Вышел в свет свежий, пятый по счету журнал «Проектор. Субъективное освещение вопросов дизайна».
Митя Харшак: «Что-то вроде колонки редактора»
«Прошедшая осень принесла два раза по годику — первый исполнился Алисе Харшак, второй — журналу «Проектор». И так как в обоих проектах я являюсь отцом-основателем, то эти радостные и значимые события не могут пройти незаметно мимо редакторской колонки. Тема игры и игрушек как-то удивительным образом прошла через весь журнал от заглавной публикации про Курта Нефа до интервью с Дмитрием Азриканом, от лионского тромплея до слоника Имзов. Честное слово, не нарочно так получилось. Подозреваю, что такие игры ведет светлое подсознательное, выстраивающее линейку публикаций в соответствии с наиболее актуальной в жизни темой.
Я считаю чрезвычайно важным, чтобы человека с первых лет жизни окружали внятные небессмысленные предметы. В этом смысле игра, как процесс становится ключевым для формирования адекватного мышления. И тут логично было бы возложить бремя ответственности на дизайнеров, проектирующих игрушки, но это было бы несправедливо по отношению ко всем остальным коллегам. Дело в том, что любой предмет, попадающий в руки ребенка, имеет шанс дорасти до статуса игрушки, подчас куда более привлекательной, чем самый яркий предмет, купленный в детском магазине. И здесь имеет значение все — материал, цвет, фактура поверхности, звук, издаваемый при падении, стойкость к агрессивным внешним воздействиям, безопасность использования и так далее. Вспомните, обращали ли вы внимание на то, какая красота таится в простой бутылке с прозрачной водой? С каким «бульком» вода переливается внутри, и как играют пузырьки, если смотреть через бутылку на свет! А каков звук двух соприкасающихся плоскостями деревянных кубиков! А обращали ли вы внимание на разницу в шелесте страниц глянцевого журнала и книги, напечатанной на шершавой бумажке, не говоря уж о том, какая огромная разница в том, как эти страницы рвутся… Одним словом, игра — это то, к чему время от времени должен возвращаться дизайнер, желающий удержаться на острие взаимодействия с окружающим предметным миром. Игра — это то, что позволяет нам задействовать тонкие настройки собственного восприятия свойств вещей, пропустить их через себя. И в этом смысле самая продуманная дизайнерская игрушка тождественна шарику, скатанному из листа бумаги. Они не могут заменить друг друга, но прекрасно взаимодействуют вместе. Ценность в том, какими значениями и смыслами эти предметы наделяются в глазах играющего. Без истории взаимодействия, вложенной в предмет, шарик из бумаги будет обычным мусором, а игрушка, спроектированная прославленным дизайнером, набором хоть ярких, но унылых деревяшек».
Далее заданная тема приоткрывается публикацией о Курте Нэфе. Швейцарский дизайн — устоявшееся словосочетание, но слышать его приходится применительно к типографике и графическому дизайну. Швейцарский дизайн — понятие, вобравшее в себя чистоту и ясность, возведенные в абсолют точность и остроту. Но швейцарский дизайн — это не только типографика. И доказательством этого служат работы Курта Нефа, который избрал для себя редкую и невероятно ответственную нишу — дизайн игрушек. Его объекты давно служат не только детским играм, но являются предметом восхищения и коллекционирования вполне взрослых серьезных людей.
Ярким и живым языком рассказывают о себе и своих задорных и порой хулиганских работах ребята из компании ГрафПром – Илья Павлов и Маша Норазян – молодой дуэт из Харькова; авторы известных далеко за пределами Украины работ, в том числе, фирменного стиля Триеннале «Четвертый блок». В заключение они пишут о себе: «Вот так, то развлекаясь с друзьями-коллегами, то впадая в дизайнерский транс, путешествуя и восхищаясь конструктивистами, и живет ГрафПром, студия не студия, а больше, как сказал один хороший знакомый, — парочка». За знакомство с ГрафПромом благодарим нашего бессменного члена редакционного совета – профессора Олега Векленко.
Многосерийный долгоиграющий раздел Ольги и Александра Флоренских «Русский дизайн» в этот раз набит чучелами животных в проекте «Таксидермия». «Чучело представляет собой объект, ровно сочетающий в себе признаки живого существа, скульптуры и игрушки. От животного – идея и шкура; от скульптуры – каркас, подставка, фиксированная поза и кое-какая необходимая драматургия; от игрушки – архетипичность, обилие искусственных деталей, многочисленные швы, мягкость и доступность, что, впрочем, не смягчает неизбежной ауры насилия и смерти вокруг этого, с виду забавного, предмета».
В проекте «Буквы» публикуется первая часть исследования Джерри Келли о реконструкциях исторических шрифтов. Материал оказался столь фактурно-насыщенным и богатым, что никак не удалось уместить его в одну публикацию. Эта работа была впервые обнародована на ежегодной конференции ATypI, прошедшей в сентябре этого года в Санкт-Петербурге. Проектор гордится тем, что мы стали первыми, кто публикует эту работу в печати. В следующем номере будет продолжение.
На контрасте с почти академическим изложением исторических аспектов шрифтовых реконструкций, выступает удалой проект DailyType. Существует счастливое меньшинство начинаний, которые для их создателей являются своего рода продолжением их ежедневной работы. Такие проекты делаются не по причине воздействия внешних обстоятельств и не по заказу, а исходят изнутри по той лишь причине, что сложнее утаить их в себе, чем поделиться ими со своей аудиторией. DailyType — яркий пример именно такой дизайнерской затеи.
Среди предметов этого номера удивительная лампа Boalum. Наш автор Анна Балагурова пишет: «Пищеварительная аналогия — одна из самых частых в определении лампы. Если правда, что все собаки попадают в рай и становятся ангелами, излучающими божественный свет, то глисты в их кишечнике выглядят в точности как Boalum».
В продолжение детской темы работа Рэй и Чарльза Имзов – очаровательный фанерный стул-слон. Эта публикация выходит в рамках сотрудничества журнала «Проектор» и компании Vitra.
Проект «Среда» представляет волшебников из города Лиона, расписавших десятки тысяч квадратных метров городских стен. Виртуозное владение техникой живописного обмана глаз привносит в городскую среду совершенно новую иллюзорную реальность.
В чем-то схож с лионским тромплеем фотографический проект Мити Харшака «Город в лесах». Та же иллюзорность новой городской среды, непривычное на месте знакомого. Александр Боровский пишет: «Леса — знак нормального желания как-то переформатировать городской текст в сторону упорядочивания или, как у нас это чаще бывает, приукрашивания. Между тем все эти леса и конструкции в сочетании с изначальными стабильными культурными мессаджами, которые дает большая архитектура, — тоже текст, и преинтересный. Для Кристо этот текст — знак самоутверждения, Харшак — художник скорее экологического типа: он прислушивается, присматривается, старается сберечь нечто исчезающее, репрезентирующее то, что теряется в пылу больших перекодировок».
Сетевое портфолио испанского графика Алекса Трочута публикуется в проекте «Интерактив». «В портфолио Алекса весьма заметен дизайн обложки для «Роллингов». Название альбома Rolled Gold Plus он выгнул из почти двухметровой полосы золота толщиной в миллиметр, сфотографировал и отрисовал в иллюстраторе. «Роллинги» покрыли расходы на подготовительные этапы к дизайн-макету» -- пишет автор статьи Дмитрий Никифоров. А правда это или нет вы узнаете на странице 75.
Проект «Фотографирование» продолжает знакомить с мастерами петербургской фотографии. В этот раз прямая речь Сергея Свешникова, его работы и два бывалых инструмента – Nikon, улучшенный выключателем от торшера и Rolleiflex почтенного 1937 года выпуска.
В продолжении начатого в прошлом номере разговора с Дмитрием Азриканом читайте об американской реальности, которая началась для дизайнера в самом начале девяностых. О том, что пришлось изменить в себе, в подходе к работе и проектам с Дмитрием беседует Сергей Хельмянов.
Студенческий проект «Lights Up!» — яркие и неожиданные игры со светом, — продолжает раздел «Школа», посвященный дизайн-образованию. Не менее ярко, чем иллюстрации, светится артистичный текст нашего постоянного автора Алексея Бойко.
Книжный проект, как и было обещано в прошлом номере, начинает серию публикаций Михаила Карасика по истории советского книжного дизайна двадцатых-тридцатых годов ХХ века. Публикация «За штурвалом» раскрывает идеологическую роль изображения руля в советском книжном дизайне и графике того времени.
Традиционный разворот ExLibris, представляющий книжные богатства наших друзей из компании ИндексМаркет прирос в этом номере и нашими мини-рецензиями. Недаром же мы открыли собственный книжный магазин «Библиотека Проектор». А более подробно в советах к чтению от лица журнала Анна Бунькова «рекомендует потрогать». Что именно – читайте на странице 106.
Сайт журнала «Проектор»: http://www.projector-magazine.ru.
Блог «Проектора»: http://projectormag.livejournal.com.
Комментарии
Подписаться