О мутных делах российской индустрии грез: в России вновь отложили введение электронного кинобилета.
Единая информационная система сбора информации о продаже билетов в кинотеатрах в России никак не запустится уже несколько лет. Совсем недавно этот, казалось бы, непрофильный вопрос обсуждался на уровне президента, и даже были внесены поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии в РФ». Изменения предполагали, что с 1 мая 2010 года каждый кинотеатр в России должен был открыть информацию о количестве проданных билетов. Но запуск прозрачной системы подсчета сборов кино откладывается. А вместе с ним и полноценный электронный билет.
За прошедшие годы кинохаоса большинство кинотеатров внедрили свои собственные системы сбора данных о проданных билетах, из которых и складывается картина сборов в российском прокате. Сейчас в России работает около двух тысяч кинозалов, 40% из которых входят в крупные сети. Таким образом, 60% кинотеатров существует вне системы подсчета прибыли и может спокойно фальсифицировать результаты, оставляя без денег прокатчиков, продюсеров и государственную казну. Закон о единой информационной системе должен быль обязать демонстраторов фильмов передавать все данные относительно каждого проданного билета на киносеанс: от цены и даты показа до номера места и время сеанса. За введение всеобщего учета ратовала Министерство культуры, но неожиданным препятствием стало Министерство финансов РФ, которое отложило время вступления закона в силу до урегулирования его условий.
Главными жертвами электронного билета станут кинотеатры, все расходы по введению которого целиком лягут на них. При этом электронный билет сделает прибыль кинотеатров прозрачной, что не выгодно некоторым из них. В идеале электронный билет должен стать не только вывеской для свободной передачи информации, но и действующей моделью, как это работает в США, Европе и Китае. Там большинство кинотеатров получают дополнительные прибыли от неиспользования бумажных билетов. Кассы за наличные деньги существует абсолютно номинально. 2–3% посетителей покупают там билеты, а все остальные расплачиваются через Интернет. У нас же пока подобная схема работает с лишним звеном: в большинстве сетях можно заказать билет, распечатать его и зачем-то опять стоять в очереди в кассу, чтобы обменять бумагу на действительный квиток.
Сегодня российское кино существует по странной схеме: до 50% прибылей забирают кинотеатры, 30% уходит прокатчикам и только малая часть доходов оказывается в карманах продюсеров, что делает киноиндустрию не самым прибыльным бизнесом в стране. Такие громоздкие отрасли как авиа- и железнодорожные перевозки уже давно внедрили электронную систему билетов, а кино еще тесно связано с бумажной промышленностью. Новая попытка обуздать коррупцию в российском кинематографе состоится в начале июля, к которому министерства обещали договориться об условиях грядущих изменений.
Комментарии
Подписаться