7 августа на сайте Rap.Ru, который, как вы уже могли догадаться, призван обозревать хип-хоп всех стран и народов, появилось интервью известного человека по имени Юрий Сапрыкин. Так как стопроцентной уверенности в том, что большинство пользователей Look At Me посещают портал Rap.Ru, у меня нет, я публикую материал здесь. Надеюсь, редакция Rap.Ru обиды на меня не затаит.
У нас крайне редко появляются тексты, героями которых становятся люди, не связанные с рэпом напрямую. Сегодня такой случай. Мы привели к вам в гости (ведь в каком то смысле это так) очень интересного человека, редакционного директора журнала "Афиша" Юрия Сапрыкина. Формальным поводом завязать беседу было участие группы Каста в "Пикнике "Афиши" — самом лучшем празднике на открытом воздухе, ежегодно проходящем в Москве (ближайший состоится уже в субботу в Коломенском).
В итоге поговорили о влиянии "Афиши" на русский рэп (Юрий утверждает, что оно минимально, но мы прекрасно помним, как после одной публикации проснулись знаменитыми участники группы Кровосток), о причинах внимания или невнимания прессы к жанру и о других не менее интересных вещах, дающих представление о том, "как устроен мир" за пределами хип-хоп-песочницы и что думают люди, глядящие на все происходящее в ней снаружи.
В первую очередь хотелось бы поговорить о "Пикнике "Афиши" и о том, что делает в числе его участников группа Каста.
"Пикник "Афиши" изначально был придуман как очень отличающийся от прочих праздник на открытом воздухе, в котором нет алкоголя, нет агрессии, нет толп людей, не знающих, чем себя занять. И который в равной степени строится вокруг музыки и вокруг летних садово-парковых увеселений. А если тебе музыка не очень интересна, ты можешь валяться на траве, играть в бадминтон, есть какую-то вкусную еду, смотреть кино или делать еще что-нибудь.
Поэтому история, в которой "Пикник" воспринимается как рупор конкретной музыкальной стилистики мне совершенно не близка. Мы наоборот всегда пытались стилистически расшатать музыкальную программу и не залипать в какую-то конкретную субкультуру. Понятно, что к 2009 году со стороны все это воспринимается как заповедник хипстеров. Но мне кажется, что виной тому фотографические журнальные отчеты о "Пикнике", нежели сам "Пикник". Потому что ни хедлайнеры прошлых лет, Мумий Тролль и Ленинград, ни группа Madness, существующая в этом году, явно не выглядят как герои вот этой развеселой публики.
В этом году получилось совершенно странное пересечение субкультур. Я где-то уже слышал шутку, что фанаты Касты на "Пикнике" нужны, чтобы фанатам Madness было чем заняться. Я думаю, что помимо такой core-аудитории, помимо true-поклонников русского хип-хопа и true-поклонников ска, существует огромное количество людей, которым интересна любая мощная музыка, которая еще не заплесневела, не покрылась мхом и не делается последние 20 лет по одним и тем же рецептам. В этом смысле для меня и Madness, и Каста, и Amanda Palmer и группа Fan Death интересны в одинаковой степени.
Экс-продюсер Касты Аркадий Слуцковский вспоминал, что публикация "Афиши" очень сильно помогла становлению группы и называл ее не менее важной, чем признание канала MTV. Что вы могли бы рассказать о появлении Касты на ваших страницах?
Влияние "Афиши" в этой истории примерно такое же, как во многих историях успеха молодых музыкантов. Увидев начинающего и интересного человека, нам проще, чем телеканалу или радиостанции, начать размахивать руками, орать и как-то привлекать к нему внимание. В последнее время, может быть, мы даже немножко злоупотребляем этим приемом. Но в истории с Кастой и в некоторых других историях, все было ровно так. В какой-то момент — по моему я даже еще работал тогда на "Нашем Радио" — подошел молодой человек, сказал, что звать его Аркадий, и не послушаю ли я демо группы, которой он сейчас собирается заняться.
Я очень хорошо помню эту болванку, могу вспомнить, как она выглядела. На ней было пять песен. Я послушал ее раз, другой, третий, пятый, десятый. Поставил ее в редакции — через неделю вся редакция слушала песню "Про Макса" и разговаривала цитатами из нее. В общем, понимаете, нам тут не нужны особо фокус-группы и маркетинговые исследования. Потому что если мы как-то встрянем за группу Каста, у нас от этого не упадут продажи и публика не переключится на что-то еще. А с другой стороны, идеальная фокус-группа — это люди, которые сидят и работают в вот этом большом ньюсруме. Потому что люди, которые читают журнал, очень похожи на людей, которые работают здесь. И если группа Каста пробивает как минимум 20-30 человек в редакции, то с известной вероятностью можно предположить, что и дальше с ней все будет хорошо. Поэтому с Кастой сразу было ясно, что это не мое персональное умопомешательство, а какой-то новый способ делать эту музыку и говорить на русском языке, которого прежде не было.
А еще была комичная история: в газете "Известия" мне заказали статью о судьбах русского хип-хопа. А главным человеком в жанре тогда был Децл. И я написал статью, за которую на меня как-то крепко взъелся папа Децла. Смысл статьи заключался в том, что в американском хип-хопе были MC Hammer и Vanilla Ice, люди, которые пытались используя приемы этого жанра, взяв какой-то поверхностный слой, сделать легкую коммерческую музыку. Но когда началась серьезная гангста-история, а с другой стороны появился более артистичный, изощренный и странный хип-хоп — оказалось, что именно это людям и нужно. Резюме было таким, что Децл это прекрасно, но у нас тоже есть с одной стороны группа Каста, а с другой стороны есть группа Противотанковая Граната, из которой позже вырос Кровосток. И что именно за этими двумя линиями будущее, а, как это ни печально, не за Децлом. Ну и обиды обидами, а через два года примерно так все и произошло.
Так что мне действительно кажется, что Каста в тот момент просто перевернула само восприятие и понимание того, что такое хип-хоп на русском языке, как это надо делать, с какими интонациями это можно читать, как нужно подходить к музыке, и так далее, и так далее. Это была такая прямо революция, плодами которой мы пользуемся до сих пор.
А сейчас Комба Бакх пробивает 20-30 человек?
Нет. Не пробивает. Я всегда стою за то, что любой обозреватель имеет право на такое персональное умопомешательство. Но дальше нужно видимо в какой-то момент понимать, что твой вкус это не обязательно вещь, которая транслируется на твою аудиторию. Мне кажется, что с Комбой Бакх немножко перегнули. Мне эта история совершенно не близка, но я уважаю право Шурика Горбачева на собственную к ним глубоко выстраданную любовь.
Кровосток, как и Каста, попал к вам на демо-диске?
Да нет, с Кровостоком все было проще, потому что все эти люди ходили где-то по соседним переулкам, а временами даже и работали у нас. Поэтому еще до того, как они стали Кровостоком, мы были шапочно или даже очень хорошо с ними знакомы. Хотя с Антоном "Шило" Черняком я познакомился совсем-совсем недавно на ярмарке "Арт-Москва". Был совершенно поражен тем, насколько это какой-то удивительно интеллигентный, деликатный и тихий человек, художник, делает очень спокойные медитативные работы и при этом является голосом группы Кровосток. Это настоящее искусство, когда ты проживаешь за свои образы какие-то другие, не похожие на тебя жизни.
В свое время в "Афише" появилась ваша рецензия на Dizzee Rascal, которая лично меня привела в восторг — настолько это сочетание букв передавало то, что я слышал в его музыке. Но не похоже ведь, что вы являетесь постоянным слушателем рэпа.
Спасибо на добром слове, но я действительно не являюсь постоянным слушателем рэпа, прямо совсем. Но наверное у всех нас есть какие-то советчики. Либо это живые люди, либо средства массовой информации, либо блоги — так или иначе, какие-то голоса, которым мы доверяем. Ну просто потому, что известно, что эти парни не обманут. И хип-хоп, на который я обращаю внимание, он точно так ко мне и попадает.
Скажем, есть журнал Wire, весь посвященный такой странной, экспериментальной, местами совсем авангардной, местами авангардно-академической музыке. И в какой-то момент у них был период помешательства на Company Flow и на всех людях, которые оттуда вышли. А потом то же самое случилось с Anticon. И если эти люди вот до такой степени обращают внимание на неблизкий им лейбл, то наверное тоже туда нужно залезть и в этом покопаться.
А если говорить о рецензиях на Dizzee Rascal или кого-то еще, то мне всегда немножко неловко, поскольку я не владею терминологией, я не сильно погружен в эту эстетику. С точки зрения человека изнутри все это полное дилетантство и фигня. Но я просто пытаюсь слушать это ушами обычного человека и находить в этой музыке не звено в линии развития хип-хопа, а просто вещи, которые рождают вибрации в душе.
Как вы относитесь к тому, что интеллигентные московские люди, работники творческих профессий, начинают восхищаться такой музыкой как Кровосток, Ноггано, может быть Кач, и с какой-то радостью использовать эту терминологию, эти истории, хотя они совершенно с ними не соотносятся?
Я не то что бы в диком восторге от этого, но мне кажется, что это все немножко разны вещи. Все это находится в зоне между тонкой, изощренной стилизацией, как у Кровостока, и совсем тупой, дуболомной, как у Кача. Соответственно, когда люди начинают цитировать Кровосток, я отношусь к этому с уважением. Когда люди всерьез относятся к Качу, я отношусь к этому как в случае с Ильей Лагутенко — каждый человек имеет право на свою какую-то причуду. Это отчасти есть и у Ноггано, но у Кача это прямо совсем; мне ужасно не нравится пошлейшая идеология, которая за этим стоит. Вот этот вот "антигламур" и разоблачительный пафос. Это, по-моему, все шито белыми нитками, все сделано на потребу публике и через год-два слушать это будет совершенно неинтересно. Кровосток, при том, что я не слушаю его круглые сутки, это очень тонкая вещь. Парни попали в какие-то образы, характеры, сделали очень адекватный звук. И за это мое им глубокое уважение.
Тут есть еще одна история: все это появляется в последний момент как интернет-приколы. И Кровосток, и Кач, и Сява, и все остальные — все это появилось как прикольные ролики или записи, которые можно друг другу пересылать. И дальше весь вопрос — ты что-то с этим делаешь, с этой известностью, заработанной первой смешной песней, ты куда-то двигаешься дальше или так на этом уровне и остаешься. По моему, с Сявой произошло самое печальное, что могло произойти — человек просто решил, что если рассказать этот анекдот 15 раз, немного варьируя слова, то будет самое то. Но анекдот смешной только когда его рассказывают впервые.
Возвращаясь к интеллигенции — ей всегда свойственна любовь к низовым, провокационным и острым вещам. В 70-е годы Северного слушали, потом Кровосток, где-то в промежутке еще Шнур затесался. Все это явления одного порядка. Невозможно жить жизнью высоких материй или жизнью офиса. Нужно как-то себя выводить из этого равновесия.
Может быть это вопрос не только к "Афише", а вообще к отечественной музыкальной прессе — есть ощущение, что отечественный рэп сейчас выдает молодых героев одного за другим. Тут и Гуф, и Noize MC, и Ноггано. В то время как ни рок-сцена, ни электронная сцена ничем подобным похвастаться не могут. Но при этом рэпперам уделяется несоразмерно меньше внимания, чем локальным культам типа Tesla Boy.
Надо сказать, в той же "Афише" даже про Витю АК 47 было написано в разы больше печатных знаков, чем про Tesla Boy! Но тут, конечно, проблема есть. Потому что и журналистам, и огромной части публики до сих пор кажется, что хип-хоп это не совсем музыка. Что когда ребята играют на синтезаторах и мелодично поют, то это да. А тут, какой-то странный род искусств, зависший между юмористами разговорного жанра и русским шансоном.
При том, что все бесконечно слушают и Ноггано, и Гуфа — ну если не говорить о народных массах, а говорить о вот этой пресловутой интеллигенции. Для нее это такой немножко guilty pleasure (запретное удовольствие), не вещь, которую можно поставить девушке или послушать с родителями. С Tesla Boy все понятно — это группа, которую ясно на какую полку ставить, для каких она людей. А все перечисленные вами герои, они непонятны и именно поэтому немножко стремно.
Именно поэтому журналисты относятся к ним как к социальному феномену, пишут репортажи о том, где они живут, какой они ведут образ жизни, или как у них с наркотиками. Но не говорят о них как о музыке. Даже Каста, которая легко может сделать программу с оркестром, не воспринимается прессой как музыкальный феномен. Да, у них интересные тексты. Да, мощный клип. Да, за восемь лет существования у них нарос какой-то авторитет. Но компетентного разговора о Касте как о музыке просто не существует.
А нет ли у вас ощущения, что в России музыкальная пресса не влияет на успех артиста?
Просто у нас нет музыкальной прессы. Штука вот в чем: по ряду причин любое издание, которое называет себя музыкальным, в России заведомо обрекает себя на совершенно маргинальное существование. Потому что музыкальный журнал — это сразу в гроб. Так было со всеми - от Play до NME. Связано это с тупой и шкурной причиной — с тем, что за рекламу альбомов и концертов здесь даже в какие-то жирные времена никто не платил.
Если ты продюсер девичьей поп-группы, то ты скорее будешь пытаться напоить журналиста не презентации или сунуть ему незаметно конверт с деньгами. И никогда тебе не придет в голову пойти в рекламный отдел и купить полосу рекламы. А все западные прославленные музыкальные издания — они существуют, извините, на 80% за счет рекламы. И не пива, не автомобилей, не бытовой техники, а рекламы концертов и альбомов. Выходит альбом группы Arctic Monkeys - во всех журналах полосная реклама, которая позволяет группе Arctic Monkeys в некотором роде не зависить от того, что напишут про нее Шурик Горбачев, Андрей Бухарин или Юрий Сапрыкин, точнее англоязычные их аналоги. И за счет этого живут журналы.
Вторая причина заключается в том, что люди, хоть как-то интересующиеся новой музыкой, никогда не пойдут искать ее в прессу. Эти люди уже научились сами себя обслуживать: у них есть социальные сети, у них есть блоги, у них есть youtube. То есть все технические средства, чтобы эту музыку друг другу подсовывать. Мне приятно думать, что "Афиша" способна кому-то помочь. Но мне кажется, что ни "Афиша", ни радио Maximum, ни даже Первый канал больше не являются ключевой вещью в успехе нового музыканта. Ключевая вещь, как ни крути, это удастся ли запустить вирусный эффект, когда люди начинают пересылать твой ролик, твою песню просто потому, что им этого хочется.
У нас на сайте тоже несколько раз заходила речь о хипстерах, а вы их очень хорошо определяете — кто это такие и имеют ли они отношение к рэпу?
Люди, которых называют этим словом, появились в России существенно раньше, чем оно вошло в обиход. Собственно, и само слово пришлось вытаскивать из английского языка, чтобы как-то обозвать этих людей. Мне кажется, что в России они существенно отличаются от своих американских коллег. Они здесь сильно моложе, значительно более ориентированы на танцевальный угар и значительно меньше интересуются любой другой музыкой. Если средний нью-йоркский хипстер слушает скорее группу Wilco, заунывный инди-рок, то в Москве это чаще человек, который слушает группу Justice, что-то колбасящее, бьющее по мозгам.
И мне кажется, что с хип-хопом тут дела обстоят вообще никак. Потому что хоть у Kanye West, хоть у кого ни возьми, все равно хип-хоп требует какой-то способности артикулировать, проговаривать вещи с тобой происходящие или вещи, происходящие внутри твоей субкультуры. У московских так называемых хипстеров с артикуляцией вообще как-то не очень. Довольно показательно, что на эти вопросы приходится отвечать мне, а не какому-нибудь человеку из "Солянки"... Но людей внутри этого сообщества, которые стали бы формулировать внятную идеологию — их... Скажем так, попытки есть, но удачных не много.
Есть еще одна история — Kanye West в какой-то момент переломил парадигму. Он сделал музыку, которая и по саунду, и по стилю, и по его образу является остромодной. Не модной как у Diddy — гламурно-богатой, золотой, жирной. А модной в смысле ультра-модных журналов. Здесь этого просто не произошло. Ни разу. Здесь не появилось такой хипстерской Касты, которая бы сказала "хип-хоп это просто инструмент, им можно делать и то, и это". И пока они не появятся, эту музыку и эту субкультуру невозможно замкнуть друг на друге.
Если бы у вас была возможность, финансовая, пригласить любого хип-хоп артиста на Пикник Афиши, кто бы это был?
Ну чего греха таить, мы смотрели на Kanye West последние три года. В наших переговорах с агентами он фигурирует. При этом мне два года назад было совсем стремно, сейчас чуть менее. И все равно я честно не понимаю, способна ли публика "Пикника" в таком количестве - а под вечер собирается тысяч 15 у главной сцены — способна ли она принять полуторачасовое хип-хоповое шоу, даже сделанное на высшем техническом уровне.
Я думаю, что безусловный артист существует один, вот безусловный. Beastie Boys. Вот который бы точно попал туда. Но с Beastie что у нас, что у других московских промоутеров хронически ничего не клеится. Во-первых, суки, дорогие. Во-вторых, еще на все это накладывается 28 каких-то других соображений, которые никак не позволяют им выступить в Москве. Ну а сейчас в связи с этими болезнями вопрос надолго закрыт. Но да, я думаю, что не то чтобы лично для себя, а понимая, что такое Пикник Афиши, я выписал бы Beastie Boys.
Источник: Сайт Rap.Ru
Ссылка на статью: http://www.rap.ru/ru/reading/id-30767
Комментарии
Подписаться