За каких-то 6 лет социальные сети успели эволюционировать от нездорового увлечения компьютерных ботаников и школьниц до важнейшего социального института, и когда в июле 2010 Facebook перевалил за 500 млн. эккаунтов, народ задумался о том, что каждый микроскопический коммент на сайте тоже съедает электричество и что, если подсчитать мегаватты, которые потребляют датацентры, то окажется, что массовое «несерьёзное» увлечение держится на теле ненасытного монстра, который требует всё больше и больше горючего, чтобы переварить бесчисленные фотки, сообщения, статусы и просмотры, просмотры, просмотры.
Борцуны за экологию не упустили повод для работы – предлагаю выдержки из New York Times:
«Greenpeace International запустила кампанию против Facebook. Социальная сеть строит новый датацентр в штате Орегон, электрификацией которого занимается компания PacifiCorp, известная тем, что вырабатывает 58% своего электричества, сжигая уголь».
«В своей антиугольной кампании Greenpeace использует двухминутный видеоролик, который предупреждает Закербёрга, что если он продолжит топить сервера углём, 500,000 чел навеки покинут сеть – число юзеров Facebook, которые присоединились к кампании на момент создания видео в сентябре. По словам гринписовцев, с тех пор подтянулись ещё 100,000 борцунов».
Немного бытовой футурологии:
«Датацентры потребляют сегодня 1,5% всей электроэнергии США, как сообщает Environmental Protection Agency. К 2020 выбросы углекислого газа в атмосферу должны вырасти в 4 раза, до уровня 580 мегатонн в год, что перегонит даже индустрию авиации».«По подсчётам Greenpeace, если два ключевых компонента бизнеса Facebook – датацентры и сети телеком - продолжат развиваться сегодняшними темпами, то к 2020 они утроятся, достигнув двух триллионов киловатт/час. Это означает, потреблять больше электричества, чем вся современная Бразилия, Канада, Франция и Германия вместе взятые».
Facebook разводит руками – альтернативы углю вряд ли удастся найти в ближайшее время, остаётся лишь снизить объём топлива, которое просто улетает в трубу:
«Отвечая на выпады зелёных, Закербёрг защищает устав своей компании. «Некоторые из старых датацентров, которые мы арендуем, ещё используют уголь, но большинство цодов уже успели позеленеть», - пишет Марк в своём послании гринписовцам, которое было позже опубликовано на сайте Greenpeace. «Новый цод, который мы строим в Орегоне будет питаться от гидроэлектростанции. Мы идём верной дорогой, товарищи». PacifiCorp подтверждает, что горючее для генераторов в их датацентре на 10% состоит из гидро- и другой возобновляемой энергии, 20% природный газ и 58% уголь».
Потребность в цифровой инфраструктуре растёт стремительным домкратом. Но очевидно, что бесконтрольно наращивая железо мегаватты, мы скормим планету датацентру:
«Greenpeace 5 лет работает с различными ИТ-компаниями, включая Hewlett Packard и Toshiba, помогая им обратиться к истине зелёным энергоресурсам. Зелёные человечки хвалят Google, который вложил $38 миллионов в две ветроэлектростанции (wind farms) в Северной Дакоте и хвалит Yahoo, которая обещает к 2014 снизить экологическое влияние своих датацентров минимум на 40%».
Движимые ответственностью перед миром (или пиар-замыслами?), мировые «кнопки» ИТ и телекома признают социальную значимость своего сектора. И судя по развернутому Мегафоном строительству прямо-таки арт датацентров в Поволжье и других регионах РФ, это понимают не только Yahoo с Google’ом.
Очевидно, что Центры обработки данных, не только таяние айсбергов в Антарктиде (не вдаваясь в противоречия этого дискурса), но необходимый фундамент для развития современного бизнеса, образования, культурного развития общества. Оставляя в стороне «зелёные страшилки», очевидно, что необходимы цивилизованные принципы развития цифровой инфраструктуры. Необходимо обозначить сценарии развития, разглядеть возможные угрозы и найти решение.
Интересно, как изменится ситуация в информационной сфере нашей страны с появлением целой серии современных датацентров.
Комментарии
Подписаться