Views Comments Previous Next Search

Jonathan Ive

254180
НаписалGugomat23 марта 2009
254180

В роли старшего вице-президента по дизайну компании Apple Джонатан Айв объединил то, что он сам называет "фанатичная проработка обыденных деталей" и эксперименты в разработке новых устройств, материалов и производственных процессов. В результате получились такие потрясающие продукты как iMac, iBook, PowerBook G4 и цифровой плеер iPod. За разработки iMac и iPod он получил звание "Лучшего дизайнера 2002 года".

Родился в Лондоне, в 1967 году. Айв изучал искусство и дизайн в Ньюкастльском Политехническом колледже, после работал в Tangerine, агентстве по дизайнерскому консалтингу, где он разрабатывал все, от электророзеток до телевизоров. В 1992 один из его клиентов - Apple - предложил ему работу в собственной штаб-квартире компании в Купертино, Калифорния. Работая в тесном контакте с со-основателем Apple Стивом Джобсом, Айв разработал первый iMac. С продажей 2 миллионов машин, iMac изменил восприятие продакт дизайна, привнеся цвет и свет в тусклый мир компьютеров, в котором до появления iMac все новые продукты заключались в невзрачный серый или бежевый пластик.

С тех пор Айв и сплоченная команда дизайнеров Apple под его руководством приложили аналогичный нестандартный подход и пристрастное внимание к деталям при разработке аналогично инновационных продуктов, таких, как Apple G4 Cube, iPod и PowerBook G4 - самый легкий и тонкий 17-ти дюймовый лэптоп; и, конечно, ультра тонкий iMac G5.

Вопрос: Когда вы впервые заинтересовались дизайном?

Ответ: Я помню, что всегда интересовался созданием объектов. Я не очень осознавал, что занимаюсь дизайном и даже не особо интересовался им как таковым. Ребенком мне нравилось ломать все, к чему я мог прикоснуться. Позднее, это трансформировалось в заинтересованность, а как эти вещи создаются, как они работают, их формой и материалами из которых они изготовлены.

В: Когда вы решили делать карьеру в дизайне и как вы к этому пришли?

О: В возрасте 13 или 14 лет, я уже достаточно четко понимал, что хочу рисовать и делать разные штуки. Я знал, что хочу заниматься дизайном, но не имел ни малейшего понятия, что дизайнировать. Одновременно меня интересовали самые разные вещи: автомобили, продукты, фурнитура, ювелирные изделия, корабли. После посещения нескольких дизайнерских ателье я определил, что продуктовый дизайн будет хорошей основой, эта отрасль дизайна виделась наиболее всеохватывающей. Я изучал дизайн и искусство в школе, а после в Ньюкастльском Политехе. Я выяснил некоторые основы - что форма и цвет определяют образ природы объекта, планировалось это или нет. Я понял основы того, как делать вещи, и я начал понимать исторический и культурный контексты объектного дизайна. Я надеюсь, что и мои навыки рисовальщика улучшились, но сейчас меня это волнует намного меньше, чем тогда.

В: После окончания учебы, вы устроились в дизайнерскую компанию Tangerine. Оглядываясь назад во времени, насколько полезен для вас оказался опыт работы там?

О: Я был несколько наивен. Я совсем недавно окончил колледж, но я изучал многие вещи создавая дизайн для различных линеек продуктов: от расчесок для волос и керамики, до розеток и телевизоров. Важно, что я делал выводы из того, что у меня получалось хорошо, а в чем я был неудачен. Тогда мне и стало понятно, что я хочу делать. Я был заинтересован только в дизайне. Меня не интересовал и я небыл хорош в построении бизнеса.

В: Почему вы решили устроиться в Apple?

О: Во время обучения в колледже, у меня постоянно были реальные проблемы с компьютерами. Я был убежден в своей технической непригодности, что серьезно разочаровывало, так как я хотел использовать компьютер для помощи в различных аспектах моей дизайнерской деятельности. Аккурат к концу моей учебы в колледже я открыл для себя Мас. Я помню, как был изумлен, насколько лучше он был, чем все остальное, что мне пришлось использовать. Я был ошеломлен той заботой о пользователе, которую он давал. Я чувствовал единение с дизайнерами, создавшими объект, через этот объект. Я начал интересоваться компанией, как она появилась, ее ценностями и структурой. Чем больше я узнавал об этой наглой и даже бунтарской компании, тем больше она привлекала меня, как беспардонно противопоставляющая себя самодовольной и лишенной идей индустрии. Apple отстаивала нечто и имела право быть тем, что не просто зарабатывает деньги. 

В начале 90-х, я снова жил в Лондоне и работал с различными клиентами Tangerine из Японии, США и Европы. Apple искали новое дизайнерское ателье и решили работать со мной. Я до сих пор помню, как Apple предоставила эту фантастическую возможность, и помню свой страх, что я могу все испортить. Я никогда до этого не задумывался, что могу работать в большой корпорации - считая, что всегда буду независимым сотрудником. После окончания разработки большой программы для Apple я решил принять их предложение о работе и переехать в Калифорнию.

В: Вы говорили, что ваши первые несколько лет работы с Apple были тщетными. Почему так? И что изменилось?

О: Одной из причин моего прихода в Apple было разочарование в стороннем консалтинге. Работа из вне, делает сложным проработку продуктовых линеек, дальнейшее планирование и инновации. К тому моменту, когда тебя одобрят, будет принято слишком много критических решений. Кроме того постепенно я пришел к пониманию того, что если ты хочешь сделать нечто абсолютно новое, нужно радикально менять различные части организации.

Когда я присоединился к Apple, компания была в упадке. Казалось, что она потеряла все то, что имела - четкое понимание целей и чувство самоидентификации. Apple пыталась побить конкурентов на их поле. Как дизайнер я конечно был близок к тем, кто принимает решения, но формально я не имел большего веса или эффективности, чем будучи консультантом. Эта ситуация изменилась только с возвращением Стива Джобса (со-основателя Apple) в компанию. С возвращением к изначальным ценностям, Apple снова пошли в направлении абсолютно ином, нежели любая другая компания. Дизайн и инновации играют важную роль в этом новом пути. 

В: В чем преимущество разработки дизайна для одной компании? И недостатки? В чем особенности опыта работы с Apple, которые сделали работу там плодотворной для вас?

О: Все достаточно просто, когда твоя эффективность зависит от окружения. Важно не только то, что руководство компании четко понимает, какой хочет продукт или то, что оно понимает важность дизайна при его создании, но и разработка, маркетинг и продавцы играют абсолютно аналогичную роль в достижении поставленных целей. Больше, чем когда либо я понимаю, что достигнутое в дизайне во многом зависит от большого количества различных групп решавших аналогичные задачи по достижению конечной цели. Мне нравится быть частью чего-то, что больше, чем просто дизайн. Я верю в Apple и верю, что ее воздействие имеет за собой нечто большее, чем просто дизайн, который конечно важен. Кроме того, у меня имеется чувство ответственности за результат того, что мы делаем. 

В: Подобно предыдущему, в чем преимущества - и недостатки - концентрации на разработке дизайна для специфического продукта, в вашем случае компьютера? И является ли компьютер более благодарной дизайнерской сферой для вас, чтобы концентрироваться на нем, а не на других продуктах?

О: Я был уверен, что отказ от независимой работы с рядом клиентов в пользу широкой линейки продуктов одной компании будет сложным. Удивительно, но это не стало проблемой, поскольку мы проектируем системы, которые включают в себя не только сами компьютеры, но и наушники, пульты дистанционного управления, динамики. Проблемой стала централизация при проектировании всего набора технологичных продуктов. Мне нравится работать с этой, относительно новой категорией продуктов. Это открывает замечательную возможность изменить сложившийся взгляд на подобные продукты и совместимые с ними. iPod - превосходный пример, так как это не только новый продукт, но и революционный подход переворачивающий взгляд потребителей на системы хранения и прослушивания музыки.

В: Каковы критерии определения качества дизайна Apple? Насколько они связаны с тем, что Apple делали до вашего прихода туда?

О: В 70-х годах Apple заявляли о том, что находятся на пересечении технологий и искусства. Мне кажется, что критерии качества связаны с большими целями, установленными в момент основания компании. Критерии качества - простота и удобство. Заботясь о функциональности, мы уделяем большое значение выходу за традиционные пределы этого понятия.

В: Как бы вы описали организацию команды дизайнеров Apple?

О: Нам удалось собрать божественную группу дизайнеров. Сохраняя команду небольшой и вкладываясь в инструментарий и процесс, мы достигли такого взаимопонимания, которое редко где бывает. Окружающая нас среда содействует коллегиальности. Большая открытая студия и хорошая саунд система поддерживают, помогает нам работать как одной команде. У нас не очень много персонального пространства. Фактически, результаты нашей работы, это та атмосфера, которая нас окружает.

В: Что отличает продукты которые вы разработали?

О: Возможно, что решающий фактор - это забота об обыденных моментах. Внимание к тем деталям, которые часто просто упускаются, например к адапторам питания или кабелям. Например iMac - желание сделать его удобным и совместимым удовлетворено в разных плоскостях. К примеру, ручка. В то время, как ее основная функция сделать продукт удобным для переноски, важное ее значение в том, что она отражает контакт продукта и пользователя. Она отсылает к пониманию основной функции iMac. Видя объект с ручкой, вам сразу становится понятна его физическая природа - вы можете взять его и перенести в руках, это не драгоценность. 

С PowerMac G4 Cube нам удалось заключить технологическое ядро в единый пластиковый корпус. Вам не часто удается сделать что-то из единого куска пластика. Это было упрощение для устранения неудобства, не только визуального, но и звукового. Именно в этом причина того, что основная часть как бы парит в воздухе. Воздух, проходя через центральную часть основания без помощи вентилятора, выходит охлаждая внутренности. Все заключенное в пределах Cube расположено вертикально - воздушные потоки, материнская плата и даже привод компакт дисков. При этом обеспечен легкий доступ к внутренностям машины. 

В: Вы утверждаете, что исторически в проекте важно использование новых материалов. Какие материалы привлекают вас сейчас?

О: Материалы, процессы, архитектура продукта и его создание - играют важную роль в разработке проекта. Возможности полимеров позволяют создавать элементы под определенные функциональные требования. С технической точки зрения, пластик позволяет нам делать то, что раньше было невозможно. Совмещение материалов, различных видов пластика и металлических частей дает возможность делать вещи ранее не существовавшие в принципе. iPod сделан из двух видов пластика, без применения открытых креплений и с закрытым батарейным отсеком. Продукт полностью закрыт и един. Формовка металлических деталей, новые технологии соединения материалов и лазерная сварка - другая область, открывающая широкие возможности для применения. 

В: Какие еще стимулы сегодня существуют в дизайне?

О: Создание новых продуктов, способных заменить исторически сложившиеся продуктовые линейки. Мне кажется, что другой стимул - настойчивость и завышенные требования потребителей. Появление iPod дало новый продукт, способный держать в себе до 4 000 песен. Оно создало абсолютно новый взгляд на продукт, при этом оставаясь в контексте уместности. 

В: Почему тогда наоборот появляется столько заурядных и слабых продуктов? 

О: Многие компании конкурируют друг с другом на одном поле. Поверхностные отличия - вот задача многих создателей новых продуктов, которые нас окружают. Озабоченность созданием отличий от других подобных - вот о чем беспокоятся многие корпорации. Вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в исследования и инновации, для того, чтобы создать нечто лучшее.

© Design Museum. Перевод Gugomat.

Биография Джонатана Айва.

1967 - Родился в Лондоне, там же провел свое детство.

1985 - Изучал дизайн в Ньюкастльском Политехническом Колледже (сейчас Northumbria University). 

1989 - Становится партнером в дизайнерском ателье Tangerine в Лондоне. Разрабатывает широкий ряд продуктов от электророзеток до умывальников.

1992 - Переезжает в Сан-Франциско для того, чтобы присоединиться к команде дизайнеров Apple. 

1998 - Назначен вице-президентом по промышленному дизайну в Apple. Запускает первый iMac. За первый год продано 2 миллиона штук. 

1999 - Представляет Apple iBook, 22х дюймовый Cinema Display, PowerMac G4 Tower и iSub.

2000 - Запускает Apple G4 Cube.

2001 - Apple представляет Titanium PowerBook G4 и iPod. 

2002Запускает новый iMac "подсолнух" с 15" и 17" дюймовыми, плоскими мониторами. Представляет eMac, версию компьютера iMac, специально созданную для работы в сфере образования.

2003 - Apple запускает 12” и 17” PowerBook. Получает награду Design Museum - "Лучший дизайнер года".

2004 - Запускает разноцветный iPod mini и ультра тонкий iMac G5.

2005 - Назначен старшим вице-президентом по дизайну в Apple. Запускает Mac Mini. 

Рассказать друзьям
25 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются