Одна из задач социальных медиа, таких, как LAM - обмениваться потенциально интересными ресурсами. Главная задача: преподнести это так информативно, чтобы у твоих читателей возник интерес.
Вот я и попытаюсь сегодня развить у вас интерес к такой не широко известной, но стабильно популярной практике, как филд-рекординг.
Филд-рекординг (от англ. field recording) - полевые записи. Запись звуков окружающей природы, не только естественной, но и созданной человеком. Объект для создания коллекций, звуковых экспериментов и постижения мира путём слушания.
Полевые записи являются самостоятельной практикой, связанной с поиском и записью необычных звуковых источников. Как музыкальный жанр, они располагаются подле эмбиента, а в качестве музыкального материала используются крайне широко - от фона, предваряющего какую-нибудь грустную песню про дождь, до музыкального конструктора, которым, к примеру, в 40-е - 50-е годы пользовался французский композитор Пьер Шеффер, инвентор "семплерной", акузматической, конкретной музыки.
Изначально полевые записи являлись прикладным искусством, использовавшимся для озвучивания кинокартин и радиотеатра. Следует заметить, что в то же время в традиционном театре, для создания звуков веками применялся и применяется реквизит, имитирующий различные природные и не только, звучания.
Одним из пионеров филд-рекординга считают американского музыковеда и фольклориста Джона Ломакса, занимавшиегося сохранением американского фольклора. Ломакс уже тогда считал, что под воздействием развития радио и грамзаписи фольклор находился под угрозой потенциального забвения. Необходимость фиксации звука в полевых условиях, а также близость традиционного общества к природе и невозможность существования аутентичного фольклора за пределами среды естественного обитания сделали его записи одновременно и первыми опытами филд-рекординга. (Надо сказать, и сегодня филд-рекординг допускает фиксацию фольклора в естественной среде, что не будет являться выходом за рамки жанра). Для проведения первых полевых записей Ломакс использовал тяжёлый фонограф особой конструкции, помещавшийся в багажнике его автомобиля, с которым он и странствовал по Америке 30-х годов.
На фото: Джон Ломакс и аппаратура в его автомобиле
Большой толчок и самостоятельную философию практика филд-рекординга получила только с распостранением действительно мобильной аппаратуры и появления чувствительных микрофонов - в 60-е годы. Тогда же мир захлестнула волна эмоционального обновления (я имею в виду поколение детей цветов и вообще, революцию беби-бумеров), рост экологического движения, приход в западную культуру экзотической восточной религиозной философии, построенной в значительной мере на созерцании.
Всё это подготовило людей к возможности обратить внимание на звуковой ландшафт окружающего пространства. Филд-рекординг был и в СССР и мог проявиться как на кружках юных звукооператоров, так и на занятиях станций юных натуралистов. Искусству "охоты за голосами" уделялось значительное внимание, и, как не странно, вообще продвинутые эко-практики были достаточно широко распространены в Союзе (от станций юннатов до субботников; в школах существовали живые уголки и совершались регулярные турпоходы, куда ходили за общением с природой и приобщением к ней).
Иллюстрация из книги Н. Сладкова "Охота за голосами" (Ленинград, 1982) (картинка из группы о филд-рекординге ВКонтакте)
Настоящий подъём филд-рекординг стал переживать с появлением цифрового звука (80-е годы, DAT-плёнка, исключающая шумы магнитной ленты), супермобильного персонального аудио (цифровые диктофоны, профессиональные аппараты для филд-рекординга) и места, в котором стал возможен совершаться обмен этими записями - Интернета. Филд-рекординг как изначально был, так и по-прежнему оставался страстью многих звукорежиссёров, поэтому в Интернете возникали ресурсы, вроде freesound.org, где можно было выложить свои записи и бесплатно воспользоваться большой семплерной библиотекой.
Примеры профессиональных девайсов для филд-рекординга
Одним из самых эффектных ресурсов, совместившим возможности филд-рекординга и Интернета, стал сервис http://aporee.org/, где можно выложить записанные звуки и связать их с местоположением на Google Maps: в итоге получается настоящее sound journey не выходя из дома.
Конечно, параллельно развитию филд-рекординга, появились и профессиональные филд-рекординг-артисты. Одним из тех, кого стоило бы особенно отметить, является Джон Гржинич, близкий нам тем, что будучи урождён в США, переехал в братскую нам Эстонию и основал в городе Моосте центр искусства и социальной практики MoKS, в том числе проводящий саундворкшопы по филд-рекордингу.
Слушать: Подкаст IEM о Джоне Гржиниче
В начале 2000-х сформировалась виртуальная площадка, объединяющая матёрых энтузиастов и любителей. Речь идёт о радиопрограмме framework, выходящей с 2002-года на лондонском продвинутом радио Resonance FM. За годы существования framework стал ретранслироваться многими радиостанциями и обрел большой круг поклонников. Прослушать любую передачу за последний год и более, а также наполнить свой плеер подкастами всегда можно по этой ссылке.
Слушать: Юбилейный 250-й выпуск программы
Каждый слушатель, увлекающийся филд-рекордингом, может сделать интро для программы framework, сопроводив его словами:
welcome to framework. framework is a show consecrated to field-recording, and it’s use in composition. field-recording, phonography, the art of sound-hunting; open your ears and listen!
Вероятно, они стали ключевыми словами для всякого филд-рекондинг-артиста. Но самое прекрасное, что им может стать каждый из нас.
1. Интерфейс программы FiRe для записи звука на айпод. 2. Потенциальное руководство: The Handbook of Field Recording by Frank Dorritie
Подобно тому, как фотография стала массовым искусством, фонография тоже позволила каждому заняться фиксацией неповторимых мгновений звукового ландшафа мира. Проигрыш фонографии по отношению к фотографии понятен - через зрение человек получает до 80% информации, кроме того, не все люди являются аудиалами по типу восприятия, не у каждого есть тонкий слух, не каждый наконец, приемлет длинные эмбиентные композиции - кому-то это просто скучно.
Но вместе с тем, музыка за последние десятилетия стала играть роль фона для повседневности. Подкасты и аудиокниги стали делить с ней место в плеерах и магнитолах. Так почему бы не делать повседневные дела и под подкасты "Фреймворк", параллельно изучая многообразие звукового мира Земли?
Прислушайтесь к окружающей природе, может вы тоже услышите что-то уникальное и вам захочется это записать, чтобы сохранить неповторимое звуковое мгновение. Записывайте просто голоса себя и своих родных - со временем они меняются, а потом замолкают насовсем. Звуковая история - это важная веха, теперь сохраняемая стараниями всех филд-рекордеров планеты.
Комментарии
Подписаться