Экстравагантный фильм 1956 года, лауреат Награды Киноакадемии (5 "Оскаров"), который мгновенно покорил весь мир!
Английский джентльмен Филеас Фогг заключает пари со своими товарищами по клубу, что сможет совершить путешествие вокруг света всего за 80 дней. Он ставит на кон все свое состояние. Но в момент отплытия Фогга совершается ограбление банка, и полиция считает, что в нем замешан Фогг, с помощью вымышленного пари решивший сбежать из страны. По следам Фогга и его слуги Паспарту отправляется полицейский агент Фикс…
___________________________________________________________________________________________
Друзья, приглашаю Вас посмотреть этот фильм в Клубе Gogol', что в Москве, в Столешниковом переулке, в понедельник, 12 июля, в 21.15. Пожалуйста, заранее бронируйте столы, позвонив администратору по телефону: 8 (495) 514 09 44. Вход на мероприятие свободный.
Подробнее о мероприятии здесь.
__________________________________________________________________________________________
Картина поставлена по роману Жюля Верна 1873 года. Термин «cameo», подразумевающий крошечные эпизодические роли известных актеров, стал популярен именно после этого фильма. Баржа, использовавшаяся в Бангкоке, принадлежала королю Тайланда, который сдал ее в аренду продюсеру фильма Майклу Тодду. Это второй фильм Тодда (после картины «Оклахома», 1955), снятый в двух вариантах: с частотой кадров 24 в секунду для обычного показа на 35-милиметровой пленке и с частотой 30 кадров в секунду для широкоформатной версии на 70-миллиметровой пленке. Поэтому многие эпизоды снимались одновременно двумя камерами, стоящими рядом, а некоторые с двумя дублями, но на разной скорости. Интересно, что картина начинается в обычном формате, а потом переходит в широкий формат. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть разницу между форматами, которую зритель мог и не заметить, начинайся фильм сразу как широкоформатный.
К моменту съемок существовало всего 9 широкоформатных камер, и все они были задействованы Тоддом в съемках этого фильма.
В картине было задействовано больше животных, чем в любом другом фильме (90 дрессировщиков управлялись с 8, 5 тысячами животных). В картине использовалось более 1200 статистов с ролями. Почти 35 тысяч костюмов было пошито.
Использовалось 140 декораций на семи голливудских студиях, а также в Англии, Гонконге и Японии. Съемочная группа и актеры пролетели более 4 миллионов миль. В 13 странах было использовано около 70 тысяч человек массовки.
На роль офицера американской кавалерии пригласили Грегори Пека, но продюсер Майкл Тодд почувствовал, что актер не воспринимает роль серьезно и уволил его, пригласив Тима Маккоя. Продюсер Майкл Тодд имел репутацию скупого человека, поэтому актер С. Д. Перелман потребовал денег наличными, даже не читая сценарий. Орсон Уэллс был разочарован, что ему не дали эпизодическую роль в картине, тем более, что ранее он продюсировал театральную постановку произведения Уэллса. Пьеса провалилась, а фильм Майкла Тодда имел большой успех, поэтому Орсон Уэллс считал, что именно он подсказал Тодду идею проекта. Для испаноязычной версии картины Кантинфлас сам дублировал своего персонажа Паспарту.
Это третий широкоформатный фильм в истории кино, получивший «Оскар» как лучший фильм года. Первым был фильм «Крылья» (1927), содержавший несколько широкоформатных сцен. Картина снималась 75 съемочных дней. Фильм начинал снимать английский режиссер Джон Фэрроу (отец сестер Фэрроу-Тисы и Миа), но отказался от работы неделю спустя, поняв, что он не справится с предполагаемым размахом. Правда, Фэрроу оставили в списке сценаристов, и он также получил «Оскар». Правда, для этого ему пришлось подать на продюсеров в суд. Большая часть съемок прошла на площадках семи крупнейших студий Голливуда: «RKO-Pathe», «RKO», «Universal», «Warner», «Columbia» и «20th Century Fox».
В картине всего 2 или 3 визуальных эффекта, в частности, летящие на воздушном шаре Дэвид Нивен и Кантинфлас над Пиринеями. Эту сцену сделал аниматор Уилльям Уилльямс, работавший над картиной Альфреда Хичкока «Головокружение» (1958). Интересно, что на картину дважды разные люди подавали в суд, обвиняя продюсеров, что заглавная песня «Around the World» была украдена. Она стала большим международным хитом в исполнении Бинга Кросби. Маленькая роль слуги, с которым общается Филеас Фогг в начале фильма, была предложена Лоуренсу Оливье, но тот отказался. В итоге ее сыграл Джон Гилгуд.
Картина три года подряд демонстрировалась в широкоформатном варианте в кинотеатре «Rivoli» в Нью-Йорке, после чего была выпущена в обычном варианте для дальнейшего проката. Майкл Тодд шесть месяцев уговаривал Кэри Гранта сняться в главной роли Филеаса Фогга, но вынужден был сдаться и пригласить Дэвида Нивена, который впоследствии признавался, что это его любимая роль. Роль Паспарту была значительно расширена специально для мексиканской суперзвезды Кантинфласа, который в середине 50-х годов был богатейшим и популярнейшим киноактером стран Латинской Америки. Два важных эпизода картины не были описаны в романе Жюля Верна: прибытие в Испанию на воздушном шаре и сцена боя с быком. Эта сцена была включена по просьбе Кантинфласа, который в самом деле имел опыт корриды и сам был в ринге во время съемок. Правда, в самых опасных эпизодах его подменял дублер.
Кстати, и самого воздушного шара в романе не было. Интересно, что первоначально картину планировал снимать известный продюсер Александр Корда. Он посоветовал Майклу Тодду: «Не влезай в это дело, Майк. Я пытался из этого что-то сделать много лет, но все напрасно».
Получив «Оскар», Майкл Тодд арендовал Madison Square Garden и устроил огромную вечеринку, пригласив 18 тысяч гостей. В итоге все чуть не переросло в хаос, а сам Тодд назвал происходящее «катастрофой».
Первоначальный бюджет картины в 3 миллиона долларов в итоге был превышен почти вдвое из-за требований Тодда. Например, ему удалось получить разрешение на съемки запуска ракеты в космос. Этот эпизод Тодд снимал лично. Пролог фильма включает знаменитый немой фильм Жоржа Мелье «Путешествие на Луну» (1902). Платье Марлен Дитрих стоило 30 тысяч долларов. Фернандель сначала был потрясен, что ему предложена такая крошечная роль, но, в конце концов, Тодд сумел убедить его сняться в картине. Чтобы подчеркнуть отличие своей картины от других блокбастеров той поры, Майкл Тодд попросил владельцев кинотеатров рекламировать фильм, как «это то же самое, что представление на Бродвее».
В кинотеатрах были организованы дополнительные сидячие места, перед началом сеансов убирались афиши и программки, из кинотеатров были убраны часы, а также введен запрет на продажу поп-корна. Интересно, что в титрах указана Ава Гарднер, но на экране ее разглядеть невозможно. Может быть, эпизод с ее участием был вырезан при монтаже.
Картина получила «Оскар» за лучшую операторскую работу, монтаж, сценарий, музыку и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшие декорации, костюмы и режиссуру. Также фильм удостоился «Золотого глобуса» как лучший фильм года, а Кантинфлас как лучший актер. Майкл Андерсон номинировался на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. Бюджет картины составил 6 миллионов долларов, а принесла она только вне США 23 миллиона.
Around the World in Eighty Days. Режиссер: Майкл Андерсон. Композитор Виктор Янг.
Великолепное созвездие актёров: Дэвид Нивен, Кантинфлас, Джон Гилгуд, Шарль Буайе, Финлей Карри, Питер Лорре, Фернандель, Джон Кэррадайн, Марлен Дитрих, Бастер Китон, Глинис Джонс, Фрэнк Синатра, Bing Crosby, Джордж Рафт, Седрик Хардвик, Ширли Маклейн, Сезар Ромеро ..
Комментарии
Подписаться