Андрей Савельев работает в журнале «Собака.ru» уже 8 лет. Долгие 7 лет это был журнал с приставкой Спб. Сегодня, миновав 640 км, несколько месяцев наблюдения за Москвой, нравами и слабостями москвичей, приставка поменялась на Мск. Через несколько дней после начала продажи первого номера с главной темой «Имей статус», Андрей рассказал о новой религии и о том, зачем москвичам читать журнал о самих себе.
Вы с первого номера работали в питерской «Собаке.ru». И вас заставили переехать в Москву?
Ну как заставили… Я помню, что в 2001 уже были мысли «а вот хорошо бы еще в Москве выпускать». Но тогда просто еще не было никаких предпосылок делать журнал и тут, и потом он там еще был совсем молодой – всего полтора года. Возвращались к этой теме и в 2003, и в 2005, а в 2007 начали серьезно об этом говорить. А для меня, как человека, который живет практически тем продуктом, который он выпускает, никогда не стояло вопроса, где жить.
Когда “Time Out” в Киеве открывался, я ездил туда его запускал. Потом напрашивался, чтобы меня отпусти запускать “Time Out” в Алма-Аты. Но не отпустили. А когда появилась тема «Собаки.ru” в Москве, вопрос не стоял – надо ехать или нет. Это родной продукт и семья. Когда семья переезжает все точно так же – часть родственников остается в одном городе, а часть переезжает в другой.
Тогда вы, как человек, который долгое время жил в Питере и писал о людях в Петербруге, можете достаточно объективно сравнить их с людьми, живущими в Москве.
Смотря о каких людях идет речь (смеется).
О тех, о ком и пишет журнал.
Тогда да. Когда мы начали выпускать журнал в Москве, все задавались вопросом «А что это будет за журнал?» Я говорил: «Посмотрите питерский журнал – вот такой он будет». «И что, ничего не будет меняться?» Конечно будет – поменяются люди, персонажи. Концепция таже самая. Москва – не Питер, да. Но концепция работает давно и довольно успешно, и я убежден, что переложение ее на московских персонажей, места и события даст в сто раз больше эффекта, только потому, что Москва город более насыщенней. Здесь больше всего происходит. Динамика явлений и событий в кубической прогрессии больше, чем в Петербурге.
И людей больше…
И людей больше. Поэтому здесь надо систему фильтров выстраивать еще четче – кто попадает в журнал, а кто нет. Потому что понятно, что у нас не будет на обложке Моники Белуччи, потому что у нас журнал о людях в Москве, и такой журнал не может на обложке иметь зарубежную звезду.
Хотя у нас не журнал о москвичах. Соответственно, с каждым номером мы подтверждаем, что это локальный продукт. Как бы это не звучало парадоксально и странно, что журнал, который выходит в Москве, локальный. Но это так. Это не журнал, который делается в Москве и выходит на федеральном уровне. Местами он будет понятен только тем, кто живет в Москве. Потому что они варятся в этом информационном поле, понимают, кто актуален, а кто нет. Человек из Воронежа, который, казалось бы, недалеко находится от Москвы, возьмет этот журнал и может не понять каких-то персонажей. Так и люди из Москвы не всегда могут понять каких-то персонажей из питерской «Собаки.ru». Но я был потрясен тем, что когда мы начали весной этого года запуск проекта в Москве, люди, которые живут в Москве и крайне редко бывают в Петербурге, говорили «А мы читаем Собаку!»
Очень много таких. Мало кому приходится объяснять, что это за журнал такой.
Я был поражен! Как же вы ее читаете? Вы же не знаете, кто эти люди. Но все отвечали, что им интересно. «Собака» – это всегда незамыленные лица, а не только медийные персонажи – это как раз определение очень подходит журналу. Всем ясно, как многие журналы формируют контент – кто там у нас на Первом канале? Ага! И пошло-поехало. И никаких откровений от такого журнала ожидать нельзя.
«Собака» всегда была внутри городской культуры, порой даже уходила в субкультурные институты, интересы. И из этих субкультурных интересов и подразделений жизни города, мы вылавливали таких персонажей, которые после появления в «Собаке» становились уже надкультурными персонажами. Их субкультурность нивелировалась засчет их дальнейшей востребованности.
Я не устаю повторять, что «Собака» – не монумент, это очень живой организм, и это уже журнал-легенда. Потому что за время своего существования он четыре раза менял свой формат. И менял свою концепцию, менял подход к тому, какие темы подбирались. Многие спрашивают у меня, кто у вас дальше будет на обложке. А я им говорю, что не надо о «Собаке» говорить как о большинстве продуктов, которые они видят в киосках. В «Собаке» главное – тема номера. Первый московский номер мы выпустили по темой «Имей статус».
Расскажите, как вы именно ее решили выбрать.
Всегда при обдумывании того, что будет на обложке, мы пляшем от темы номера. То есть, тема номера – это всегда то, что выносится на обложку. У нас нет такого, что в конце журнала интервью с Карлом Лагерфельдом и поэтому он у нас на обложке, это у нас центральнле ядро в номере.
Тему «Имей статус» я придумал в марте. Это был первый месяц, когда я жил в Москве и от плотности упоминания слова «статус» каждый день, меня начало подташнивать. «Это его статус», «это тебе не по статусу», «да, у него есть статус». Люди в Москве перестают замечать кикие-то вещи, потому что они для них становятся стандартыми и обычными.
Я радуюсь тому, что у меня до сих пор нет намыленности от города, я очень свежо воспринимаю все, что происходит вокруг. Пока в этом я чувствую свою сильную сторону. Первые месяца два у меня чувства от города были такие острые! Я понимал, на чем тут люди определенной породы и определенного склада зациклены, о чем люди говорят, что они из себя изображают.
Москва – это город изображения и стилистов, потому что здесь этот фасад, касательно человека, очень важен. Мало просто сказать «какая у тебя крутая сумка!», нужно полезть и лейбл вывернуть. Такого рода вещи выхватываются человеком, который попал сюда из иной среды. Я приехал из Питера, который ментально устроен по-другому. И тема статуса появилась в свете реальной московской религии. А статус – это религия активной части социума, которая что-то делает, производит, добивается.
При подготовке материала мы очень много людей опросили, со многими встречались, например, с людьми из богемной тусовки, в разные исследовательские центры обращались. И мы вяснили, что ельцинская тусовка носила британскую обувь, а путинская тусовка – итальянскую. Мы собрали такое количество информации, что по этой теме можно было докторскую защищать.
Вошло из этого очень мало на самом деле. Обложка конкретная получилась, все по ней понятно. А «лох или бог» (еще один вынос на обложке – прим. Kato-Coco) – это одна из составляющей этой религии. Люди, которые прочтут материал, поймут его ироничную составляющую, потому что мы не повернуты на этой теме. Мы не сидим с умным видом и не говорим, что мы гламурный журнал, но мы и не отрицаем то, что есть – бриллианты и красивые вещи. Мы не проповедуем противопоставления себя обществу потребления. Это глупо. Есть такая часть жизни. Смотря у кого какая одержимость. Если вы одержимы новыми людьми – вы их найдете, камнями – и их найдете тоже.
А почему вообще людям в своем городе интересно читать о людях их своего же города?
Ты знаешь, я бы назвал это локальной гордостью. Вот если бы мы жили не в Москве, а в Новосибирске. Что у нас есть? Есть журнал с вещами «Хочу купить», он печатает съемки, интервью с заезжими певицами. А элемент локальной гордости подразумевает, что люди в этом конкретном городе не чуть не хуже, чем люди, которые живут в Москве или Петербурге. Потому что они тоже думают, тоже что-то производят и у них есть то дело, которым они одержимы. Просто мы об этом не знаем. Мы знаем только о том, что показывают по центральным каналам. Но как только в Новосибирске появится журнал «Собака.ru» – а он там будет выпускаться – рядом с медийными людьми встанут люди из этого города и тогда заработает элемент локальной гордости.
У людей начинает меняться представление о своем городе. У них есть привыкание – они знают местных художников, знают ученого, который какой-то грант получил. Но человек начинает смотреть на мир другими глазами, когда этот мир ретранлирован через печатное СМИ или через телевизор. Самопатриотизм, о котором так часто в нашем обществе в последнее время говорят, перестанет быть пафосно-государственным понятиям. Очень много людей интересных, которые находятся за МКАДом. Мы, жители больших городов, в какой-то момент понимаем, что и здесь нам неплохо. У нас тут Simachev Bar – можно пойти бухнуть, там «Крыша» – можно потанцевать, там «Обломов» – можно поесть оливье вкусный. А там все тоже есть, только другое. В любом городе и в любой другой стране есть культура, которую надо увидеть. А это отношение к иному в Москве вызывает панику мозга.
Это как?
Я был на Мальте, на маленьком острове Гозо. На Гоза в каждом доме открыты двери, их никто не запирает. Даже если ты зайдешь в дом и что-то украдешь, ты никуда не денешься. Как только туда приезжают туристы, местные жители с опасной на них смотрят. Москва тоже самое. Это обитаемый остров. Как только здесь появляется что-то новое, на это смотрят как на что-то инородное, что вторглось в наш организм.
В Москве все смотрят друг на друга с оглядкой. Всем нужны системы координат, чтобы понять, из чего свое мнение складывать. У нас есть авторитеты, но мнение журнала будет всегда стоять над. С ним можно соглашаться или не соглашаться. Но журнал никогда не будет смотреть с оглядкой на то, что кто-то сказал. Потому что это ведет к гибели всякого рода новых идей и к гибели каких-то инновационных задумок. Сейчас мы всей редакцией находимся в состоянии страстного возбуждения.
Был такой период, когда все активно начали питерскую «Собаку.ru» ругать, говоритть, что она уже не та.
А когда?
Весной.
А что говорилось? Мне интересно…
Говорили, что что-то уже не то, что «Собака» стала менее интересной. Журнал опопсел. И журналисты и просто знакомые говорили одно и то же. Лично я не могу согласиться с этим наверняка, потому что по-прежнему продолжаю просить мне ее привозить. Но в какой-то степени я могу с этим согласиться, поскольку это ожидаемое явление для журнала о людях все же небольшого города.
Да нет, Петербург – большой город. Небольшой город – это город Кириши, где я рос. А Петербург – это большой город. На моей памяти было столько раз, когда говорили, что журнал уже не тот, и когда говорили, что сейчас нас поперло, что я воспринимаю это как еще один этап восприятия людьми продукта.
Продукт, в данном случае журнал, это живой организм и его делают живые люди. Они тоже ходят по улицам, смотрят фильмы, едят в ресторанах, они не на облаке существуют и не живут в небесном замке Лапута. Мы все рядом, мы здесь за углом. Что касается весны, то я об этом не слышал. Но это хорошо, когда так говорят – значит этим людям небезразлична судьба этого журнала. Они за него переживают. Единственное, в таких случаях я пытаюсь все свести к конкретике и понять, что именно не так. А абстрактные фразы «журнал не тот» – это не конкретика.
Есть люди, которые ходят в один и тот же клуб пять лет, потом говорят, что он уже не тот, а потом еще три года туда ходят. А надо подойти к администраторам клуба и сказать: «Дорогие админитмраторы, ваш клуб уже не тот, потому что раньше в баре у вас наливали по 50, а сейчас по 35, а берут как за 50, и на входе у вас хамят». Тоже самое с журналом. Я вот, например, очень радуюсь съемке с Боярским в питерском номере.
О! Это было потрясающе! Я ехала в поезде, разглядывала ее и не могла от нее оторваться!
Это же круто! А в каком другом журнале вы можете это увидеть? Также нигде вы не увидете съемку «Шоппинг с Андреем Бартеневым и Сашей Фроловой». Это было невероятно. А потом мы проводили церемонию «Самые знаменитые люди Петербурга» и пригласили его туда. Они устроили перформанс. Эти розовые пони, которые спускаются сверху – такого в Петербурге никто кроме «Собаки» не мог провести. Я вот сейчас весенние номера вспоминаю… Тема номера «Бог» была. Разные люди выссказывались на тему бога и веры. Что же еще было…
Мозг?
Это в ноябре прошлого года. Это был, кстати, первый в России номер, сделанный по нанотехнологиям. Мы написали об этом на обложке и это вызвало фурор. Нам все звонили и спрашивали как мы это сделали. Но это секрет. Я бы, кстати, через вас обратился ко всем людям, которые периодически говорят, что журнал не тот. Мой мейл saveliev@sobaka.ru – пожалуйста, пишите! Как только вы чувствуете что-то, формулируйте свои мысли и пишите. У нас была прекрасная история. К нам в редакцию пришло письмо от молодого человека, который аргументированно написал, почему ему перестал нравится журнал. Через неделю он работал у нас в журнале и делал так, чтобы журнал ему нравится. Так что мы всегда открыты.
Комментарии
Подписаться