|
|
Влад Азаров Журналист, музыкальный обозреватель, создатель проекта Znaki.fm и редактор журнала Time Out Киев. |
Нужно чётко представлять себе аудиторию своего издания и всеми способами её вокруг себя собирать. Профильное тематическое СМИ «для всех» — это недоразумение. Несколько лет назад у нас на Украине выходил «локальный Rolling Stone», журнал под названием «Миксер». В нём печатались статьи про маргинальные инди-группы, переводные интервью с артистами вроде Мадонны и тексты на несколько разворотов про украинский эстрадный трэш. Кто читал этот журнал — для меня загадка. Закрылся он довольно быстро. СМИ зарабатывают на своей аудитории. Чем она уникальней и больше, тем, ясное дело, проще общаться с рекламодателями.
В недалёком будущем журналы окончательно переместятся в интернет. Все интернет-СМИ присутствуют в социальных сетях, у них есть базы зарегистрированных пользователей, чёткая и понятная картинка посетителей ресурса (слава Google Analytics), словом, самое подробное географически-социальное описание чуть ли не каждого постоянного читателя. Этим можно и нужно пользоваться, и, очевидно, люди, знающие, как с этим всем правильно работать, придут на смену «классическим» журнальным маркетологам.
Собрать вокруг журнала массу людей — задача непростая. Маркетинговые стратегии —это замечательно, и они работают до каких-то пор, но главная из них, похоже, по-прежнему — сарафанное радио. Если тексты активно обсуждают и пересылают друг другу ссылки на них — это стоит гораздо дороже любых спланированных кампаний или навязчивых самовосхвалений.
Мне кажется, чтобы действительно зарабатывать, музыкальное медиа не может ограничивать себя одной лишь журнальной работой. Нужно устраивать концерты, вечеринки, фестивали, проводить лекции, организовывать мастер-классы — в общем, активно идти в народ. Под всё это можно выбивать рекламные бюджеты. Короче говоря, нужно быть больше, чем просто журналом. Скорее, организатором комьюнити, в котором сегодня все обсуждают какой-то крутой текст, завтра едут на фестиваль, а через неделю читают отчёт по мотивам круглого стола, а в целом — пусть и виртуально — но в этом комьюнити живут.
Каким должно быть музыкальное СМИ? Командой увлечённых, умеющих складно излагать мысли людей, которым действительно интересно заниматься тем, чем они занимаются. Плюс — уникальный контент. Вторичность и раньше не очень работала, но в эру интернета не работает совсем. Какой смысл читать скомпилированные из чужих переводных текстов статьи, когда рядом есть оригиналы? Нынешним музыкальным медиа приходится брать в рассчет не только локальных конкурентов, а, по сути, все музыкальные издания, которые только существуют. Потому что все сейчас на виду. Хоть как-то зацепиться и отвоевать часть аудитории — это уже большое достижение.
Музыкальные журналы должны быть максимально мобильными. Уйма любительских блогов уже нивелировала несколько ортодоксальных журнальных жанров. Например, мне кажется, скоро все окончательно перестанут читать журнальные рецензии (немецкий Spex, вроде, их уже у себя отменил). Перестанут потому, что предпочтение отдаётся всё больше не критическим обзорам пластинок, а комментарию в абзац длиной и ссылке на файлообменник в сообществах вроде i_am_rare. Наверное, это закономерно — прочитать критику о дневной норме вышедших альбомов — неподъёмный труд. Важны скорее «шапки» рецензий — узнать, что нового выпустили любимые артисты. Ну, и ещё дело в скорости — кажется, скоро станет атавизмом слушать какой-нибудь альбом хотя бы в течении месяца. Самый действенный формат — новость. «Статьи-размышления на тему» сжимаются до нескольких абзацев.
Думаю, секрет хорошего музыкального журнала вот в чём: во-первых, делать так, чтобы эти абзацы читались как большие развёрнутые тексты. Во-вторых — подниматься над конвеером, обнаруживать в потоке новостей какие-то закономерности, как-то интересно и небанально их рассматривать и делать основательные аналитические тексты, которые станут играть роль неких пограничных столбов. Ну и да, самый любимый жанр — интервью. Набор стандартных, избитых вопросов, к счастью, окончательно перестал работать. К третьему пошлому вопросу чтение интервью, обычно, прекращается.
Думаю, по большому счёту, роль музыкальных журналов не изменится. Они, так же, как и сейчас, будут информировать читателей о новинках их любимой музыки. Изменится, скорее, формат. Разница между интересным и толковым блогом и большим официальным СМИ, вероятно, исчезнет. Хотя, её и сейчас уже нет. Если пользоваться терминологией сайта Look At Me, большинство давно читает потоками, а не целыми журналами. Собрать же свой собственный журнал из, например, ленты новостей Pitchfork, раздела «Статьи» The Wire, и рецензий сайта Look At Me в каком-нибудь «Гугл-ридере» — дело пяти минут. Вероятно, в борьбе за скорость, ещё сильнее расцветёт «чёрнализм». Но это беда всеобщая, а не только музыкальных журналов.
Комментарии
Подписаться