Popup-выставка «Russian Edition: Новая надежда» дала всем желающим повод порефлексировать на тему несуществующих журналов и лишний раз преклониться перед Западом.
Культовые журналы – это, пожалуй, единственное, что стоит привозить с собой из заграничных поездок в цивилизованные страны. Все остальное в Россию уже и так принесла глобализация. Культовые заграничные журналы до сих пор остаются для нас объектом слепого обожания, элитарным атрибутом, эталоном хорошего вкуса и неисчерпаемым источником вдохновения.
Разумеется, многим амбициозным мечтателям часто приходила в голову мысль о возможности переноса культовых журнальных брендов на российскую почву. Такие попытки неоднократно предпринимались, но все без исключения заканчивались полным коммерческим провалом. Злым языкам это давало повод рассуждать о неподготовленности аудитории и несовместимости бизнеса с эстетикой андеграундных меньшинств, но оптимисты не теряли веру в успех, ведь момент триумфа бывал порой так фантастически близок.
Выставка «Russian Edition: новая надежда», прошедшая в рамках «Квартирника нового поколения», организованного редакцией журнала «Хулиган», стала своего рода культурологическим экспериментом. Русским дизайнерам, фотографам, художникам и стилистам было предложено поработать в жанре альтернативной истории и создать обложки российских изданий культовых западных журналов, как если бы они действительно выходили в нашей стране. Участие в выставке приняли как состоявшиеся звезды визуальных коммуникаций, так и начинающие творцы-любители. География работ тоже разнообразна: от выпускников лондонского Central Saint Martins и высокооплачиваемых московских стилистов до кустарей из стран ближнего зарубежья и сибирских студентов-первокурсников.
Обложки представляются оторванными от журнального контекста, предельно резко очерчивая «призму восприятия», через которую проходит западная поп-культура, прежде чем осесть в мозгах российской аудитории. Эта призма заставляет поток чужеродных культурных ценностей принимать самые причудливые формы, а иногда даже полностью блокирует его, подменяя беззлобным стебом, наивным символизмом или беспомощным имитаторством. Симптоматично, что у некоторых авторов даже не поднимается рука использовать в обложке русские буквы: для них локализованный формат «модных библий» просто немыслим – как, например, немыслимы русскоязычные тексты в брит-попе.
Каждая обложка – это результат идеологической борьбы между индивидуальностью автора и мощью журнального бренда со всей его годами ковавшейся философской доктриной. И не понятно, что лучше: идеально прочувствовать журнал и пополнить армию его миссионеров, либо виртуозно вписать бренд журнала в пространство собственного внутреннего мира.
Выставка «Russian Edition: новая надежда» – это очередная и, возможно, тщетная, попытка найти ответы на не дающие покоя вопросы. Как далеко может зайти ментальная глобализация? Можно ли творить по шаблону? Кто мы – центр культурной самобытности или безнадежная периферия?
Те ли мы, кем хотим казаться?
А вот имена победителей.
В номинации «Иллюстрация»: Анна Неизвестнова.
В номинации «Фото»: Майк Фролов + Вадим Андрианов, Иван Оноприенко.
В номинации «Дизайн»: Александра Захарова + Илья Плотников, Андрей Терехов.
Также жюри особо выделило работу Валерии Бильщук.
Эти и другие работы теперь можно будет увидеть в мае-июне в Галерее Искусств Зураба Церетели.
А прямо сейчас все работы с выставки можно посмотреть здесь.
Комментарии
Подписаться