Я хочу рассказать о том, как мое желание делать музыку воплотилось в домашних условиях, на довольно небольшом столе, стоящем в не самой большой комнате. Рассказ этот субъективный, музыкальные профессионалы наверняка будут цинично кидать в меня камни - но я и не претендую на лавры музыкального профессионала. Просто имея достаточно среднестатический бюджет, мне в какой-то момент захотелось скромно (для начала) творить собственную электронную музыку. И начал я с драм-машинки...
Драм-машина
При поиске и выборе стучащего железного аппарата я руководствовался следующими факторами:
- компактность (у меня обычный компьютерный стол);
- простота (на выходе мне нужен звук только исходного "тунц-тунц");
- питание от батареек (немного разорительно, но не приходится искать лишнюю розетку);
Первым делом отпали варианты аппарата с загружаемым сэмплами и встроенными эффектами. Моя машинка должна была, грубо говоря, "просто стучать" - все остальные вещи я планировал добиваться внешними эффектами и сведением в секвенсере.
Выбор пал на Boss DR-3 стоимостью 7800 руб. При первом же осмотре степень "железности" агрегата приятно упала до "пластмассовости" - я не нашел в машинке ни одной железной детали, что искренне порадовало.
Хорошим незапланированным сюрпризом аппарата стал миди-вход. Я, по идее, планировал выдавать в пульт (и далее в секвенсер) только аудио-поток, настукивая биты непосредственно с драм-машины - тем не менее, при финальных коннектах, миди-клавиатуру в аппарат все-таки подключил (о чем см. ниже). Аудио-поток ни во что другое, в моем случае, не превратился, но удобство настукивания битов возросло.
По мере использования выявились как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- небольшая пластмассовая коробочка делает именно то, что мне нужно - яростно стучит;
- ни одной железной детали на корпусе, только мягкий пластик.
- набор инструментов (сотня), простых по звуку, но для исходников - больше чем достаточно - ибо "Less Is More";
Минусы:
- батарейки быстро разряжаются, 6 штук (AA) хватило на 5 часов удовольствия;
- сложноватое управление паттернов и инструментов - говорят, это "фишка" агрегатов Roland и Boss (в противовес легкости, например, Akai), но разбираться в мануале было только в радость.
Что еще я смотрел, но не выбрал? Boss DR-880, Akai XR-20.
Синтезатор
Вообще-то у меня MacBook (о чем ниже). В качестве хоста используется Logic 8, с полным набором синтезаторных плагинов. Там не менее, увидев Korg Kaossilator я понял, что хочу эту штучку. Аппарат умещается на ладони, но выдает такие звуки, что даже странно, откуда они в нем берутся. Стоит 7500 руб, у меня первая версия - сейчас вышел Kaossilator Pro, это фактически полноценный сэмплер со всеми прелестями линейки Kaoss (вспомните эффект-процессор Kaos Pad) - никаких клавиш, управление пальцами, скользящими по тач-скрину. Будущее наступило!
Плюсы Kaossilator:
- супер-маленький фразовый синтезатор с хорошим "корговским" звуком;
- удобное управление пальцами;
- легкий, питается от батареек.
Минусы:
- два тюльпана на выходе (при включении в пульт пришлость подключать переходники на джеки);
- нет миди, ибо тут-то оно как раз пригодилось;
- при выключении ничего не сохраняется, хотя хотелось бы запомнить настройки арпеджиатора и инструмента.
...еще один синтезатор
Внешне похожий на игрушку, Monotron (2500 руб.), тем не менее - полноценный аналоговый синт, со всеми прелестями типа VCO, LFO и так далее. Он вообще ничего не весит - то есть если его отпустить, синт аккуратно взлетает к потолку - при этом выдает адские звуки с большим дисторшеном, что мне и хотелось.
Плюсы:
- питается от двух AAA батареек;
- шумит и пыхтит, выдавая сильно разбалансированный звук;
- есть мини-джековый вход, что позволяет использовать агрегат как эффект-процессор (что я и сделал, подключив к нему драм-машину).
Минусы:
- шумит, что в моем случае - только плюс;
- требует времени на нагрев (представьте себе!);
- очень маленькие ручки, что воспитывает и требует точности;
- два позорных тюльпана на выходе (опять же, потребовались переходники на джеки).
Ноутбук и софт
MacBook пришлось прокачать памятью, в качестве хоста поставил любимый мною Logic. Я не сторонник "священных войн" поклонников "софта" или "харда" - во-первых, в моем случае "хард" это скорее "пластик"; во-вторых, не воспользоваться огромным выбором синтезаторных и эффект-плагинов в Logic - просто грех. Иными словами, я планировал сводить как аудио-потоки с моих аппаратов (собирающихся на пульте в один аудио-поток и приходящий на вход звуковой карты), так и секвенции, записанные на компе напрямую.
Плюсы и минусы, из серии "Mac или PC", либо "Cubase или Logic" - обдумывайте сами. Мой личный выбор - "Mac+Logic", но по деньгам это раза в 3 дороже чем PC (без Лоджика, которого на PC просто нет).
Звуковая карта
Здесь возникла дилема - звуковуха с шести-десяти каналами на вход (чтобы на каждый канал пустить трек аналогового пульта), либо что-то простое, двухканальное. Дилема разрешилась, когда я увидел цены на много-канальные звуковухи :)
Итого, выбор пал на Infrasonic Deux (5100 руб.) с двуми моно-джеками на входе (Left&Right) - мне приглянулась простота и отсутствие дополнительно устанавливаемого софта и драйверов под Мак (из серии "включил - работает"), а также 24bit/96khz звук как максимум.
Что еще я смотрел, но не выбрал? Вариантов тут море, продукция M-Audio, как вариант, в той же ценовой категории.
Мониторы
...они же - колонки. В домашних условиях на колонках музыка и пишется, и собственно слушается, также как слушается 99% будущими потребителями. Посчитав, что студийные мониторы - дорогое удовольствие, используемое для сведения в студиях Калифорнии и Успено-Рублевского шоссе, я для начала приобрел неплохие колонки Sven Royal-1 (4500 руб.). Из недостатков можно отметить, что вход у них - все те же тюльпаны, что вроде бы непрофессионально, но звук колонки выдают (по моим ощущениям) для моих нужд отличный, учитывая что подняв их громкость на полную, я не слышу серьезных искажений звука, кроме вылетающих наружу оконных стекол. Из более-менее бюджетных профессиональных мониторов - советую KRK.
Комплект колонок с наушниками Technics - мне лично для дома достаточно. При наличии чуть большего бюджета - присмотритесь к наушникам Sennheiser (я тоже присматриваюсь).
Миди-контроллер
Мои задачи для контроллера были следующие:
- клавиши (ибо буду играть), максимум 2 октавы;
- компактные размеры, потому что счет на столе идет уже на миллиметры;
- наличие по крайней мере 8 ручек, которые можно крутить.
Выбор пал на M-Audio Keyrig 25 (4600 руб.) - а вообще, хотел купить Oxygen 8 (5200 руб.), но в продаже на тот момент не нашел. У M-Audio очень хорошие клавиши, одни из лучших в своей бюджетной категории - в меру мягкие, в меру тугие.
Следующая запланированная покупка - контроллеры Korg серии Nano. Посмотрите на этих красавцев по две с чем-то тысяч рублей за каждого!
Микрофон
Вокальные партии я планировал использовать исключительно как подложки и сэмплы, к тому же пропущенные через эффекты. Солировать моим голосом - нелегкая задача. Поэтому выбрал простой микрофон Shure C608 (1400 руб.).
Пульт
Вот тут мне пришось посидеть как следует, выбирая нужный микшер!
Задачи для микшера были следующие:
- он должен быть аналоговым;
- как можно более компактный, без обрезания функциональности (например, эквализации);
- никаких дополнительных фишек, типа встроенных эффектов (как в диджейской серии Pioneer);
- не люблю фейдеры, люблю ручки;
- наличие Send/Return и нескольких независимых выходов;
- мне не нужна порто-студия - мне нужен микшер с хорошим звуком!
В итоге выбор сузился до продукции Mackie, Soundcraft и Yamaha. Soundcraft я сразу отбросил, хоть он и дешевле аналогов - мне не понравился внешний вид агрегата (на который мне смотреть предстоит всю жизнь). Yamaha получалась дороговата, при этом она же имела странные функции, типа ничего-не-компрессирующего компрессора, к тому же простые пульты этого бренда - эхо великих свершений, типа больших рабочих станций, со всей присущей тяжеловесностью.
Выбор пал на Mackie VLZ-серии, еще и потому, что у Mackie отличные пре-ампы (а я еще и пою). К тому же пульт, который я взял (802-VLZ3 за 11000 руб.) оказался шкатулкой со множеством секретом - обратите внимание на то, какие у него входы/выходы, на то сколько их и как это дело приходит в матрицу вывода на общий звук. Расстроило только одно - что Mackie сняла с производства свою линейку Tapco: у этой линейки есть отличные пульты, которые стоят очень дешево, при этом являясь все теми же отменными Mackie-пультами. Короче, если найдете Tapco в Москве - я вас искренне поздравлю (в регионах, говорят, еще есть)
Коммутация
Хорошие провода - залог успеха. Тут нет предела совершенству: когда на нормальную студию привозят провода, все дружно садяться за паяльники, раскручивая и перепаивая контакты. Я выбрал среднюю по бюджету коммутацию, приняв одно простое правило - коммутации много не бывает, я купил с запасом (потратив, в целом, около 5000 руб.), в хозяйстве лишняя стереопара всегда пригодится.
Итоговая схема выглядит так:
1) драм-машина: на вход - миди-клавиатура M-Audio по миди-кабелю; на выход - два моно-джека (L&R), которые приходят в два моно-джека пульта; также на выход - два тюльпана, которые приходят в мини-джек синта Monotron (тем самым синт выступает как эффект-процессор);
2) синтезатор один: на вход - мини-джек с приветом от драм-машинки; на выход - тва тюльпана, которые приходят в два моно-джека (L&R) на пульте (через переходники);
3) синтезатор два: на вход - пусто; на выход - два тюльпана, приходящие в два моно-джека на пульте;
4) Микрофон: напрямую вонзился в пульт, с помощью моно-джека;
5) Пульт: выход стерео-парой (двумя моно-джеками L&R) в соответствующие входы звуковой карты;
6) Миди-контроллер (по USB в ноутбук);
7) Звуковая карта: общается с ноутбуком по Firewire, на выход работает через стереопару на колонки. Ноутбук: к нему подключена миди-клавиатура. Работает Logic. В целом, ноутбук такой белые весь, яблочко светится на задней крышке...
8) Колонки: принимают сигнал (также как и наушники, подключенные к звуковухе, либо к пульту - как больше нравится);
Результаты
...а их пока нет! Имея сет-ап, собранный под свои нужды, мне уже не хочется торопиться. Планы работ расписаны аж до начала следующего года - когда есть техническая база, можно уверенно манипулировать своим временем. Хочется сделать качественный продукт, порадовать себя в первую очередь и, как бонус, миллионы (миллиарды?) будущих поклонников на танцполах всего мира :) Загляните вот на эту страничку через пару месяцев: http://soundcloud.com/kwebek
Комментарии
Подписаться