Раскопала в своем компьютере картинки из такой вот редкой книги, совершенно замечательной по дизайну – «Два трамвая». Сейчас мало кто помнит, что у Мандельштама были детские стихи, а между тем он вполне встраивался в прекрасную детскую поэзию того времени.
Самого поэта, надеюсь, представлять не надо, а вот Бориса Эндера многие могут и не знать. Это фигура необычная и интересная. Происходил он из круга Михаила Матюшина – знаменитого наравне с Филоновым ленинградского визионера, руководителя собственной мастерской и автора теории так называемого «расширенного смотрения», позволяющей осознать мир как биоморфную структуру.
Женой Матюшина была поэт Елена Гуро, тоже известный деятель русского авангарда: может быть, вы встречали ее книгу «Небесные верблюжата».
Словом, вместе с сестрой Марией Эндер, тоже художницей, Борис Эндер тесно общался с семьей Матюшина и Гуро, работал вместе с ними над задачами беспредметной живописи, стараясь найти параллели в органических ритмах природы, музыке и живописи. Ах да! Если будете в Петербурге, не забудьте заглянуть в Дом Матюшина – музей петербургского авангарда, он не так давно открылся.
Дожил Эндер до 60-х годов, а сестра его погибла в блокаду. Он до последних лет старался так или иначе воплощать свои пространственные идеи, хотя, конечно, не имел возможности выставляться.
А занимался он в основном экспозиционным дизайном.
Вот его фотография (правда, в конце 50-х уже).
а вот и сама книга. Привет!
Комментарии
Подписаться