Московский коллектив Uphill Work существует в том или ином виде уже восемь лет; тем не менее, вы с большой вероятностью о нем не слышали. И не потому, что Uphill Work недостойны вашего внимания, просто они существуют в несколько другой реальности, чем большинство наиболее популярных нынешних русских групп. Музыку Uphill Work сложно назвать «актуальной» или «современной», можно сказать, что они в большой степени обращены в прошлое.
Проще всего музыку группы обозвать «прог-роком», но важно заметить: чаще всего у людей с этим жанром ассоциируется излишняя сложность, перегруженность и тяжеловесность. Uphill Work играют музыку действительно сложносочиненную, но в то же время крайне изящную и легкую на подъем.
Uphill Work - квартет, ведомый музыкальным журналистом и ведущим ряда передач на радио «Культура» Львом Ганкиным, коллекционером раритетной музыки, и одним из главных русских знатоков авант- арт- и прог-рока. Набор инструментов у них стандартный для рок-группы: клавиши, гитара, бас, ударные; в то же время с этим набором Uphill Work обращаются крайне изобретательно. При всей сложности музыки группы, в итоге у них все равно зачастую получаются крайне драйвовые и мелодичные песни, способные захватить даже неискушенного слушателя.
В скором времени (возможно, диски будут продаваться уже в среду) у Uphill Work выходит второй альбом, называется он «Dribs / Drabs», и завтра, 1 декабря, Uphill Work представят свой новый альбом в клубе Ikra в рамках «Среды Горбачева».
В качестве примера, как звучат Uphill Work - их старая композиция «Keep The Yellow Intact»:
Как обычно в потоке «Среды», мы попросили Льва Ганкина, одного из двух основателей Uphill Work, составить плейлист песен, которые так иначе повлияли на него лично/на музыку коллектива. По словам Льва, он «старался не слишком уходить в дебри», другими словами не перегружать плейлист какими-то излишне редкими и малоизвестынми записями. Тем не менее, плейлист этот все равно сложно назвать очевидным; он может показаться таковым знатоку прог-рока, но в любом случае представляет определенный интерес.
Can — «Don't Turn the Lights On, Leave Me Alone»
Лев Ганкин: «Кассету с альбомом «Soundtracks» мы с другом переписали в девятом классе у одноклассницы-хиппи: никаких выходных данных, кроме слова "Can", на ней не было, и мне иногда кажется, что все мое коллекционерство началось именно с покупки всех кассет Can в магазине «Зигзаг» в поисках искомого релиза, каковому отчаянно хотелось присвоить наконец какое-нибудь имя, понять, когда он был записан, кто на нем играл и т.п. Попутно, естественно, состоялось мое знакомство с краутроком (переросшее через много лет в одержимость: основная моя коллекционерская «специализация» нынче - редкие, изданные частным образом немецкие пластинки), ну а «Soundtracks» - по-прежнему любимый альбом Can, на котором записано несколько совершенно выдающихся песен, например, эта: всем нам иногда хочется побыть в одиночестве и не включать свет».
Brian Eno — «Third Uncle»
Ганкин: «Если придерживаться хронологии, то Брайана Ино и альбом «Taking Tiger Mountain» я, конечно, услышал значительно позже, чем многое другое - зато именно он указал мне путь в сторону от так называемого «классического рока». Фактически вся деятельность группы Uphill Work - это попытка создать поп-музыку «с сумасшедшинкой», которая не теряла бы своих мелодических свойств, но при этом развивалась бы подчеркнуто неканоническим образом: отсюда неровные размеры, не самая тривиальная аранжировка, наличие в песнях на первый взгляд бессвязных «лирических отступлений»... На раннем этапе своей сольной карьеры Ино блистательно реализовал именно эту идею - и поэтому без его трека тут не обойтись».
Gentle Giant — «Black Cat»
Ганкин: «Трудно выбрать какую-либо одну композицию Gentle Giant - эти люди никогда не сочиняли двадцатиминутных «эпиков», не делали упор на собственной виртуозности (хотя давали по этому показателю сто очков вперед почти всем остальным) и вообще располагались как бы на периферии прог-рока, с завидным постоянством порождая при этом совершенно неповторимые песни и альбомы: таковых имеется как минимум четыре штуки, а как максимум - и все восемь. «Black Cat» - трек, функционирующий почти как классический балет: можно ли лучше запечатлеть в звуке стремительную кошачью пластику?».
Comus — «Drip Drip»
Ганкин: «Композиция, которую я в свое время сделал своим никнеймом на разных сетевых ресурсах - возможно, лучшая песня на, возможно, лучшем альбоме в истории музыки: диске «First Utterance» группы Comus. Потерявший равновесие, злой, маниакально-депрессивный фолк-рок, который и в unplugged-версии звучит значительно более грозно, чем какой-нибудь мрачный блэк-метал: на своей первой пластинке Comus обходились без электричества, но песни эти иначе чем наэлектризованными не назовешь. В 1970-е их продвигал Дэвид Боуи, но, видимо, недостаточно активно - признание Comus получили только тридцать лет спустя, когда за них взялся, с одной стороны, Дэвид Тибет, а с другой стороны, группа Opeth: любопытно, но следы их удивительной музыки действительно можно услышать в творчестве и того, и других».
Cardiacs — «Baby Heart Dirt»
Ганкин: «Для описания музыки Cardiacs выдумали термин «пронк», т.е. прог-панк. На самом деле это был фактически прог-рок, только сыгранный кучкой английских циников-нигилистов в середине 1980-х с соответственно организованным звуком: на место всяких меллотронов и хаммонд-органов пришли писклявые синтезаторы, жесткие, рваные гитарные риффы и гнусавый вокал. Выбрать одну песню здесь, как водится, нелегко, ибо Cardiacs мне дороги практически в любом своем проявлении - остановлюсь, пожалуй, на песне, в которую они даже по собственным меркам умудрились вместить совершенно непостижимое количество разных мелодических и ритмических кусочков; любителей более внятной и спокойной музыки отсылаю к таким вещам, как «Big Ship« или «Is This the Life«, которые, в общем, ничуть не менее хороши. По жестокой иронии судьбы, лидер ансамбля Тим Смит два года назад пережил тяжелый инфаркт (т.е. cardiac arrest), и будущее группы с тех пор под вопросом - случилось с ним это, кстати говоря, на концерте My Bloody Valentine».
Procol Harum — «Conquistador»
Ганкин: «Одна из самых недооцененных групп своего времени, Procol Harum записали едва ли не больше прекрасных в мелодическом отношении песен, чем все прог- или хард-роковые группы вместе взятые; проблема лишь в том, что располагались они стилистически в некой мертвой зоне - прог-рокерам их относительно несложные композиции казались скучноватыми, а мейнстримовым слушателям было нелегко смириться с заковыристыми текстами и с тем, что в группе основной упор делается на клавишные (в первую очередь, на рояль). В противовес всем, кто считает, что у ансамбля был ровно один хит («A Whiter Shade of Pale» с первого альбома), вот следующая же песня на том самом альбоме - а вообще-то, тут можно было ткнуть вслепую и все равно с огромной вероятностью попасть на замечательный трек».
Samla Mammas Manna — «Syster System»
Ганкин: «Движение «Rock In Opposition», радикальная ветвь прог-рока, порой немного прогибалось под гнётом собственной серьезности - однако к группе Samla Mammas Manna, равно как и к любому другому проекту замечательного, увы, ныне покойного пианиста и аккордеониста Ларса Холлмера это никогда не относилось. Samla - это музыка сколь технически и композиционно сложная, столь и веселая, дикая и лукавая: с чувством юмора у этих людей всегда все было прекрасно. Два выступления Ларса Холлмера и его ансамбля, на которых мне довелось побывать - это, безусловно, ярчайшие в моей жизни концертные воспоминания, а его смерть я переживал, пожалуй, тяжелее, чем уход любого другого исполнителя».
Caravan — «Hello Hello»
Ганкин: «Группы, причисляемые к так называемой «кентерберийской сцене», фактически делали в 1970-е годы то же самое, что и все прочие прог-рокеры - только со вкусом. Caravan - из лучших кентерберийцев и, несомненно, самые легкие для постижения: их солист Пай Хейстингс в той же самой степени певец старой доброй Англии, что и Рэй Дэвис или Тим Смит - его песни это в сущности такие сказки матушки гусыни в прог-роковом обрамлении. «Hello Hello» - одна из самых простых, ярких и выразительных вещей; впрочем, практически весь материал альбомов «If I Could Do It All Over Again I'd Do It All Over You» и «In the Land of Grey and Pink» настоятельно рекомендуется к прослушиванию».
The Kinks — «Autumn Almanac»
Ганкин: «В одиннадцать лет первой группой для меня были The Beatles, а второй - The Kinks; группа Uphill Work, помнится, однажды даже принимала участие в трибьют-концерте этого прекрасного ансамбля и до сих пор временами играет живьем каверы на «Set Me Free» или «Alcohol». Здесь, впрочем, будет другая вещь, более созвучная общему прог-роковому крену данного плейлиста - сколько волшебных, несравненных мелодий The Kinks безболезненно уместили в песню «Autumn Almanac», не сосчитать без калькулятора; прог-рокерам стоило бы поучиться. Вообще, классические альбомы The Kinks - это, пожалуй, квинтэссенция самой лучшей музыки 1960-х: легкомысленной, но сложносочиненной; невинной, но лукавой; новаторской - но улыбчивой и непретенциозной».
Emerson, Lake & Palmer — «The Barbarian»
Ганкин: «Без этой группы данный список точно будет неполным - в конце концов, именно под влиянием Кита Эмерсона я в свое время расчехлил фортепиано и принялся на нем играть после того, как не подходил к нему и близко добрые три года. К группе Emerson, Lake & Palmer у вменяемого человека может быть масса претензий, и за не самый выигрышный образ прог-рока в глазах рядового слушателя именно эти люди во многом и несут ответственность, что, впрочем, не отменяет главного: Эмерсон блестящий инструменталист, которому доступно великое множество исполнительских техник, кроме того, именно он научил поп-музыку свободно обращаться с джазом и классикой, а что распорядиться впоследствии собственными нововведениями толком не смог - так это скорее его беда, чем вина. «The Barbarian» - первый трек с первого же альбома ELP; всем бы группам брать такой мощный старт».
Love — «Maybe the People Would Be the Times or Between Clark and Hilldale»
Ганкин: «Вообще говоря, названия своих любимых песен хорошо бы помнить, но честно говоря, здесь мне пришлось свериться с компакт-диском - больно длинный и бессмысленный на первый взгляд заголовок. Песня притом совершенно штучная, как и весь альбом "Forever Changes" группы Love - таких даже в 60-е почти не делали; если нам когда-нибудь удастся сочинить мелодию хотя бы вполовину такую же красивую, как эта, буду счастливым человеком».
Вежливый Отказ — «Большевик»
Ганкин: «Наверное, нужно здесь упомянуть хоть один русскоязычный трек; пусть в таком случае будет вот этот - блестящий образец нашего, в общем, так толком и не случившегося авант-рока, «Большевик» с альбома «Коса на камень» группы «Вежливый отказ». По-моему, если нам и есть что предъявить миру по части какой-то хитроумной (а следовательно, интересной) музыки - то именно записи этого ансамбля, ну и, может быть, еще двух-трех; по справедливости здесь, возможно, стоило бы указать что-нибудь с последнего «отказовского» диска «Гуси-лебеди» (который вышел, по моему скромному мнению, совершенно выдающимся), но это будет несообразно поставленной задаче - на группу Uphill Work альбом, вышедший полгода назад, конечно, еще не успел «оказать влияние». А старые песни, естественно, постоянно крутятся в моем личном, домашнем плейлисте - и эта среди них, по-моему, одна из самых лучших».
И пример того, как сами Uphill Work звучат вживую:
дополнительные материалы:
— интервью с Константином Бенюмовым и Львом Ганкиным
Комментарии
Подписаться