На этой неделе в прокат выходит картина «Вход в пустоту» — последняя работа французского режиссера о беспокойном духе наркодиллера и смертельном восприятии действительности.
Гаспар Ноэ — один из немногих режиссеров современности, которого заслуженно можно зачислить в когорту художников, расширяющих рамки кино как искусства. Автор жестоких «Необратимости» и «Один против всех» в этот раз решил снять фильм более сдержанный, но не менее авангардный. В его новой картине «Вход в пустоту» рассказывается история брата и сестры — Оскара и Линды, которые после гибели родителей перебираются в Токио. Он приторговывает наркотиками, а она работает стриптизершей в ночном клубе. О том, как делался фильм, о чем он и зачем, Look At Me рассказал сам режиссер.
Как возникла идея проекта, откуда все эти переживания?
Я получил атеистическое образование, однако в переходном возрасте, когда люди начинают курить травку, они также начинают озадачиваться вопросами смерти, их начинает интересовать — а существует ли что-то по ту сторону? Я никогда не являлся приверженцем какой-либо веры, однако меня начали интересовать книги, в которых описывалась теория реинкарнации, в частности, меня заинтересовала книга Реймонда Муди «Жизнь после Смерти», и я начал сходить с ума по поводу того, что со мной будет после смерти. Позже, когда мне было 23 года, во время одного грибного трипа я посмотрел фильм «Леди в Озере» Роберта Монтгомери. В фильме действие показывается глазами главного героя, находящегося под воздействием псилоцибина. И я перенесся прямо в телевизор, в голову Марлоу, хотя сама картина была черно-белая, да еще и с субтитрами. Тогда я понял, что такой способ подачи материала, глазами героя – это самая интересная находка в кинематографе, и что когда я буду снимать фильм о загробной жизни, я применю этот прием.
Как связываются наркотики и смерть?
В литературе описывается, что во время смерти люди испытывают галлюцинации, и считается, что это связано с выделением в мозгу молекул DMT. Это вещество является источником сновидений, а сильный выброс DMT может произойти при несчастном случае, или в момент смерти. Сам я никогда не переживал клиническую смерть, не был в коме, и не верю ни в какую жизнь после смерти. Но мне приглянулась идея о том, чтобы снять фильм о человеке, который бы хотел придать себе уверенности за счет веры в ту или иную форму загробной жизни, как будто ему пришлось бы предпринять последнее путешествие, состоящее из проекций его привязанностей и желаний, как это описывается в Тибетской Книге Мертвых.
Это книга стала источником вдохновения, адаптацией, или фильм является вариацией на тему?
Согласно «Книге», тот параллельный мир, в котором некоторое время пребывает дух, покинувший тело, является таким же иллюзорным планом существования, как и мир живых. Авторы многих фантастических рассказов (в частности, Филипп К. Дик) черпали вдохновение в этой книге, она также использовалась для того, чтобы вести людей по лабиринтам коллективных психоделических путешествий, индуцированных приёмом LSD – в 70-е годы такого рода эксперименты проводил Тимоти Лири. Таким образом, несмотря на то, что Книга Мертвых являлась религиозным текстом, она стала маяком для хиппи, которыми я так восхищался в детстве.
Как измененное состояния сознания передать в кино?
Фильм состоит из трех частей и в нем можно выделить три системы повествования, каждая их которых связана с искажением восприятия. Идея заключалась в том, чтобы воспроизвести измененные состояния сознания средствами кинематографа, и как можно точнее сымитировать восприятие человека в состоянии сна, боли, и так далее. Например, на тринадцатой минуте фильма Оскар оказывается во втором состоянии, он испытывает галлюцинации, которые сопровождают его до конца фильма. Я писал сценарий «Входа в Пустоту» последние пятнадцать лет и даже не могу сказать, сколько черновых вариантов подготовил за это время. «Необратимость» стала своего рода полигоном для этого проекта, в том фильме я опробовал идеи с летающей камерой и длинными дублями.
Почему в качестве главного героя выбран неудачник-наркодилер?
На самом деле, он не полный неудачник. Он, скорее, своего рода счастливчик, который, утратив контроль над своим половым органом, соблазнив мать друга, оказывается в лапах полиции. Для большинства людей, которых я знаю, главной движущей силой являются не наркотики, а именно секс. Торговля наркотиками – это лишь способ привлечения внимания. И я думаю, это можно сказать обо всех о нас. Я хотел сделать своего героя как можно более обычным. Не слишком страшным, не слишком безумно храбрым, слегка повернутым на сексе, таким, которого большинство людей назвало бы «прикольным». На самом деле, вероятно, что именно поэтому я назвал его Оскаром – похоже на Гаспара, личность, с которой я идентифицирую себя проще всего.
В фильме большую роль играют братско-сестринские отношения, правда, они находятся на грани инцеста.
Будучи братом и сестрой, Оскар и Линда родом из одной матки. У нас появляется ощущение, что они – две части единой сущности, особенно учитывая тот факт, что они ровесники. Конечно, они не близнецы, и все же между ними существует глубинная связь. Смерть родителей словно лишила их опоры, их ног. Смерть Оскара или Линды была бы сравнима с потерей руки. Так что это две юные души, нуждающиеся в любви. Они хотят воссоздать потерянную семью, но при этом не стремятся имитировать своих родителей. Если вы не одобряете того, что какой-то движимый тестостероном идиот старается залезть на вашу сестру в то время, как вы пытаетесь воссоздать ощущение детства, безопасности, покоя – какой это инцест?
В ваших фильмах очень много ненависти и страха. Эти темы действительно вас интересуют или это просто своего рода литературный прием?
Что в «Падали» (непонимание, приведшее к убийство), что в «Необратимости» (изнасилование), что во «Входе в пустоту», постоянно говорится о том, что человек в один момент может потерять все, что имеет. Страх потерять родителей – главный страх любого ребенка, и этот литературный прием каждый может применить к себе. Однажды я познакомился с девушкой, у которой на глазах погибла ее мама. Рядом с ней была сестра – это похоже на то, что в фильме. Она убедила меня в том, что было бы интересно провести психоанализ такого рода случаев. Я сам очень в юном возрасте попал в аварию когда ехал в такси. Последствия были далеко не такими ужасными, но все равно это событие отпечаталось в моей памяти на всю жизнь. Настоящим поворотным моментом в фильме является клятва на крови, когда двое детей дают друг другу неисполнимое обещание защищать друг друга даже после смерти.
Почему для основного места действия вы выбрали именно Токио?
В первой версии сценария местом действия были Анды, во второй — Франция, в какой-то другой версии — Нью Йорк. Однако для меня Япония является самой удивительной страной и я всегда хотел снять там какой-нибудь фильм. И вот для этой картины, со всеми этими галлюциногенными сценами, яркими красками, Токио подошел просто идеально. Три месяца мы снимали в Токио, и на детский период ушло четыре недели в Монреале. Сперва я думал о том, чтобы проводить эти съемки в Нью-Йорке, там, где я провел часть своего детства. Было бы естественно, если бы их детство прошло там. Однако, в связи с особенностями трудового законодательства, в итоге мы выбрали Канаду — там можно снимать гораздо больше часов в день. Если бы снимали в Штатах, процесс бы занял восемь недель вместо четырех.
При этом картина очень красиво и сложно снята.
Да. Когда я готовился к съемкам фильма, больше всего меня волновало не кто будет в нем играть, а кто будет его снимать. Сложнее всего было найти такого профессионала, который был бы способен смонтировать камеру на кран так, чтобы она могла парить сквозь все стены. Поначалу это казалось невозможным. Мы строили различные модели. В итоге мы решили снимать часть на местности, а часть воссоздать в павильоне. Иначе ничего бы не получилось.
Диалоги были прописаны заранее, или актеры импровизировали, как в «Необратимости»?
Сценарий «Необратимости» состоял всего из трех страниц, здесь же был стостраничный сценарий, однако диалогов было мало. Это очень визуальный проект, каждый элемент которого был учтен, вплоть до цвета облаков. Это было необходимо, чтобы люди могли представить фильм, который на бумаге выглядел очень лаконичным. Часто во время съемок, уже когда желаемый результат был достигнут, я просил актеров привнести что-то своё, свои диалоги. Диалоги всегда лучше смотрятся, когда они естественны. На самом деле, фильм длится больше двух часов именно потому, что все происходит естественно.
Как в итоге можно охарактеризовать жанр «Входа в пустоту»?
Это психоделическая мелодрама. Хотя мне очень нравятся работы Алана Кларка, Сэма Пекинпа, Фассбиндера, и других режиссеров, описывающих действительность с известной долей жестокости, на этот раз мне хотелось создать галлюциногенный фильм, чтоб он был ярким, красочным, похожим на сновидение, чтобы визуальное совершенство и чувственная сторона взаимно дополняли друг друга. И мне, конечно, не хотелось бы сравнивать себя с такими гениями как Кубрик или Кеннет Энгер, но на этот раз меня больше вдохновляли их работы. И хотя в фильме часто поднимается тема наркотического кайфа, это фильм не об этом, а о том, что жизнь похожа на путешествие на корабле без порта назначения. Основная тема фильма — это человеческие отношения и мерцающая пустотность человеческой жизни.
Как вообще можно передать эти ментальные образы?
Я отсмотрел множество фильмов, кучу короткометражек, клипов, читал книги, смотрел картины, сложил это все вместе, добавив понравившиеся моменты из таких работ, как «Космическая одиссея», «Трон», короткометражек Питера Черкасского — из всего этого сложился образ того, каким я хочу видеть свой фильм. И после того, как мы отсняли весь материал, с ним начали работать художники и аниматоры, руками которых должен был быть достигнут нужный эффект. Но сложнее всего, было не снять фильм, не сделать обработку или монтаж, а найти деньги, получить хороший бюджет при отсутствии знаменитых актеров, убедить людей снимать в Токио, включить в него эротические сцены, сделав таким образом ленту недоступной для публики до 16 лет.
- Фильм «Вход в пустоту» выходит в российский прокат с 29 апреля 2010 года.
Интервью: Николас Шмеркин
Комментарии
Подписаться