Views Comments Previous Next Search

На норвежской стороне

114129
НаписалCool Connections13 мая 2010
114129

Легкие наркотики и тяжелая пища в фильмах Фестиваля норвежского кино.

 На норвежской стороне. Изображение № 1.

Звучит экзотично, но если припомнить, норвежское кино нынешним тридцатилетним зрителям знакомо с детства. Хитами 1980-х были: а) советско-норвежский фильм «И на камнях растут деревья» про славянского паренька Кукшу, ставшего доблестным викингом Эйнаром; б) этнографический триллер «Проводник» по мотивам лапландской легенды про подростка Айгена, победившего кровожадных разбойников; в) наконец, американская фантастика «Полет навигатора» про мальчика на летающей тарелке, снятая в копродукции с Норвегией и на норвежской земле. Первый фестиваль норвежского кино составлен из новых фильмов, посвященных, за одним исключением, современности.

 

Единственное ретро в программе – «Последний косяк», неплохо вставляющий микс ностальгической комедии о последних днях хиппи, детектива и нравоучительной драмы о наступлении скучных лет консерватизма. Как и полагается скандинавскому фильму, «Последний косяк» говорит строгое «нет» тяжелым наркотикам (более того, в финале, когда страсти достигают шекспировского накала, именно тяжелые наркотики выступают орудием убийства), но приветствует легкие. А идеалом мироустройства для героев служит расположившееся на территории Копенгагена, но не соблюдающее никакие европейских законов вольное государство Христиания, где джойнты-косяки продают на улице как мороженое и пирожки. Хиппи-мотивы – не единственный козырь фильма: это еще и одно из самых убедительных посвящений мужской дружбе, незаменимой частью которой является и совместное курение тех странных сигарет, что дали название фильму.

 

Главный гость фестиваля – Эрленд Лу, писатель, слава которого сегодня легко затмевает славу нобелевского лауреата Кнута Гамсуна; возможно, потому, что Лу пишет просто и смешно. В Москву приезжают три фильма, снятые при непосредственном драматургическом участии Лу.

В комедии «Север» он развивает любимую тему: депрессия и способы выхода из нее. Нет, это не канистра с самогоном, которую берет в дорогу дальнюю офигевающий от бессмысленности своего существования Йомар, экс-спортсмен, что работает лыжным инструктором. Это, собственно, и есть дорога — по заснеженной стране, населенной странными, но интересными людьми.

Другая комедия «Во власти женщины» снята по первому роману Лу, инфантильный герой которого разбирается с неуправляемым противоположным полом. В принципе, безымянного персонажа Лу могли бы звать Женей Лукашиным – нормальный такой мягкотелый городской интеллигент, столкнувшийся с иронией любви. Только норвежский фильм ярче, бойчее и компактней нашей новогодней классики; режиссер Петтер Несс снимал его уже после удачной вылазки в Голливуд.

Мультфильм «Курт звереет» создан по мотивам детских книжек Лу про портового грузчика Курта и его семью. Безумная анимация в цветовой гамме «вырви глаз» дает представление об общественно-политическом устройстве Норвегии, где тихой сапой, без революций и стачек-стычек пришли к социализму с человеческим лицом.

 

Самый странный фильм программы — «Холодный обед», участвовавший в программе Венецианского фестиваля «Неделя критики». На родине его сравнивали с «Магнолией». На мой вкус, норвежская лента про апокалипсис, который наступил так, что мы и не заметили, убедительнее. И страшнее — холодный обед окажется вовсе не сэндвичем.

 

Одну из трех главных ролей — манерного неудачника Кристера – играет Аксель Хенни, режиссер премированного несколько лет назад на киевском фестивале «Молодость» фильма «Уно» и один из самых популярных норвежских актеров. Он же озвучивает младшего сына мультяшного Курта и он же играет в самом масштабном фильме фестиваля «Макс Манус. Человек войны» заглавную роль — диверсанта, боровшегося во время Второй мировой с немецко-фашистскими оккупантами. С одной стороны, «Макс Манус» снят абсолютно по-голливудски, война здесь — опасное, но шикарное приключение, игра для взрослых. С другой, есть здесь и присущая европейской военной классике горечь, трагизм, который делает победу праздником со слезами на глазах.

 

«Стреляя в солнце» — драма о клинически бесстрашном морском волке на пенсии, вдруг решившемся снова выйти в открытое море. Даром, что почти всё действие происходит на пятачке нефтяной столицы Норвегии, южного города Ставангер. Этот фильм – хороший пример, как рассказать бытовую историю поэтично; солнце, в которое палит главный герой, и море становятся полноправными действующими лицами.

 

А тем, кто ценит мелодраму, рекомендую хитро и ловко сплетенных «Везунчиков», где в выигрыше, несомтря на все проблемы, оказываются все: встречаются разлученные в детстве брат и сетра, травмированный афганским конфликтом молодой солдат обретает покой в душе, а польская гастарбайтерша находит любовь.

 

Самое специальное событие фестиваля — показ советского немого шедевра «Конец Санкт-Петербурга» в живом музыкальном сопровождении музыкантов из Норвегии и России: Гёте Барлинхога (электроника), Насры Али Омар (ударные, перкуссия, вибрафон) и Виктора Шубина (электроника). Это модное киноманское развлечение московский фестиваль осуществляет вместе с фестивалем в норвежском городе Тромсё — одном из самых уютных и безупречных по киноманской части из всех кинофестивалей мира.

Текст: Вадим Рутковский

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются