В отличие от модного краудфандинга, краудсорсинг – штука посерьёзнее. Ноги у этой модели растут прежде всего из мира науки. Одним из первых краудсорс-проектов можно считать Оксфордский словарь английского языка (OED): столкнувшись с почти невыполнимой задачей впервые каталогизировать ВСЕ слова в английском языке, создатели словаря обратились к широкой публике с просьбой не только сообща составить их список, но и придумать примеры использования каждого из слов. И всё равно на это ушло 70 лет (а слова продолжали появляться).
Вот для таких задач и подходит краудсорсинг – то есть распределение производственных задач среди широкой, неопределённой группы людей на добровольной основе, с присвоением результатов проектом-инициатором.
Проще говоря, краудсорсинг — это когда инициатор ставит такую задачу, которую профессионалы или любители в данной области рады решить чисто за интерес (или за символическое вознаграждение – которым может являться просто сам факт реализации проекта и осознание своего вклада); при этом то, что они делают
Краудсорсинг – логичный выход
На Земле почти 7 миллиардов людей. У большинства из них есть свободная минутка, мозг, глаз и рука. Их мощности часто простаивают – так же, как простаивают большую часть времени их компьютеры. Например, обычный процессор современного компьютера выполняет 1 миллиард циклов в секунду. И большая часть этих циклов – «холостая», когда компьютер ждёт действий от пользователя или данных от жёсткого диска.
некоторые не выдерживают
Также и сотни миллионов пользователей интернета генерируют десятки миллионы «холостых» человекочасов. Причем немалая часть из них принадлежит специалистам, а значит, стоит обычному работодателю от 10 долларов и выше.
Зачем?
У тех из вас, кто хоть что-нибудь когда-нибудь организовывал, может возникнуть естественная реакция: фигня этот ваш краудсорсинг. Организовать даже трёх человек в закрытой комнате – та ещё задача. Что же делать со стадом незнакомых друг с другом аутсорсеров (даже само это слово, недавно модное, вызывает сейчас скорее уныние на лицах проект-менеджеров).
этот человек запорет ваши сроки
Вы скажете: дайте мне в ассистенты хорошего управленца, который не знает слова «отмазка», 10 профессионалов, рационально обустроенное пространство и я сделаю вам все чудеса, которых вы от меня попросите. И будете правы. Но у краудсорсинга есть и преимущества. Попробуем их нащупать.
Почти у каждого человека есть компетенция, которую он зачастую не имеет возможности применять, или хочет применять чаще и больше для решения интересных ему лично задач.
Предположим, режиссёру нужно узнать, чем вытирали зад в Венеции времён Ренессанса, и делали ли это вообще. Если у него уже выстроена краудсорсинговая система, ему достаточно задать вопрос, и компетентые люди с радостью расскажут ему больше, чем надо; в конце концов, им вряд ли удаётся блеснуть этим знанием на вечеринках. Без краудсорсинга этот простой вопрос превращается в специальную задачу, для которой нужно за деньги нанимать специального консультанта (который в гробу видал этот фильм и кино вообще) или засаживать на три дня за книжки помощника режиссёра.
Краудсорсинг даёт возможность найти человека с любой, даже самой узкой и редкой компетенцией. Специалист по изготовлению колёс для игрушечных железных дорог начала 19 века. Специалист по плетению ульев из лозы. Специалист по баллистике, который не только расскажет, но и покажет, как пуля ударяется в металл на скорости 1 000 000 кадров в секунду (ведь этот ролик у него уже и так есть).
Прелесть распределённых задач в том, что человеку с идеально подходящей компетенцией предложить решение ничего не стоит (и по времени, и по силам) — информация уже у него в голове. Поэтому это может ничего (или почти ничего) не стоить и инициатору запроса.
Примеры
Википедия. Наверное, самый масштабный и успешный краудсорсинговый проект в истории человечества. Несмотря на правила, вроде бы рассчитанные на квалифицированных учёных, владеющих научным аппаратом, стала тем, чем стала; без краудсорсинга мы никогда бы не узнали что на Филиппинах шаурму накрывают чеддером, а в дрэг-соревнованиях тракторов-тягачей используются советские вертолётные турбодвигатели.
InnoCentive. Крупнейшие научные и промышленные корпорации предлагают проблемы для решения. Поучаствовать может любой. Сами InnoCentive называют четыре причины быть «решателем проблем»: улучшение жизни для других, упражнение мозга, самореклама и шанс выиграть денежные призы. Среди успешных проектов на InnoCentive – как настоящие научные открытия и рационализаторские предложения на миллионы долларов (часто придуманные студентами или «домашними изобретателями»), так и сверхдешёвые и сверхэффективные вещи, улучшающие жизнь людей: например, фонарь-лампа на солнечных батареях BoGo и индикатор солнченой очистки воды SODIS для развивающихся стран.
Самое интересное, что процент решённых проблем оказывается выше у тех, кто не является специалистом в данной области. Даже при гонорарах в 10-20 тысяч долларов помощь толпы обходится корпорациям во много раз дешевле, чем работа исследовательских отделов. Например, в R&D Procter&Gamble работает 9000 человек, но половина их инноваций исходит от InnoCentive и других сайтов, где им помогают 1,5 миллиона человек.
Краудсорсинг позволяет распределить задачу, занимающую тысячи человекочасов
Отдать 6 минут своей жизни ради хорошего дела несложно и приятно. А когда за это платят, краудсорсинговые технологии превращаются в новый способ создавать рабочие места.
Примеры
NASA Clickworkers, SETI@home. Даже толпа обезьян за тысячу лет сможет напечатать на машинках собрание сочинений Шекспира. А толпа умеренно заинтересованных в теме любителей способна молниеносно решить задачи, на которые уходят годы у специалистов. Многие тысячи людей жертвовали своим временем и вычислительной мощностью PC для того, чтобы описать спутниковые снимки Марса, расшифровать потенциальный сигнал от инопланетян или найти пропавшего яхтсмена на снимках спутника гуглмапс.
Сегодня суммарная мощность компьютеров в проектах BOINC (самой крупной системы распределённых вычислений) всего в три раза меньше, чем у самого мощного компьютера в мире, IBM Sequoia , созданного для симуляции ядерных взрывов (только за электричество его владельцы платят около $10 млн. в год).
MicroWorkers и Amazon Mechanical Turk. У краудсорсинга есть тёмная сторона. Это микроворкинговые сайты, где индусы и индонезийцы штампуют посты и комментарии, подписываются и лайкают за два доллара в час. Микроворкинг – выполнение простых и мелких задач за маленькие деньги – может быть всего лишь формой быстрого наёма неквалифицированных блогеров и «посевщиков», замусоривающих интернет.
Но также микроворкинг может использоваться и для благих целей: совершенствовать капчи (и одновременно помогать распознанию старых испорченных книг!), участвовать в социальных экспериментах и опросах (соцопрос с помощью микроворкинг-сайта обходится примерно в 100 раз дешевле, чем "живой" опрос), расшифровывать записи, искать информацию в документах и даже распознавать обложки CD для Amazon. Потенциально микроворкинг-сеть может объединяться в большой «компьютер», где тысячи людей поочереди играют роль скрипта в программе: их задача, например, «прямо сейчас» распознать пол человека на снимке или сложный символ – то, что не может сделать компьютер.
Даже требующий профессиональных знаний микроворкинг обходится в 50-100 раз дешевле аутсорсинга: например, скучающий админвремя от времени составлять инструкции для технической поддержки по новым ошибкам; а молодая мама будет рада подработать, между делом переводя короткие тексты с китайского.
iStockPhoto и другие микростоки. Идеальный пример краудсорсинга, вместе с собратьями подмявший под себя индустрию фотобанков. В знаменитой статье Джеффа Хоува 2008 года, где он, собственно, придумал термин «краудсорсинг», первым примером служит именно история про iStockPhoto. Там, где профи со всеми скидками предлагал музею $600 за 4 фотографии, iStockPhoto предоставил 56 нужных фотографий по доллару каждая. Теперь, спустя 4 года, для нас это уже норма жизни.
Позволяет узнать у людей то, что знают только они
Кроме увеличения энтропии видеороликами с котиками и падениями в воду, интернет способен порождать так называемую «мудрость толпы». Нужно только правильно сформулировать толпе задачу — ведь в хорошем вопросе уже содержится половина ответа. А если «выбрать правильную толпу» (главный принцип краудсорсинга по Джеффу Хоуву), вы не только точно знаете, что нужно людям от вашего продукта – вы уже продали им его.
Кроме того, все мы обладаем уникальными знаниями – и я говорю не только о способности пересказать сюжет каждого из 236 эпизодов «Друзей». Вы точно знаете, на каком плече предпочитаете носить свой рюкзак. Вы точно знаете, как должна проходить асфальтовая дорожка рядом с вашим домом и какие звуки издаёт ваш кот, когда вы несёте его купаться. Вы знаете, какую футболку вам хочется и какой книжной полки не хватает. Вместо негибких и скучных опросов и фокус-групп краудсорсинг предлагает бесконечно гибкую платформу для генерации гигантских баз контента (от неизбежных поп-культурных энциклопедий до карты преступлений в Бразилии), разработки новых продуктов и даже создания фильмов из кадров, снятых интернет-пользователями.
Примеры
busuu.com. Идеальный пример применения «бытовых» компетенций – многонаправленный краудфандинг по схеме P2P. Десятки тысяч людей бесплатно проверяют чужие упражнения на своём родном языке, а взамен пользуются той же услугой от носителей того языка, который учат. Самому сайту (после этапа разработки тестов, что у них получилось очень хорошо) остаётся только снимать рекламные деньги со счета.
Threadless. Производитель футболок с интересными принтами, у которого нет ни дизайнеров, ни креативщиков. Макеты футболок присылают пользователи; выбирают и них лучшие тоже пользователи; и платят за результат они же. Единственное, что делает Threadless – пускает футболки в производство, когда набирается 300 предзаказов.
Muji и Quirky. За последние несколько лет открылось сразу несколько мебельных компаний, которые либо призывают людей голосовать за понравившуюся мебель (Made.com), либо даже создавать/выбирать её дизайн самим (Muji). А на сайте Quirky можно изобретать собственные предметы быта и гаджеты. Над оценкой и доводкой выбранных проектов вместе с пользователями работает команда экспертов – а в случае успеха вы получаете с продукта роялти! Вот их крутейший ролик:
Это то, чем люди хотят заниматься – прямо сейчас
Почему люди участвуют в краудсорсинговых проектах? Потому же, почему внешне нормальные люди играют в «Весёлую ферму» и «Avengers Alliance». Если правильно выстроить систему наград и поощрений, выдаваемых в обмен на ощутимое, но очень простое действие – человека можно привязать к компьютеру навсегда. Недаром все «большие» игры для компьютера и приставок перешли на систему achievements (достижений): чтобы получить эти виртуальные медальки типа «убил 2000 мутантов ножом, не сохраняя игру», люди реально вкалывают, десятки раз проходя те места, которые бы без ачивок проскочили один раз и забыли (теперь за это ещё и дают придуманную валюту, конвертируемую в другие игры). Согласитесь, 10 минут в день искать на марсианских снимках какую-нибудь аномалию – это покруче «ачивок». А если где-то рядом с вами этим занимается ещё тысяча человек; вам наглядно отображают общий прогресс на какой-нибудь симпатичной мозаике; и всячески вас хвалят за реальное достижение в реальной жизни...
Ещё у вас есть возможность построить что-нибудь вот такое.
Это краудсорсинговый автомобиль Rally Fighter. На сайте Local Motors, где его создали, теперь создают новые дизайны для грузовиков Peterbilt, конструируют боевые машины для оборонного агентства DARPA и бронированные такси для иракцев и по предложению корпорации Shell. 20 000 квалифицированных специалистов – дизайнеров, технологов, механиков и водителей – счастливы работать за возможность получить символические призы или ради создания «автомобиля мечты».
Мы уже говорили в статье о краудфандинге, что стоимость проекта чаще всего растёт за счёт наценок на профессиональный труд, и что эта наценка – страховка работника на случай, если придётся заниматься скучным и неприятным проектом. Это «прибавка за вредность».
В отличие от той же «Весёлой фермы», краудсорсинг – это игра для тех, кто хочет работать, а не для тех, кому работать надоело. Игровые и мотивационные механизмы здесь позволяют самореализоваться. Недооценивать именно игровую, провокационную форму краудсорсинга нельзя: это всегда «конкурсы», «соревнования», «вызовы» (challenges).
Как-то классифицировать краудсорсинговые проекты очень сложно. Они далеко не всегда говорят о себе с помощью этого термина, и часто похожи на другие формы сотрудничества. Но суть остаётся четкой: краудсорсинг задействует время, знания, таланты и способности множества людей ради решения конкретных задач.
Напоследок ещё один проект, который находится на грани краудсорсинга, игры и культурного активизма – но в перспективе может превратиться в новый способ выбирать книги, фильмы и музыку.
1Book1Twitter (ныне 1Book140). О том, что люди перестали читать, ворчат многие. Но старый принцип книжного клуба для совместного чтения и обсуждения книг уже устарел. Как заставить людей читать активнее? Проект журналиста Wired, придумавшего концепцию краудсорсинга, и писателя Нила Геймана, чья книга «Американские боги» стала первой в проекте, очень прост: все люди в сообществе читают одну и ту же хорошую книгу и делятся впечатлениями в Твиттере. Такой подход позволяет уйти от элитарной (и скучной) атмосферы книжного клуба и открывать для себя новую литературу вместе с другими людьми.
Комментарии
Подписаться