Рома и Маша – промоутеры букинг-агентства Caviarlounge. Практически все громкие и ожидаемые концерты последних полутора лет – их заслуга. Sonic Youth, the Rapture, Fall Out Boy, The Good the Bad and the Queen, AIR, Antony and the Johnsons, !!!, Basement Jaxx, the Chemical Brothers. Людям с таким послужным списком есть что рассказать.
Благодаря каким переменам в стране появилась возможнось привозить артистов такого уровня?
(Маша) Такие возможности начали появляться ещё в девяностых, но тогда было слишком много шальных денег. В то время здесь побывало море артистов, которых привозили за баснословные гонорары. А сейчас люди начали считать деньги. Теперь нет такого безумия, как в девяностых, зато есть бизнес.
(Рома) Раньше не было клубов и площадок. Была, грубо говоря, Горбушка или стадион для очень крупных артистов. А сейчас всё более сегрегировано, практически все площадки ориентируются на конкретную аудиторию.
Маша
Реально ли сейчас возить музыкантов не только в Москву и Питер, но и в другие крупные города?
A: (Маша) Пусть редко, но мы делаем выездные концерты. В Краснодаре скоро будет выступление, в Екатеринбурге уже было несколько. Но это всё единичные случаи, и очень печально, что так происходит.
Когда видишь, сколько стоит билет, возникет одиозный вопрос «пойти или не пойти». Но большей частью эта цена оправдана. Потому что мы оплачиваем безумно дорогие визы, перелёт, гостиницы, дорогущий фрахт. Обычно артист едет с большим багажом, и этот багаж летит отдельно, а это тоже стоит нереальных денег.
Эта бюрократия просто убивает культуру. Если бы не она, здесь было бы гораздо больше артистов. А чем их больше, тем более сегрегирована аудитория, появляется авангард, возникает что-то интереное. Но если ты здесь живёшь, то ты с этим миришься.
А если распределять расходы между городами?
A: (Маша) Нет денег. Спрос есть, а платежеспособных людей мало. Я много ездила по городам, и чаще всего видела типичный третий мир. Хотя Москва – тоже третий мир. Контраст между богатыми и бедными слишком ощутим. У нас нет среднего класса, на котором бы всё держалось. Есть очень много классных артистов, у которых имеется своя интеллигентная аудитория, но и её слишком мало.
Например, для меня было полным откровением, что Antony and the Johnsons собрал очень неплохо. Это мой любимый артист, и я 4 года добивалась, чтобы он выступил. Получился прекрасный концерт, казалось, вся интеллигенция Москвы на него пришла. Я чуть не расплакалась.
А в Москве с какими проблемами вы сталкиваетесь?
(Рома) Очень большая проблема с недвижимостью. Здесь нет трёхзвёздочных гостиниц, нет площадок. Те, что есть – монополисты. Вместимость Б1 под шапку – 3000 челвоек, и больше таких площадок нет. Концерт Холл дорогой, Дом Музыки – сидячка.
Как думаете, когда у нас появится возможность делать фестивали с таким лайн-апом как, например, парижский Рок на Сене?
(Маша) Для этого опять-таки нужны трёхзвёздочные гостиницы и площадки, которых нет. Если делать фестиваль на территории государственного парка – приходится платить ментам, охране, писать бумаги в разные инстанции типа «Пожалуйста, разрешите концерт вокально-инструментального ансамбля из США, мы не причиним вреда окрестным учреждениям, обязуемся закончить в 11 вечера». И судьба твоего мероприятия зависит от жирного мужика, который дрочит по ночам на Малинина, а ты его просишь разрешить концерт каких то музыкантов, которые похожи на пидарасов и по факту таковыми и являются.
Вы привозите артистов не только на крупные площадки, но и в МИО, Б2, Кекс. Это для души?
(Рома) Ну, это тоже работа и тоже интересная. Маленькие привозы держат тебя в тонусе, хоть на них и уходит меньше времени. Хотя прибыли там небольшие, так что да, это, скорее, для души.
По какому принципу вы выбираете артистов?
A: (Маша) По принципу формата заказчика и его вкусов. Либо у нас есть конкретная аудитория, либо мероприятие брендировано. То есть у тебя в голове всё время вертится много разноформатной музыки.
Хотя есть и случаи, когда мы очень хотим кого-то привезти и подбираем под него площадку: Antony and the Johnsons те же самые, Sonic Youth, Sinead O’Connor. Если ты возбуждён, если что-то делаешь, рано или поздно это найдёт свою площадку. Хотя есть и артисты, которых не удаётся привезти.
Каких, например?
A: (Маша) Ну вот Том Уэйтс популярно объяснил, что в Россию не поедет ни за какие коврижки, потому что его не устраивает социально-политическое устройство нашей страны. Бисти Бойс отказали, не объяснив причину. Бек не хочет ехать.
А многие просто боятся. Тот же самый Афекс Твин был в России в начале девяностых, и его тут чуть не убили. Ходят разные слухи: что к нему во время сета подошёл человек с ножом и велел прекратить играть, что он вышел из гостиницы купить водички, а на него напали и отобрали деньги. История неясная. Сейчас мы пытаемся его снова пригласить, но, думаем, это будет сложно.
Вспомните самый странный райдер, что вам предъявляли.
A: (Рома) De-Phazz как-то просили штук двадцать полотенец. Когда мы им принесли эти двадцать полотенец, которые специально купили в магазине, они ответили, что им нужны не эти, а старые, но чисто выстиранные. Скоро они прилетают снова, и мы уже запасаемся старыми полотенцами.
А вот А Guy called Gerald разрисовали стены в гостинице, выбросили подушку из окна и прожгли шторы.
Какой из привозов вы считаете своей самой большой удачей?
(Маша) Sinead O’Connor, The good, the bad and the queen. Да если концерт состоялся, привоз уже удачный. Выигрышный проект был Fall out Boy, но мне несколько непонятна эмо-субкультура. Полный зал тинейджеров, все нарядные, с родителями. Маленьких девочек оттаскивали от сцены без сознания. Но мы не смогли это слушать и пошли в гирмёрку.
А кого ещё вы мечтаете привезти?
A: (Маша) Очень хочется Beck и Tori Amos. Мечтаю привезти Radiohead или хотя бы Тома Йорка. Я вообще считаю, что человек, который сможет привезти Рэдиохэд – бог.
В планах – Maroon 5, ещё везём Элиса Купера – это дико интересное шоу. Он ставит на сцене гильотину, делает потрясающий перформанс.
Нам пришлось очень долго его уговаривать. Проблема заключалась в том, что, мол, у нас маленькая сцена, техническое оснащение им не очень подходит. Я пыталась апеллировать к другим крупным артистам, которые выступали на этой площадке. В частности был упомянут Игги Поп. На это агент Элиса Купер ответил, что «единственный спецэффект этого шоу – то, что Игги снимает свою майку».
Вам не кажется, что московская публика зажралась и не веселится на концертах?
A: (Рома) Публика не заржавшаяся, а отмороженная – это совсем разные вещи. Москвичей очень сложно раскачать так, чтобы они плясали, и редкому артисту это удаётся.
Это проблема людей: в Москве очень тяжёлый климат, пробки на дорогах, ты приходишь на концерт, злой, уставший, и тебе не до плясок, хочется отдохнуть.
Вот они на концерте и отдыхают. А вы работаете. Как же вам отдыхать?
(Маша) Да так же. Есть другие концерты, ты ходишь, слушаешь хорошую музыку, смотришь, как организован привоз, какой звук, свет. То есть, ты получаешь удовольствие, но в то же время пасёшь поляну.
Вам наверняка приходится быть в курсе всей новой музыки…
A: (Маша) Да, для этого есть фестивали, сайты рекорд лейблов, рассылки, друзья, которые присылают что-то новое. Поэтому ты работаешь практически весь день: слушаешь радио, смотришь подкасты недавних концертов, журналы. Если пресса пишет, значит, музыканта уже знают.
Артист может быть крупной звездой на западе, но здесь его, например, ещё не успели полюбить. То есть, ты в курсе всего нового, но тебе надо ещё как-то садекватиться, сколь это востребовано тут. Это постоянные маркетинговые исследования.
Как вы себя чувствуете, когда накануне концерта разрывается телефон от знакомых, которые просят внести в список?
(Маша) Если звонит друг или человек, к которому ты хорошо относишься, – вписываем. Но с этим сложно, потому что хотят многие, а желанных мало. Да и клуб не резиновый, должна быть какая-то прибыль. А телефон не отключишь, потому что ждёшь других звонков от менеджера группы, от коллег, да и это просто невежливо.
И напоследок: каково это – ощущать себя людьми, которые ответственны за самые громкие и ожидаемые привозы последнего времени?
(Рома) тяжело…
(Маша) губительно для здоровья.
P.S. Оля, спасибо!
Комментарии
Подписаться