Обычно столичные диджеи разъезжают с гастролями по городам и весям необъятной родины. Этого же парня поиграть для искушенной московской/питерской/киевской публики, напротив, везут аж с Урала. А его блог raketa4000.ru, считающийся главным русскоязычным ресурсом о современной танцевальной музыке, мониторят далеко за пределами страны. Диджей, блоггер и промоутер Ракета, привыкший брать интервью у заграничных звезд вроде Эрола Алкана или Aeroplane, на этот раз оказался по другую сторону диктофона и ответил на несколько вопросов.
Сколько ты уже играешь?
Чуть больше трех лет.
Для диджея это не так уж много. А ты, я знаю, уже вовсю гастролируешь – ездишь и в регионы, и в Москву-Питер, и в ближнее зарубежье. Это получается у единиц диджеев – как удалось тебе?
Во-первых, я всегда был ориентирован на то, чтобы ездить куда-то. Я изначально хотел представлять интерес для музыкального рынка страны и задал себе соответствующую планку. Проблема многих групп и диджеев – их локальная ориентированность. А в каком контексте ты себя воспринимаешь, в таком и останешься. Есть те, которые за границами своего города известны больше, чем в его пределах. Например, группа «4 Позиции Бруно», у которой аудитория в Екатеринбурге невелика, а между тем, ребята уже получили паблисити во всех ведущих около-музыкальных журналах и выступают на московских фестивалях.
Окей, а во-вторых?
Во-вторых, мне кажется, что очень большая проблема творческих людей и у нас в городе, и, должно быть, вообще во всем мире – в том, что они отрицают необходимость каких-то менеджерских усилий. То есть они считают, что если творческая сторона выполнена на высшем уровне, то все остальное значения не имеет. Я, помимо того, что свожу хорошую музыку, еще и достаточно серьезно отношусь к ее продвижению.
То есть, ты доминирующим фактором успеха называешь хороший менеджмент?
Я не уверен, что доминирующим, но в 9 случаях из 10 хороший менеджмент необходим. Может, если ты Том Йорк или Фрэдди Меркури, тебя и так заметят. Но если нет, то надо понимать, что за тобой никто не придет и ты сам должен заниматься своим продвижением. Хотя речь даже не только о продвижении, а об элементарной дисциплине, целеустремленности и т.п.
Ты от природы хороший self-промоутер?
Когда мне было 16, я писал музыку на примитивных программах, выкладывал в интернете, делал ремиксы, и дошло до того, что подписал 2 контракта с заграничными лейблами. Я еще тогда сразу подумал, что, когда стану известным на весь мир, буду говорить в интервью, что первый контракт подписал в 16. Но меня родители так воспитывали, что «музыкой не заработаешь», что это не может быть основным занятием. Сейчас понимаю, что это очень большое заблуждение. Но тогда я родителям поверил, отучился 5 лет в институте, работал в крупных нефтяных компаниях, посещал бизнес-тренинги… Поэтому потом, когда я снова серьезно занялся музыкой - уже в качестве ди-джея, промоутера и блогера - у меня был набор приобретенных менеджерских качеств. Сегодня какой-то минимум организованности и понимание основ маркетинга в сочетании с любовью к музыке и творческим раздолбайством - это и есть мой идеальный баланс.
Своим музыкальным интернет-ресурсом raketa4000.ru ты известен, пожалуй, больше, чем своими диджейскими миксами. Не обидно, что тебя воспринимают прежде всего как блогера, а не как диджея?
Блог – это инструмент, который помог мне заявить о себе как о диджее. Здесь у меня очень много информации именно для тех, кто играет хорошую музыку, специальная терминология и т.п. Ну и, Лена Попова когда-то вела радиопрограмму, Тим Свини много лет делает Beats in Space, но вряд ли кто-то из них поставит «радиоведущий» на первое место в графе «деятельность». Вопрос в том, как ты доносишь свое видение музыки до людей. Кто-то только играет в клубах, кто-то еще и записывает миксы, кто-то делает радиошоу или вечеринки, а кто-то ведет собственный блог.
Вечеринки, кстати, ты тоже делаешь…
Да, я вхожу в промогруппу «Циники» и мы вот уже пару лет организуем вечеринки в разных клубах Екатеринбурга. Необходимость в своих вечеринках появилась, когда я увлекся диско – такую музыку просто негде было играть в пределах города и пришлось делать собственные мероприятия. Сейчас я хочу вывести качество вечеринок и степень музыкальной эрудированности и открытости людей на такой уровень, чтобы диджеи из Москвы, Ню-Йорка или Токио после гастролей сюда подумывали о переезде в Екатеринбург.
Зачем это тебе?
С одной стороны, это чисто эгоистическое стремление. Хочется, чтобы в Екатеринбурге была аудитория, настолько же открытая к новой музыке, насколько открыт я. Чтобы можно было включать самые странные новинки, и танцпол бы при этом не пустел. Но, с другой стороны, меня эта проблема беспокоит и в более глобальном смысле. У нас на многих «как бы передовых вечеринках» играет настоящий трэш. Арт-директора и ди-джеи будто бы совсем не беспокоятся о том, чтобы развивать свою публику. С одной стороны, музыкой часто занимаются люди, у которых напрочь отсутствует вкус. Но я знаю и тех, кто точно обладает и вкусом, и кругозором, но все равно почему-то идет по самому простому пути.
Ну диджей ведь должен в первую очередь развлекать?
Согласен, но кроме этого он должен еще и развивать. Понятно, что заставить основную массу людей танцевать под что-то неизвестное намного сложнее - но это возможно, и только в этот момент и происходит развитие. Если в твоем клубе каждую ночь играют одни и те же всем известные попсовые хиты, то развития нет. А значит происходит деградация. Но, похоже, мало кто из промоутеров и ди-джеев задумывается о своей ответственности в таком смысле. И это проблема не только нашего города, так устроен весь российский музыкальный бизнес. Включите радио или практически любой музыкальный канал…
А как Екатеринбург сейчас смотрится по уровню развития музыкальной культуры на фоне других городов?
Как раз относительно других городов страны у нас все, в общем, довольно неплохо. Боюсь быть необъективным, но мне кажется, что Екатеринбург занимает третье место после Москвы и Питера. Во-первых, у нас все же есть несколько достойных клубов и баров, а во многих региональных центрах вообще нет ни одного заведения с актуальной музыкой. К тому же, у нас какое-то фантастическое количество ди-джеев, играющих «новую танцевальную музыку». Я сходу могу назвать человек 20. Понятно, что одни из них передовики андеграунда, а другие попсовики-затейники. Но, в любом случае, если есть ди-джеи, значит, у них есть аудитория, и все куда-то развивается.
А кто конкретно из местных диджеев и музыкантов может скоро выстрелить на всю страну?
Вообще, питерская группа 7he Myriads – это на самом деле наши, уральские ребята, как бы они себя не позиционировали (смеется). А из тех, кто сейчас здесь, я бы отметил проект the Papers (я абсолютно уверен, что они в течение пары лет громко заявят о себе), Антона Элля (которого многие и так знают благодаря его блогу) и Егора Холкина (наш ответ новосибирскому диджею Мосу). Еще есть Ваня Imago, очень известный в Екатеринбурге диск-жокей. Мне не всегда близко то, что он играет, но так или иначе он настоящий профи и гастролирует, кажется, не меньше моего. Это только те, кто играет диско и "новый" хаус, я сейчас не беру во внимание другие стили.
А ты в Москву или Петербург не собираешься перебраться?
Не вижу в этом особого смысла. Мне есть чем заняться здесь, в Екатеринбурге я могу реально что-то изменить, и поэтому чувствую определенную ответственность. У меня сейчас пара новых проектов - радио, интернет… Хочется дать людям выбор и как-то повлиять на общую культурную ситуацию, в Екатеринбурге для этого есть основания, в том числе и экономические. Я думаю, у нас здесь через несколько лет все будет очень круто.
Ты зарабатываешь на жизнь только музыкой. Тебе этого хватает? Какое у тебя вообще отношение к деньгам?
Я, как и большинство людей, люблю вкусно покушать и хорошо одеться. Но идти на серьезные идеологические уступки я ради денег не готов. Ирину Аллегрову я бы ни за какие деньги не включил… Разве что за миллион! (смеется)
А если серьезно, какая цена вопроса, чтобы ты включил Ирину Аллегрову?
Не знаю, у меня никогда не было подобных заказов, да и вообще я никогда не ставил песни за деньги. Раньше я включал по утрам в клубе Жанну Агузарову, потому что ее музыка кажется мне по-настоящему крутой. А про Аллегрову я не могу такого сказать. Хотя говорят, что ее песни сейчас запросто можно услышать в "Солянке" в Москве на определенных вечеринках… Вообще, если представить, что меня каким-то чудом забукировали бы на 50-летний юбилей тетеньки – главного бухгалтера Газпрома, и она бы принесла мне диск Аллегровой и чемодан денег, я бы может и согласился его поставить… Но испытал бы, конечно, дикий стресс. (смеется)
А вообще диджею можно заработать большие деньги, оставаясь честным с собой?
Ну, смотри - есть Тиесто, например. Он очень много зарабатывает, но его музыка построена на клише и ничего нового не несет. Повторюсь, что, на мой взгляд, в культуре ты либо развиваешь, либо способствуешь деградации, нейтральным быть нельзя. И Тиесто для меня с этой точки зрения - настоящее зло. С другой стороны, строчек через 20 или 30 от Тиесто в DJ MAG Top 100 есть Джеймс Холден. Он зарабатывает меньше, но, поверьте, очень неплохо, при этом он делает по-настоящему крутую музыку и сводит сумасшедшие миксы. Уверен, что он с собой искренен. Вот это тот вариант, который мне близок.
Расскажи о своих творческих амбициях.
Помимо собственных вечеринок и проектов, хотелось бы начать писать музыку. Я понимаю, что это совершенно другой уровень энергетического обмена с людьми. То есть хороший диджей сет - это мощная энергетическая подпитка. Я, пока первый раз не встал за пульт, даже представить не мог, как много получаешь от танцующих людей. А если играть не чужие треки, а свои собственные, то и эмоции наверняка сильнее в разы. Вся энергия зала достается тебе, нет необходимости делить ее с автором композиции.
А регулярные гастроли тебя не утомляют?
Нет, по крайней мере, пока. У меня вообще фантастически интересная жизнь. Каждый раз приезжаешь в новый город и попадаешь в самое сердце тусовки – к людям, непременно обладающим хорошим вкусом в музыке, кино и даже в одежде, да и просто харизмой. Со многими промоутерами и диджеями мы становимся друзьями, и начинаем ездить друг к другу в гости. И вообще, постоянно путешествовать в другие города, играть перед новой аудиторией – это мощный развивающий фактор.
Как справляешься с искушениями на гастролях?
Нуу, наркотики я не употребляю, это не мое, так что и искушения нет. А про оргии с поклонницами не могу говорить – моя девушка наверняка будет читать это интервью.
Есть какая-то картинка в воображении, которая видится тебе кульминацией твоей карьеры?
Сет в новогоднюю ночь под Эйфелевой башней для нескольких тысяч человек. Пожалуй, после этого я бы расслабился и занялся сельским хозяйством.
Беседовала Тоня Банникова
Комментарии
Подписаться