Совсем недавно вышла очередная книжка про Apple “Inside Steve’s Brain”, которая может стать интересным пособием для тех, кому интересно, как можно совместить креативность и бизнес, заставив их работать друг на друга.
Автор книги, Леанор Кани, в достаточно увлекательной форме рассказывает о том, как Стиву Джобсу удалось спасти Apple, которая чуть не обанкротилась в середине 90-х, и превратить компанию в пример для подражания для всех startup-ов в Силиконовой Долине. Каждая глава снабжена большим количеством фактов и интересных «советов от Стива». Радует то, что автор сохраняет спокойствие и рассказывает не о том, какая компания Apple хорошая или плохая, а о том, как им удаётся быть успешными, привлекая к работе творческих личностей и делая упор на инновации, не забывая и о деньгах.
(Apple Headquarters)
Дизайн был всегда сильной стороной Apple. Руководитель дизайнерского подразделения Apple Джонатан Ив получил множество международных наград за уникальный внешний вид продуктов компании. Однако, не многие знают о том, что дизайнеры Apple даже на этапе разработки прототипов всегда активно взаимодействует со всеми подразделениями компании: закупщиками, меджерами, программистами. Это делается для того, чтобы не создавать продукты, которые потом будет невозможно произвести. С другой стороны, дизайнеры работают в атмосфере строжайшей секретности, в отдельном закрытом здании, где целыми днями на полной громкости играет самая продвинутая электронная музыка, отправленная друзьями Ива из Англии. Такой подход позволяет не ограничивать креативность и поощряет инновации в дизайне продуктов, но одновременно мотивирует дизайнеров на этапе внедрения продукта в жизнь активно искать возможности использовать уже существующие возможности и ресурсы компании.
(Jonathan Ive)
Абсолютная убежденность в собственном высшем предназначении отличает Apple от других компаний. Например, в Apple никогда не прибегали к использованию фокус-групп, так как Стив Джобс убежден, что потребитель не знает, что ему реально нужно. Главной целью компании всегда было производить самый лучший компьютер на земле, а не подстраиваться под вкусы и предпочтения потребителей. Другими словами, можно создавать тренды, а можно им следовать. Apple выбрала первый путь и, судя по тому, что они в данный момент являются по сути монополистом на рынке цифровой музыки, не ошиблись.
(прототип iPhone от Apple, начало 80х)
Для того, чтобы мотивировать сотрудников, Apple одной из первых компаний в Силиконовой Долине стала раздавать опционы новым сотрудникам. По этой схеме человек получает возможность приобрести акции компании например через год после начала работы по дисконтной цене. За счёт этого у каждого работника появляется личная материальная заинтересованность в росте стоимости и прибыли компании.
В этом смысле Apple очень похож на Google: у обеих компаний отличный социальный пакет, куча развлечений для сотрудников, самые лучшие обеды и вообще – созданы идеальные условия для труда.
(Эппловский стафф)
Стив Джобс оказался достаточно авторитарным управленцем. В книге рассказывается об одной истории, когда он только вернулся в Apple. Джобс первым же делом зашёл в отдел дизайна интерфейсов компании и заявил, что те, кто делал дизайн операционной системы (той, которая была до Mac OS X) – "полные мудаки, которые не знают элементарных вещей". Дизайнеры испугались и всего за четыре недели разработали прототип дизайна Mac OS X, после чего получили похвалу от Джобса. В общем, метод «кнута и пряника» – один из его излюбленных в работе с подчиненными. Сотрудники проходят такой жёсткий отбор, что многие даже отказываются от продолжения интервью. Джобс как-то сказал, что Apple нанимает только самых лучших людей и что «слабакам» – не место в компании. Множество сотрудников работают под постоянным страхом увольнения. В компании даже появилась фраза «Hero/Asshole Rollercoaster», которая очень точно характеризует ощущение сотрудников компании: сегодня ты – герой, завтра тебя все будут поливать грязью.
Спасти компанию в 90-е удалось за счёт того, что вместо более 20 типов продуктов было оставлено 4. Apple разделила всю свою целевую аудиторию на две части: профессионалы и творчески настроенные любители. Для каждой категории предлагались настольные компьютеры (iMac, Tower) и мобильные системы (iBook, Powerbook). Избавившись от производства принтеров и PDA Newton (что было непросто, так как Apple по сути изобрела этот формат), компания сфокусировалась на четырёх целевых группах продуктов. То, что Apple нашла достаточно сил сказать «нет» – спасло компанию. Когда 8 лет назад провалился проект Cube, Джобс воспринял это как ещё одно подтверждение тому, что простота – залог успеха. Cube был создан как игрушка для дизайнеров – наверное, самый красивый компьютер из всех произведенных когда-либо в мире (по мнению Apple), но недостаточно функциональный. Он не нашёл своего места в 4-х группах продуктов, которые к тому времени создал Apple и исчез из продаж. С другой стороны, популярный iPod был сделан таким образом, чтобы привлечь к себе и профессионалов и любителей – то есть, не шёл вразрез со стратегией Apple и не создавал необходимости выделять ещё один целевой сегмент аудитории.
Стив Джобс любит повторять фразу Пикассо: «хорошие художники – копируют, выдающиеся художники – крадут». Apple «украло» достаточно много идей и выдало их за свои собственные. Например, магнитный разъем для электричества в новых МакБуках был полностью скопирован с японских кипятильников, а знаменитый «первый в мире» графический интерфейс Mac OS был подсмотрен Джобсом у Xerox ещё в 70-е. Однако, надо отдать должное компании, Apple принадлежит множество патентов и прорыров в области компьютерных технологий. Главной фишкой компании всегда были не столько технологические инновации, сколько умение привнести высокие технологии в повседневную жизнь. Сделать так, чтобы самая сложная техника, разобраться в которой могли только инженеры и гики, вдруг стала доступна обычным пользователям.
(«Good artists copy, great artists steal»)
Джобс часто говорил, что Apple делает не продукты, а experiences (переживания). Даже упаковки разработаны таким образом, чтобы по мере их раскрытия знакомить пользователя с содержимым и функциями, которые можно с его помощью выполнять. Каждая деталь интерфейса Mac OS X буквально вылизывалась дизайнерами и руководителями компании неделями. Когда Джобсу принесли прототип Powebooka он сказал: “there’s no sex in it” и проект пришлось полностью переделывать.
Как-то
раз Джобса спросили о том, какой был самый важный и значимый момент в его жизни, он не задумываясь ответил: «когда я попробовал ЛСД в первый раз». Наверное с этим связано то, что когда Джобс встретил изобретателя камеры Polaroid, они с увлечением обсуждали, что и Polaroid и Macintosh уже существовали задолго до того, как были произведены. Джобс утверждал, что он видит идеальный Macintosh, когда закрывает глаза и что Macintosh – у него внутри, и целью его жизни является материализовать это видение идеального компьютера. Изобретатель Polaroid «страдал» такими же симптомами. Никто не поспорит с тем, что и тот, и другой произвели на свет действительно уникальные продукты, которые изменили жизнь миллионов людей.
Те, кто дружат с английским, могут купить книгу на Amazon.Co.Uk – в Россию доставят примерно за неделю-две. А те, кто не дружат – я все самые интересные моменты перевёл выше, так что не обязательно зря деньги тратить. Больше всего вдохновляет то, как Apple удалось совместить творчество и бизнес, создав уникальную культуру, где под руководством одного «режиссёра» вся компания создаёт experiences и тренды, зарабатывая на этом большие деньги.
Комментарии
Подписаться