Здание Берлинского Рейхстага – больше, чем просто памятник архитектуры. Его облик неразрывно связан с идеей демократии, столь ценимой немецким народом после ошибок XX века. Сохраненный практически без изменений фасад, спроектированный в конце XIX века Паулем Валлотом, скрывает современный интерьер, созданный после реконструкции Нормана Фостера, завершившейся в 1999 году. Над его оформлением работала целая плеяда выдающихся художников, и еще в 1969 году закупкой около пятисот графических работ для депутатских офисов было положено начало коллекции современного искусства в Рейхстаге.
Работы современных художников, оформляющие Рейхстаг, могли бы послужить иллюстрациями к путеводителю по современному западноевропейскому искусству – настолько значимо имя каждого из авторов. Герхард Рихтер создал двадцатиметровый стилизованный немецкий флаг для фойе Западного портала. Это гигантское панно составлено из трех стеклянных секций, раскрашенных в цвета немецкого флага. Таким образом, флаг новой, объединенной Германии становится зеркалом, в котором отражается жизнь современного государства.
Гюнтеру Юккеру было поручено оформление молитвенного помещения. Andachtsraum в Рейхстаге – межконфессиональная молельня, поэтому Юккер использовал не только христианские мотивы для создания абстрактных картин, но и включил в интерьер невысокий порог, указывающий сторону, в которой находится Мекка. Ключевой символ в творчестве Юккера – гвозди – как нельзя лучше вписывается в контекст христологических коннотаций, однако художник сознательно отказался от открытого использования каких-либо религиозных символов. Картины, приставленные к стенам, лишь вертикально вытянутым форматом напоминают средневековые иконы. Позже на лаконичной кафедре был установлен небольшой вертикальный крест, чем художник был весьма опечален.
Ханс Хааке создал «живую» инсталляцию «Der Bevolkerung» – “Населению», представляющую собой клумбу с соответствующей надписью в северном внутреннем дворе. В ней воплотились размышления художника о глобализации: с одной стороны, эта надпись – своеобразное эхо девиза «Немецкому народу», появившегося на Западном портале Рейхстага в 1916 году; с другой – она подчеркивает изменившуюся к концу XX века ситуацию, когда значительную часть населения Германии составляют иностранцы, и парламенту необходимо представлять интересы уже не только немецкого народа. Создание произведения Хааке приняло акционистскую форму, когда, согласно его замыслу, землю для клумбы привезли из своих избирательных округов сами депутаты.
В оформлении интерьеров Рейхстага приняли участие не только немецкие художники, но и авторы из стран-победительниц во Второй мировой войне. Француз Кристиан Болтански оформил подвальное помещение Архива немецких парламентариев. Оно представляет собой два ряда громоздящихся друг на друге подписанных именами парламентеров ящичков размером с обувную коробку с узким тускло освещенным проходом между ними. Такая форма несет символическую нагрузку: независимо от срока пребывания в Бундестаге и влиятельности, каждому парламентарию отводится одинаковое пространство. Болтански лишь в двух случаях отступает от этого принципа: ящички с именами парламентариев, погибших от рук национал-социалистов, отмечены черной ленточкой и надписью «жертвы национал-социализма», а за 1933-1945 годы, когда немцы были лишены легитимного парламента, стоит всего один черный ящик в середине прохода.
Дженни Хольцер (США) обратилась к истории заседаний немецкого парламента с 1871 года. Ее работа представляет собой вертикальную балку в холле у северного входа в Рейхстаг, на каждой из сторон которой расположена бегущая строка с цитатами из более четырехсот речей, произнесенных в немецком парламенте за прошедшее время, включив в них пометки стенографистов о реакции в зале. Трансляция идет круглые сутки, полный цикл занимает 20 дней.
Россию в списке художников из стран-победителей представил Гриша Брускин, живущий в Нью-Йорке. В Клубном зале находится 115 картин, собранных в триптих «Жизнь превыше всего». Работы выполнены в стиле мок-соцреализма: персонажи социалистического эпоса и реальной жизни, легко узнаваемые как жителями бывшего СССР, так и ГДР, несут лозунги, ставшие крылатыми фразами: «По Рейхстагу!», «На свободу – с чистой совестью». Авторская ирония сглаживает неловкость противоречивой истории отношений Германии и Советского Союза и одновременно подчеркивает непростую ситуацию сталинской эпохи.
Комментарии
Подписаться