) и чекиста Мити (Меньшиков), который должен арестовать героя гражданской войны и отправить всю его семью в лагеря. В конце камерного, но предельно драматического фильма, было понято, что Котова расстреляли, а сотрудник НКВД лежал в ванне с порезанными венами. Через шестнадцать лет история приобрела новый поворот. Чтобы рассказать свою версию истории Второй мировой войны, Никита Михалков оживил всех демонов прошлого и отправил их на передовую.
«Предстояние» — именно так называет первая часть «Утомленных солнцем 2», разделенная по модной российской традиции на два фильма. В центре истории — комдив Котов, который оказывается жив и спокойно себе видит кошмары в лагере, и его дочка Надя, отважная пионервожатая, не забывшая чистое имя отца. Котов и Надя находятся в 1941 году, и вот-вот фашисты вероломно нападут на оплот мирового коммунизма. За всем за этим из 1943 года в жанре фронтового расследования наблюдает чекист Митя, получивший от самого Сталина приказ разузнать, что там с прославленным комдивом и его семьей. Оказалось, что аккурат к 22 июня Котову поменяли статью с расстрельной на просто уголовную, что дало ему возможность сбежать, устроиться живым в штрафбат и счастливым воевать на передовой со штыковой лопатой в руках. Надя с трудом ушла с линии фронта, дрейфовала на морской мине, после немецких бомбардировок приняла православие и устроилась военной медсестрой.
После того как фильм взяли в Канны, на Facebook была создана недолго просуществовавшая группа с мощным призывом «Fuck Cannes for supporting Stalinism in Russia». Причина скоротечности этого сообщества, в общем-то, и кроется в самом фильме. Оказалось, что со всей вакханалией по поводу портретов вождя к 9 маю, Михалков оказался на стороне голоса разума, хоть и подступившись к нему со странной стороны. Вторые «Утомленные солнцем» с первых кадров расставляют приоритеты в отношении Культа личности. В самом начале Котов окунает вождя, пусть и во сне, лицом в торт и истошно кричит. Сталина в ключевых сценах называют то богом, то мудаком, но каждый раз — не в пользу вождя. При этом самого Михалкова в картине не так много, как казалось.
|
Этот фильм — попытка рассказать о Великой Отечественной войне с неистовым желанием именно разбудить и возбудить национальный иммунитет к жизни и умению радоваться ей именно сейчас, в настоящем, а не в никому неизвестном потом. |
В этой попытке "рассказать о Великой Отечественной войне" у Михалкова можно найти несколько очевидных минусов. Первый — это ломаный рассказ истории, который все время скачет из 41 в 43 год — и так по кругу. Хотя понятно все же, что такой монументальный пласт событий не взять с наскока. Второй — это странные спецэффекты, в которых постоянно большими буквами маячит фраза «компьютерная графика», что сводит ощущения от некоторых боевых сцен к нулю. Есть подозрение, что все спецэффекты к российским блокбастерам, уровня «Обитаемого Острова» и «Адмирала», делают одни и те же люди на одних и тех же старых компьютерах.
|
Во время просмотра сложно избавиться от постоянного чувства дежавю. В кадре все время присутствуют лица известных актеров. И хотя сам факт громадного актерского ансамбля неплох, но обилие одних и тех же лиц начинает удручать. Виктория Толстоганова, Андрей Панин, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Артур Смольянинов, Андрей Мерзликин, Максим Суханов, Евгений Стычкин, Наталья Суркова, Александр Адабашьян, Валентин Гафт, Мария Шукшина, Артем Михалков, Сергей Ларин — все они по отдельности смотрятся прекрасно, но в сумме лишь рождают недоверие к созданной Михалковым реальности.
Все это не очень хорошо работает на поставленные перед фильмом просветительские задачи. И война у Михалкова превращается в набор известных историй о том, что вначале была неразбериха, что страна в окопах нашла Бога, что побеждали люди, а не усатые портреты. Хотя очевидные истины иногда тонко рифмуются со взаимоотношениями отца и дочери, которые в «Предстоянии» являются движущей силой сюжета, а к концу фильма превращаются в художественный акт вне реальности кино, когда дочь оголяется в картине своего отца.
«Утомленные солнцем 2» вряд ли как-то останутся в истории кино, но после просмотра фильма Михалков не кажется страшным тираном, желающим превратить российский кинематограф в свою вотчину, а лишь режиссером, который потерял былую хватку: при громадных ресурсах он делает просто «нормальное» кино и пытается у всех расспросить, верят ли они в Бога и великий русский народ.
- «Утомленные солнцем 2: Предстояние» в российском прокате с 22 апреля.
Комментарии
Подписаться