Упомянутый ранее «экспортный» журнал «СССР на стройке», запущенный с легкой руки М.Горького – милый имиджевый ход с креативными обложками, фотомонтажем и прочими прелестями издательской жизни – продукт хоть и доброкачественный, но не оригинальный. На свет он появился во многом благодаря гремевшему на всю Европу в 1920–30 гг. немецкому журналу AIZ.
На обложке: «Мимикрия: когда все попытки привить национал-социалистические идеи рабочему классу провалились, у Геббельса осталась одна отчаянная идея: он уговорил Фюрера надевать бороду Карла Маркса при общении с рабочими».
70 лет назад, осенью 1938 г., из жизни ушел журнал Arbeiter-Illustrierte-Zeitung, или «Иллюстрированная рабочая газета», – продукт-отражение эпохи мировых тоталитарных идеологий, образец пусть грубой, но креативной антифашистской (и антисталинистской) пропаганды, образец политической сатиры, на котором учились классики довоенного советского и даже нацистского (!!!) агитпропа, а также послевоенные издатели политических журналов времен холодной войны в СССР и США. Он запечатлел все значимые события своего времени, пропустил через себя выдающихся художников, дизайнеров, поэтов и писателей, в конце концов, затерявшись в пучине Второй мировой.
Садовод-любитель
Вдохновителем проекта стал символ эпохи Вилли Мюнценберг – человек-оркестр, совмещавший революционно-политическую деятельность на посту председателя Коминтерна, секретную – агента ВЧК-ОГПУ и прибыльную – успешного предпринимателя, кинопродюссера и издателя. Склонный к авантюрам, чуявший успех любого предприятия, Мюнценберг, всегда на шаг впереди конкурентов, был истинным трендсеттером. В 1921 г., когда в СССР голодали миллионы, Мюнценберг, в ответ на призыв Ленина о помощи, создает Международный фонд поддержки рабочих (Межрабпом). Однако, помимо сбора пожертвований, Фонд, пользуясь политическим моментом (в стране, помимо голода в самом разгаре НЭП) разворачивает масштабную коммерческую деятельность – издательство прессы и съемки кино. К примеру, в холдинг Мюнценберга входила киностудия «Межрабпом-Русь» (ставшая впоследствие Киностудией им.Горького), солидные доходы от которой превратили Мюнцера в «красного олигарха».
Бог умер!
На базе Фонда, согласно заявленной цели «помощи пострадавшим от голода», в сентябре 1921 г. Мюнцер создает немецкоязычное издание Sowjet Russland im Bild («Советская Россия в фотографиях») – имиджевый, корпоративный ежемесячник тиражем 10 000 шт. о жизни в России, ее достижениях и проблемах, а также о деятельности самого Фонда. На протяжении 1920-х популярность журнала растет – к работе привлекают крупных деятелей искусства (художникии карикатуристы Жорж Грос и Кэте Кольвиц; писатели Максим Горький, Бернард Шоу; фотографы Макс Альперт и прочие), а тираж достигает 180 000 шт. к середине десятилетия.
Немецкая волна
В условиях «недружественного капиталистического окружения» публиковать красочные фотографии, отвечающие запросу целевой аудитории – рабочему классу – было весьма трудно. И Мюнценберг вновь впереди всех – он привлекает к работе не только профессиональных фотографов, но и фотолюбителей, со временем объединив их усилия в крупнейшее фотоагенство Центральной и Восточной Европы.
Постепенно журнал занимает крайне левую позицию, уделяет основное внимание немецким вопросам и в ноябре 1924 г. переходит на новый формат сатирико-юмористического издания (два раза в месяц), принимая название, под которым он и прославился – Arbeiter-Illustrierte-Zeitung. Здесь публикуются Анна Зегерс, Эрих Кестнер, Курт Тухольский и многие другие. Два года спустя журнал становится еженедельником и вновь переориентируется. Теперь это самый популярный среди немецких работяг иллюстрированный общественно-политико-литературный журнал. В журнале используются техническая новинка – фотомонтаж – сочетание фотографий с рисунками. Таким плакатным стилем журнал быстро завоевывает читателя, доступно объясняя что к чему. Растущая популярность за счет фотомонтажа вызывает нарекания со стороны нацистов, которые в 1927 г. обвиняют AIZ в фальсификации фотографий и предательстве Родины. Вопрос выносят на обсуждение в парламент. Однако такой пиар журналу лишь на пользу.
Голубь мира
Палач Геринг
Сверхчеловек
Настоящий расцвет издания приходится на начало 1930-х гг. и связан с именем немецкого художника-дадаиста Джона Хартфилда (настоящее имя Гельмут Герцфельд) – человека, стоявшего у истоков фотомонтажа (в 1931 г. он посетит СССР и сделает уже классическую обложку с нефтяными вышками для «СССР на стройке»). Арт-директор Хартфилд – ярый антифашист и антикапиталист – создает самые знаменитые обложки и коллажи для журнала – свастика из кровавых топоров, голубь мира – немецкий орел, Гитлер-сверхчеловек, немецкая семья, поедающая всякие железяки, и многие другие. Таким образом к 1933 г. Хартфилд становится личным врагом Гитлера, а журнал достигает своего пика – 4 место в Германии по тиражу (500 000 шт. ).
За мной миллионы!
5 марта 1933 г., когда нацисты окончательно укрепляются у власти, выходит последний берлинский выпуск еженедельника. Журнал объявляют вне закона, и редакция бежит за рубеж – в Чехословакию – действуя по-партизански. Тираж падет до 12 000 шт., название меняют на Volks Illustreite, Мюнцер ссорится с коммунистами (его исключают из Коммунистической партии Германии) и переходит на антисталинистские позиции, превращая журнал в 100%-оппозиционное издание. А в 1938 г., после подписания Мюнхенского сговора, под угрозой немецкой оккупации редакция покидает Прагу, чтобы увидеть Париж (где был выпущен всего один номер) и умереть.
Война и трупы: последняя надежда богатых
Дело Геринга живет и побеждает
За 17 лет журнал прошел путь от пилотного корпоративного издания до образца для подражания в фотожурналистике и сатире ведущих мировых иллюстрированных изданий (таких, как Life или Encounter). Большие и яркие фотографии, небольшой едкий текст, красивый дизайн…
Комментарии
Подписаться