Чужие здесь не ходят
Участники всех главных событий в творческой жизни Ижевска 90-х годов выпустили первый субкультурный альманах «для своих» под названием «Мой личный Ижевск».
Герои нашего времени
Это очень плотная, с яростной и романтической фактурой книжка журнального формата. Чаще всего на её страницах (плотных, чуток шершавеньких, чертовски приятных на ощупь) встречаются словосочетания «Самцы Дронта», «Стук бамбука в 11 часов», «Ряба Мутант» и прочие формулы-заклинания прошлых лет. Герои собранных здесь сублитературных текстов (и слава богу, что литературщиной здесь не пахнет) – немного злые, немного циничные, довольно депрессивные с точки зрения типичных «белых воротничков» ребята, иногда кажущиеся маргинальными, ещё чаще – неприкаянными, но при этом умные, ироничные, и бесспорно, на всю катушку талантливые.
Альманах проанонсирован как «124 полосы из жизни героев». Хотелось бы назвать их героями андеграунда, но по сути они – просто герои своей среды, своего времени и места, рассказывающие о себе без тени официоза и гламурных прибабахов, потому что в их жизни и искусстве нет места ни тому, ни другому.
Журнал они сделали для своих – чтобы осознать себя, обозначить феномен пересечения времени и места, зафиксировать свой мир и ещё раз разбередить сердце, перематывая плёнку воспоминаний назад. Это «для своих» подчёркнуто и в графическом логотипе альманаха, выполненном в стиле герба какого-то колумбийского картеля: топорщащиеся «калаши» с трогательными фигурками лосей на дулах и виниловым диском под жемчужной короной. Да-да-да, винилы для этой банды – самый крутой наркотик, самый большой оттяг. Название издательства, выпустившего журнал, тоже «в строку»: Soda Nostra. Этакая «семья», страдающая от трансцендентной изжоги и удмуртского макмыра, иногда мучающаяся от псориаза, иногда пытающаяся сосчитать количество суицидов в соседских квартирах, но пишущая и играющая музыку, которая так безнадёжно хороша, что становится гимном, флагом и сердцем целого поколения, рождающая арт-идеи бесспорно мирового класса (проекты «Упаковка», «Art-пазл» и прочие, и прочие, отмеченные в альманахе – тому свидетельство).
Свои среди чужих
И всё-таки «свои» здесь – понятие, не ограничивающееся пространственно-временными координатами. Этот искренний, до боли откровенный, даже если откровенность прикрывается усмешкой, сборник легенд, прозрений, догадок – для своих по крови, из какого бы места они ни были. Иначе зачем объяснять значение слова «макмыр», которым в удмуртском языке обозначается не просто абстинентный синдром, а жесточайшая тоска, накатывающая при похмелье и мучающая хуже всех физических недомоганий? Зачем делать алфавитный перечень мифологем Ижевска, включающих и памятник лосю, и перепечи, и цветок италмас, и культовые (для некоторых – уж точно) электронные группы 80-90-х? Этот альманах – путеводитель по внутреннему миру людей, родившихся в мрачноватом промышленном городе и нашедшем слова-звуки-формы для того, чтобы изменить окружающую среду и остаться неизменными себе.
Кроме всего прочего, «Мой личный Ижевск» - издание на грани полиграфического шедевра. Снобы и эстеты, влюблённые в Esquire, но уставшие от обилия в нём буржуазной пропаганды вроде анонсов новых швейцарских часов и пиджаков «Кензо», увидев «Мой личный Ижевск», должны влюбиться в него безоглядно: альманах содержит бесспорные дизайнерские изыски, ненормативную лексику, но ни одного рекламного материала.
Автор: Алиса Чудова
Комментарии
Подписаться