EBay – это давно уже не просто сервис бесплатных объявлений, это почти национальный спорт. За время его существования там пытались по сходной цене продавать пожилых родственников, бессмертную душу, девственность, хлебный тост со святым ликом и многие другие удивительные вещи. Здесь можно отхватить редкую дизайнерскую вещицу или настоящую историческую ценность за смешные деньги.
Неудивительно, что дорожку на eBay уже давно протоптали и некоторые наши соотечественники. Почему только некоторые? Увы, отсутствие полноценного доступа к платежной системе PayPal, а также постоянные проблемы с почтой приводят к тому, что покупать, а уж тем более продавать на eBay решаются лишь самые сильные духом россияне. А может быть, время eBay и вовсе прошло? Ведь сегодня появляются новые современные сервисы бесплатных объявлений, работающие по совершенно другим принципам.
Всеобщая социализация
Эксперты все чаще упоминают новый тренд – социальный шопинг (social shopping). Статистика неумолима: все больше времени интернет-пользователи во всем мире проводят в соцсетях. Львиную долю той информации, которую раньше нужно было искать на просторах интернета, теперь можно получить в своей ленте в Facebook. Здесь общаются с друзьями, узнают новости, взаимодействуют с любимыми брендами и – покупают.
Аудитория популярного сервиса объявлений Marketplace превышает 1 млн пользователей Facebook в месяц. Функционал приложения ограничен двумя основными действиями – продажей и запросом на определенную тематику. При создании объявления о продаже требуется указывать причину продажи. Есть возможность указать фиксированную цену, либо не указывать ее, либо предложить вещь бесплатно. При публикации можно выбрать, кому будет доступно объявление: всем пользователям приложения или только друзьям.
Таким образом, приложение просто и удобно в использовании, но вирусный потенциал соцсети здесь практически не задействован и «социальным шопингом» покупки в Marketplace можно назвать лишь с большой натяжкой. По сути, популярное приложение представляет собой обычную доску объявлений, размещенную на базе Facebook, с той лишь разницей, что объявления можно адресовать своим друзьям в соцсети.
Большой потенциал социальной торговли заключается прежде всего в использовании социальных связей пользователя и вирусных механизмов соцсети. Социальный шопинг строится на рекомендациях, важность которых высока для большинства товарных категорий, а для некоторых из них – в особенности. К ним можно отнести аренду жилья, продажу и покупку подержанных автомобилей и б/у техники, поиск работы и многое другое: все, что связано с большими расходами, где можно столкнуться со скрытыми дефектами - и просто все, что по каким-либо причинам обладает особой важностью. В таких случаях люди склонны ориентироваться на информацию, которой больше всего доверяют: советы и рекомендации друзей и знакомых.
Страна советов
Рекомендательных сервисов бесплатных объявлений, активно использующих социальный граф пользователя внутри соцсети, пока единицы. Первопроходец в русскоязычном Facebook носит говорящее название "Друг для Друга". Здесь можно не только размещать собственные объявления и искать среди уже размещенных другими, но и рекомендовать объявление друга своим знакомым, а также подписываться на новые объявления друзей.
Функционал приложения позволяет предусмотреть бонус другу, который при помощи рекомендации помог осуществить сделку. В приложении удобно не только продавать и покупать, но и обмениваться, находить попутчиков, предлагать консультационные и другие услуги, снимать и сдавать жилье – и решать множество других повседневных задач с помощью собственных друзей и их знакомых.
Распространение приложения происходит главным образом за счет встроенных вирусных механизмов. Порекомендовать объявление можно как всем своим друзьям, так и конкретному человеку, которому оно может быть интересно. Существует также возможность добавить некоторых пользователей в черный список: это означает, что они не будут получать уведомления о ваших объявлениях, а вы не будете видеть оповещения об их объявлениях и рекомендациях в приложении.
Поиск в приложении можно ограничить кругом друзей, объявлениями от знакомых ваших друзей либо объявлениями, которые порекомендовали друзья. Для каждого объявления отображается расстояние до его автора по социальному графу (например, круг друзей или круг друзей друзей). Пользователь может подписаться на новые объявления на интересующую его тему, сохранив заданные условия поиска.
Кажется, с появлением таких сервисов, как "Друг для Друга", социальный шопинг начинает восприниматься как логичное и предсказуемое направление дальнейшего развития сервисов объявлений. А вы как думаете? Действительно ли принципы работы eBay неизбежно устаревают? Каковы перспективы новых социальных сервисов объявлений? Станет ли шопинг по-настоящему социальным – и как скоро? :)
Комментарии
Подписаться