Views Comments Previous Next Search

Служба внешней разведки потратила 30 миллионов рублей на ботов для соц

0497
НаписалАлександр Абросимов6 сентября 2012
0497

Разведка ботом
СВР займется социальными сетями

Не ново конечно.. но подтверждение.. букв много.. да


Как стало известно, в январе 2012 года Служба внешней разведки (СВР) объявила три закрытых тендера на сумму свыше 30 млн руб., цель которых — выработать новые методики мониторинга блогосферы. Главная задача — "массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях с целью формирования общественного мнения". Источники "Ъ" считают, что в будущем эти разработки могут быть применены и для работы в российском сегменте интернета.

Служба внешней разведки потратила 30 миллионов рублей на ботов для соц. Изображение № 1.

 

СВР выходит в онлайн

По сведениям "Ъ", тендеры на исследования с кодовыми обозначениями "Шторм-12", "Монитор-3" и "Диспут" были проведены в январе-феврале 2012 года. Как следует из текстов трех конкурсных заданий, имеющихся в распоряжении "Ъ", государственный заказчик — ФКУ "Войсковая часть N54939" — запросил разработать программы для "исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей" (шифр "Диспут") на 4,41 млн руб., "исследования методов негласного управления в интернете" (шифр "Монитор-3") на 4,99 млн руб., а также провести научно-исследовательскую работу по разработке "средств продвижения специальной информации в социальных сетях" (шифр "Шторм-12") на 22,8 млн руб.

Три работы, хотя и разбиты на разные тендеры, тесно связаны друг с другом. Планируется, что сначала мониторить блогосферу будет система "Диспут", которая должна заниматься "исследованием процессов формирования сообществ интернет-центров распространения информации в социальных сетях" и "определением факторов, влияющих на популярность и распространенность сведений". Затем полученную информацию будет анализировать система "Монитор-3". Ее задача — "разработка методов организации и управления в интернете виртуальным сообществом привлеченных экспертов, предусматривающих постановку заданий, контроль работы в социальных медиа и регулярное получение от экспертов информации в заданных предметных областях". На основе полученных данных вбрасывать нужную информацию в соцсети начнет система "Шторм-12".

Ее функционал госзаказчик прописал следующим образом: "разработка специального программного комплекса автоматизированного распространения информации в крупных социальных сетях и организации информационной поддержки мероприятий по подготовленным сценариям воздействия на заданную массовую аудиторию социальных сетей". В документах уточняется, что целью этой виртуальной армии станет "массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях, используя имеющиеся учетные записи пользователей, с целью формирования общественного мнения", "сбор статистики и анализ эффективности распространения информационной волны", "анализ пригодности наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности".

По данным "Ъ", засекретить все три конкурса позволило то, что основанием для их проведения стало закрытое постановление правительства N1116-36 от 23 декабря 2011 года о распределении средств гособоронзаказа на 2012 год. Ожидается, что системы "Монитор-3" и "Диспут" будут готовы уже в 2012 году, а "Шторм-12" — в 2013 году.

Источники "Ъ" в спецслужбах утверждают, что воинская часть N54939, командир которой Александр Бычков выступил заказчиком по всем трем тендерам, входит в систему СВР. Запрос "Ъ" в разведывательном ведомстве на эту тему остался без ответа. Впрочем, эту информацию подтверждают два документа, находящихся в открытом доступе. Первый — приложение к приказу Министерства связи от 23 августа 1994 года: в "перечне предприятий и организаций, получивших разрешения на право проведения работ по защите информации", часть N54939 значится как управление информатизации СВР. Второй, более свежий документ — письмо управления городского заказа правительства Москвы "О льготах по оплате коммунальных услуг для кадровых сотрудников внешней разведки". По состоянию на июль 2011 года в документе указывается, что для предоставления льгот военнослужащим и гражданскому персоналу, работающему в воинской части N54939, справки принимаются без указания ведомственной принадлежности на основании федерального закона о СВР.

Непосредственным исполнителем по всем трем конкурсам стала компания "Итеранет" (cм. справку). Ее гендиректор Игорь Мацкевич (в прошлом — первый заместитель начальника Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ) от разговора с "Ъ" уклонился. Отказался он отвечать и на письменные вопросы.

Собеседники "Ъ" в российских спецслужбах не исключают, что после того, как СВР получит в свое распоряжение программы "Шторм-12", "Монитор-3" и "Диспут", они могут применяться для воздействия как на внешнюю аудиторию, так и на внутреннюю. "После того как разработка завершится, начнутся предварительные испытания, которые должны будут доказать эффективность системы",— поясняет один из источников "Ъ". На вопрос о том, на каких именно странах эти разработки будут опробованы, собеседник "Ъ" ответил уклончиво: "На первом этапе это могут быть страны Восточной Европы, входившие в состав Советского Союза".

"Интернет давно привлекает внимание спецслужб, и, естественно, не только российских,— говорит другой собеседник "Ъ".— Напомню, что РФ предлагала на законодательной основе — под эгидой ООН — запретить государствам использовать интернет для "подрыва политической, экономической и социальной систем других государств", а также для "манипулирования информационными потоками в информационном пространстве других государств, включая дезинформацию" (о соответствующих инициативах "Ъ" писал, в частности, 27 апреля). Однако наши партнеры, прежде всего западные, не сочли необходимым прислушиваться к нам".


Бот внутреннего применения

Комментируя возможность применения новых разработок в российских социальных сетях, собеседник "Ъ" отметил, что практика передачи технологий между СВР и ФСБ обычно не используется, поскольку увеличивается риск утечки информации, однако оговорился, что в случае возникновения подобной необходимости ресурс может быть использован в нуждах обоих ведомств, никаких правительственных актов для этого не требуется, вопрос решается на уровне руководства двух ведомств.

Опрошенные "Ъ" эксперты отмечают, что разрабатываемые по заказу СВР программы универсальны в своем применении. "В тексте тендера на систему "Шторм-12" прямым текстом сказано, что миллионы рублей спецслужбы желают истратить на создание системы вброса через заранее зарегистрированные в соцсетях аккаунты. Основным препятствием на пути работы системы являются средства защиты соцсетей от спама,— сказал "Ъ" интернет-эксперт Антон Носик.— Часть денег будет потрачена на нейтрализацию этих защит".

С ним согласен и еще один эксперт в области интернет-технологий, просивший не называть его имени. "Практически стопроцентная вероятность, что адресатами, "клиентами" этих работ в будущем могут стать российские социальные сети и их пользователи, а также зарубежные сети и ресурсы типа Facebook и Google+, к техническому контролю за которыми у российских спецслужб доступа нет, а вот делать внешний мониторинг событий и активностей, а также изучать функциональность ресурсов и искать дырки в их защите для борьбы с политической оппозицией, активно пользующейся зарубежными сетевыми ресурсами, им вполне по силам",— говорит он.

По мнению эксперта, подобные программы могут быть весьма эффективными, особенно если речь идет о вскрытии прав администраторов, веерных рассылках или заражении компьютеров ботами. "Еще в рамках нескольких подразделений бывшего КГБ СССР — нынешнего ФСБ России велись научные и научно-практические работы по разного рода "социальным проектам", которые как раз и описываются "близко к тексту" в содержании этих тендеров, но применительно к интернету и современным социальным сетям,— напоминает он.— Соответствующие "научные" центры — многоэтажные "свечки", которые стоят на проспекте Вернадского за зданием МГУ и метро "Университет. Там были темы с насаждением межрасовой розни и тем самым снижения боеспособности ВС США, с внедрением и последующими провокациями для раскола советского диссидентского движения, с недопущением распространения нежелательной информации в случае стихийных бедствий и общественных беспорядков и, наоборот, обеспечением распространения ложной, но "полезной", нужной информации". Координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев напоминает, что впервые о попытках России влиять на ситуацию в других странах через интернет заговорили после истории со сносом памятника Бронзовому солдату в Таллине в 2007 году. "Ничего невозможного в том, чтобы размещать и вирусно распространять информацию в сети, нет,— считает господин Парфентьев.— Что же касается влияния извне, то тут можно либо постоянно что-то рассказывать о позитивном имидже России, как это делает телеканал Russia Today, либо реагировать на определенные информационные пики, когда внимание иностранцев приковано к России". По словам эксперта, в такой ситуации стратегия может быть оборонительной — например, после войны в Южной Осетии России пришлось много времени потратить на развенчание картинки, созданной западными СМИ,— или наступательной. В качестве примера эксперт привел работу радио "Свобода" и "Голос Америки" во времена СССР, когда они постоянно находили какие-то негативные информационные поводы. "Просто 30 лет назад для такой работы использовали радио, а теперь им на смену пришел интернет",— резюмировал господин Парфентьев.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются