Бумага не умрет? Интервью с Катериной Кожуховой
Руководитель специальности «Дизайн периодических изданий» (БВШД) Катерина Кожухова объясняет, что происходит на российском рынке печатных СМИ и какую роль играет дизайнер в этом процессе. А также рассказывает об интерактивных нововведениях в своей образовательной программе.
Катерина Кожухова, со-основатель и арт-директор студии «ДизайнДепо» и журнала [кАк), в разное время арт-директор журналов «Русский Newsweek», «Огонек», SmartMoney.
Что происходит на российском рынке периодических изданий? У каких журналов шансы выжить выше?
Рынок печатных СМИ в последние годы заметно пострадал от двух факторов – экономического и технологического. Первый выглядит как снижение объема рекламы в прессе на 30-40% в 2009 г. по разным оценкам. Второй заключается в девальвации журналистики как профессии блоггерами всех мастей. И если действие первого фактора, как считают эксперты, заканчивается, то второй только начал набирать обороты.
Шанс выжить выше, естественно, у лидеров. У тех, кто давно на рынке, у кого выше Гэллап и больше тиражи. У тех, кто принадлежат большим издательским домам – потому что пакетом реклама лучше продается. В общем, шторм лучше пережидать на большом корабле, чем на маленькой, пусть даже очень красивой, яхте.
Как ситуация на рынке влияет на дизайн изданий? Как дизайн реагирует на кризис в индустрии?
Мне кажется, соблазны в виде айпадов, киндлов (планшеты Apple iPad и Amazon Kindle) и прочих электронных игрушек деморализовали дизайнеров колоссальным диапазоном возможностей. Все уже понимают, что вот так будет выглядеть наше информационное поле в совсем недалеком будущем. Но все сидят и ждут, когда нам импортируют еще и подробное руководство по его оформлению, как в конце прошлого века большие ИД импортировали технологию создания традиционных печатных СМИ.
Что уже сейчас меняется в работе арт-директора/ведущего дизайнера в издательстве?
Кое-где редакции были сокращены до такой степени, что арт-директору пришлось приобрести профессиональные навыки верстальщика, цветокорректора, бильд-редактора, просто редактора и даже иногда главного редактора. Но все это очень полезные навыки. Мы сами их стараемся привить студентам нашего курса.
А кому-то пришлось вплотную заняться сетевыми версиями своих изданий и версиями для мобильных приложений. Это еще более полезные навыки по нынешним временам.
Как вы оцениваете общую ситуацию дизайна российских изданий? Нет ли у вас ощущения в падении качества дизайна, верстки?
Я бы не стала говорить о падении качества. Скорее, произошла консервация стандартов. Но и сейчас появляются красивые проекты. Последний – редизайн журнала «Вокруг света», сделанный Дмитрием Барбанелем.
Как меняется учебный план курса в связи с изменениями на рынке периодических изданий?
Мы планируем включить в программу курса в этом году модуль «Дизайн для новых медиа». Среди наших преподавателей двое – Ирина Волошина, арт-директор ИД «Афиша» и Алексей Потапов, арт-директор интернет-ресурса Slon.ru – имеют дело с сетевыми изданиями в реальном ежедневном режиме. Ирина будет рассказывать об особенностях типографики и навигации в сетевом СМИ, а Алексей научит основам программирования, что позволит ориентироваться в возможностях веба и разговаривать с админом на одном языке.
Еще мы хотим в дипломный проект этого года включить разработку сетевого интерфейса проектируемого печатного издания. Это будет форма студенческой отчетности о новом модуле.
С каким ошибками профессиональных дизайнеров, людей из индустрии, вам приходится чаще всего сталкиваться?
Мне кажется, что сейчас самая опасная и самая распространенная ошибка – недооценка новых технологий. Я знаю людей, которые до сих пор отказываются верить в цифровую реальность и утверждают, что Гутенберг вечен (Иоганн Гутенберг – первый типограф Европы).
А лет пятнадцать назад мне встречались персонажи (и в их числе уважаемые книжные дизайнеры), которые считали, что издательская система desktop publishing годится только для верстки буклетов А4 в два фальца, а компьютерная цветокоррекция неизмеримо хуже фото-ретуши. Они потеряли много ценного времени в своем упорстве. Некоторые даже выпали из индустрии навсегда, несмотря на заслуги и регалии.
В чем будет заключаться интерактив издания и читателя и какую роль будет играть в этом дизайнер?
Это часть большого вопроса о новой редакционной формуле. Насколько я понимаю, ее сейчас не знает никто. Немногие первопроходцы пытаются ее вычислить методом проб и ошибок, остальные ждут готовых решений.
Я думаю, что независимо от результатов этих поисков роль дизайнера в новой коммуникационной среде будет одной из ключевых. Каким бы ни был контент, его необходимо будет упаковывать в удобный для восприятия формат. Ясность навигации, удобочитаемость, логику и красоту никто не отменял. Задача дизайнера осталась прежней. Мы всего лишь видим, как меняется инструментарий и носитель информации.
В материале использованы выпускные работы студентов курса «Дизайн периодических изданий» 2010 (сверху вниз): Светлана Василевич, Наталья Нехаева, Елена Аверина.
Комментарии
Подписаться