Чем удивителен фольклор - так это проверкой всеми мыслимыми испытаниями: временем, революциями, людской забывчивостью, модой, урбанизацией и прочими атрибутами социума. Его живучесть и устойчивость можно изучать в специальном разделе культурного сопромата. Чем уникален джаз - так это степенью свободы, которая позволяет ему бесконечно изменяться, превращаясь во все что угодно и насыщаясь по ходу музыкальными растворами любой концентрации и любого происхождения. Симбиоз фольклора и джаза, как дети, рожденные в межрасовых браках, грозит окружающим массой сюрпризов. Вычислить заранее все его возможности едва ли реально, но тем интересней приобщиться к интриге и окунуться в перипетии этого уникального диалога. Конечно, есть одно маленькое но: надо чтобы "родители" не подкачали.
В случае с молодой киевской певицей Младой генеалогическое древо оказалось в полном порядке. Выпускница музыкального училища имени Глиера по классу эстрадного вокала, много лет влюбленная в джаз, Млада увлекла своей идеей еще два десятка музыкантов, которые в течение 2004-5 годов периодически собирались и разыгрывали этот сеанс одновременной игры между украинскими народными песнями и интернациональными джазовыми стилями.
Первым зернышком, из которого спустя три года вырос альбом "Ой, весна, весна...", послужил проект 2002 года "Мрії Козерога". С тех пор в тандеме с пианистом и композитором Павлом Шепетой Млада колдовала над своей первой самостоятельной студийной работой. Шепета занимался аранжировками, Млада - общим продюсерским руководством. И, конечно, главным инструментом, главным персонажем этой сказки - вокалом. Крепкая профессиональная подготовка позволяет Младе плавно лавировать между народной манерой, эстрадным стилем и джазовыми вокализами.
Композиции не перегружены ни пением, ни инструментальными излишествами, в них очень аккуратно соблюдены все "санитарные нормы" сосуществования совершенно разных пластов культуры. Семь традиционных украинских песен, включая такие ходовые номера, как "Їхав, їхав козак містом" или заглавная мелодия, очень осторожно вынуты из привычного контекста и погружены в другую, не менее комфортную, органичную, мягко обволакивающую музыкальную атмосферу.
В альбоме "Ой весна, весна" на равных сходятся уникальная мелодичность народной музыки и приспособляемость джаза, в совершенстве усвоившего искусство мимикрии. Песня "Ой жаль мені вечірочка, що я й не гуляла" превращается в динамичный поток эйсид-джаза, пронизанного скрэтчами, искрами синтезаторов и плачущей флейтой. Энергичный по замыслу монолог "Їхав, їхав козак містом" предстает ноктюрном, инкрустированным саксофоном. "Ой весна, весна..." разыгрывается как увлекательная перекличка перкуссии, бонгов, клавиш, голосовых примочек и сопрано-саксофона. Выплакивать оглушительную тоску мелодии "Сидить Млада за столичком" помогают струнный квартет и виброфон. Восточными мотивами начинается песенка "Прилетіла ластівочка", мощной блюзовой волной накатывает "Ой сосонка, літом і зимой зелена", перерастая в фольк-джаз, в заоблачные выси фри-джаза уносится композиция "Кроковеє колесо", посвященная уникальному джазовому гитаристу Пэту Мэтени (Pat Matheny).
Оставляя в неприкосновенности трогательно красивые мелодии оригинала, Млада предлагает взглянуть на знакомые фольклорные сюжеты в других декорациях. Ее подход далек как от авангардных эксцессов, так и от безликих дежурных перепевок. Альбом "Ой, весна, весна..." обращен к тем, для кого традиция - не мумифицированные культурные останки, а живое явление, которое продолжает развиваться, далеко не исчерпав всех своих возможностей.
По материалам www.music.com.ua
Комментарии
Подписаться