Конец 1929 года, молодая Советская Империя постепенно встает на ноги. Позади горечь, боль и слезы первой мировой и гражданской войны. Весь цивилизованный мир пристальным, изучающим взглядом смотрит на молодую страну, новую темную лошадку на политической карте мира.
В Германии стремительно набирает силу Немецкая национал-социалистическая рабочая партия под предводительством Адольфа Гитлера, бывшие союзники из Антанты тоже не дремлют.
Пришла пора показать всему миру что у новой страны есть новые герои, новые успехи и достижения.
В декабре 1929 года, с подачи Максима Горького, в то время руководившего журналом «Наши достижения», выходит первый номер журнала «СССР на стройке». Изначально «СССР на стройке» планировался как дополнение к журналу, но очень быстро перерос своего родителя и стал самостоятельным изданием.
Амбициозные задачи «СССР на стройке» как главного пропагандистского издания в стране требовали и очень качественного исполнения: в журнале работали выдающие художники, журналисты, писатели и фотографы того времени. Журнал оформляли Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова, Марков-Гринберг, Макс Альперт, Дмитрий Дебабов, Аркадий Шайхет, Исаак Бабель. В самом начале издания к сотрудничеству были приглашены и иностранцы, в том числе американец Джон Хартфилд – один из изобретателей техники фотомонтажа.
Сразу хочу отметить необычную, для того время формат журнала:
текстовой части – минимум, основную площадь журнала занимали фотографии и иллюстрации;
большой размер журнала почти формата А3!
великолепная бумага и новейшие технологии печати.
Выходили и совершенно эксклюзивные выпуски. Например, один из номеров, посвященный XVll съезду партии, был завернут в ткань от оболочки стратостата «СССР», совершившего рекордный подъем, а к журналу прилагалась (И ЭТО В 1934 ГОДУ) пластинка с рассказами об эксперименте. Номер 1935 года, посвященный самолету «Максим Горький», вышел в АЛЮМИНЕВОЙ обложке!! А в одном из номеров 1936 года, посвященном Грузии, рисунки печатались сиспользованием СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА
Как вы уже наверняка догадались этот журнал не доходил до обычных крестьян и рабочих. Первоначально целевая аудитория «СССР на стройке» – западные бизнесмены и левая интеллигенция: журнал выходил на четырех языках. В 1930 году было оформлено три с половиной тысячи зарубежных подписок, среди читателей журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан.
Середина тридцатых годов – на мировой арене начинают сгущаться тучи – в Германии окончательно и бесповоротно, к власти приходит Гитлер.
Медленно, скрипя и громыхая, начинает опускаться Железный занавес. И приоритеты журнала стали плавно перемещаться из за границ внутрь страны. Основным читателем стала советская партийная элита. «СССР на стройке» постепенно превращался в то, что сегодня называется годовым отчетом компании о проделанной работе.
Советские руководители испытывали чувство неописуемой гордости, разглядывая в журнале фото своих же собственных достижений. К концу 30-х годов определился и идеальный читатель – сами знаете кто: на портрете работы Исаака Бродского (1937) на рабочем столе Сталина лежит кипа журналов «СССР на стройке».
Великая Отечественная война оборвала славную историю этого журнала. Попытка возродить журнал была предпринята лишь в 1949 году, но это было уже совсем другая эпоха, в которой, к сожалению, этому гордому и яркому изданию места уже не нашлось.
Несмотря на довольно короткую историю? журнал «СССР на стройке» оставил який след в истории советского дизайна, фотомонтажа и полиграфии, как внутри страны, так и за рубежом.
Недавно вышло коллекционное издание СССР на стройке, включающее лучшие фотографии и иллюстрации за все годы выпуска.
Еще немного очень редких фотографий здесь.
Также были использованы материалы с сайта газеты Известия
с любовью ….. :-)
Комментарии
Подписаться