Добрый день, меня зовут Стас Вдовин (Unit 21), я живу в Нижнем Новгороде и занимаюсь электронной музыкой с 2003 года.
- Как эволюционировала твоя музыка за восемь лет творчества? Чем тебе интересны старые записи Unit 21?
- Изменения прослеживаются, это факт. В первую и последнюю очередь это связано с изменением моих взглядов на жизнь и общение. Я люблю общаться с людьми и постоянно учиться у них новому. Сидеть в своем мирке и получать впечатления от событий – это, как говорил герой Янковского, удовольствие для души. Мне же сейчас нравится учиться у своей публики, наблюдать за их реакцией и делать выводы о том, насколько успешно я написал тот или иной трек. На концерте заинтересованность видна сразу, конечно. Вступить со слушателями в эмоциональный «диалог» – моя первостепенная задача, иначе, для кого я выступаю? Здесь очень важна обратная связь. Она, образно говоря, вовлекает всех людей, которых я вижу в данный момент, тех, с которыми я когда-то общался, и кто на меня повлиял – друзья, знакомые в интернет, бывшие девушки, мои родители – в единый процесс творчества. Лично для меня это потрясающее открытие. Все они, образно говоря, находятся в музыке и, если прислушаются, могут найти там самих себя.
Старые записи Unit 21, которые я выкладываю на сайте http://unit21music.com выступают для меня в качестве бакена прошлого. Они вызывают теплые ностальгические чувства по некоторым утраченным приемам или навыкам – например, я уже не могу так бегло играть на клавишных и не вижу особого смысла восстанавливать былую технику исполнения. Зато теперь я лучше аранжирую треки и применяю менее очевидные последовательности аккордов. Все течет, все меняется, и это здорово.
- Почему ты со Sleepy Town Manufacture альбом записал не как Вдовин, а как Unit 21? Это «раздвоение личности» связано с тем, что Вдовин и Unit играют разную музыку? Почему в какой-то момент ты начал работать под собственным именем?
- Проект Unit 21 находится сейчас в замороженном состоянии и существует только со связкой Sleepy Town Manufacture. Мы записываем музыку не спеша, и нам не хотелось менять имя в тот момент, когда уже было выпущено 2 альбома (Kite и No Traces). Раздвоения личности у меня, слава богу, пока не наблюдается (хотя я иногда обращаюсь к самому себе в мыслях на «ты» :)), и решение работать под своим именем это подтверждает. Так честнее, проще и понятнее. Почти все молодые музыканты берут псевдонимы – это понятно, они учатся, примеряют на себя различные образы, маски и стереотипы. А затем приходит понимание того, что твои ресурсы не безграничны, и каждое действие должно быть точным и жизнеутверждающим. Тогда, думаю, музыкант и перестает прятаться, если, конечно, он не успел вырасти настолько, что его имя приносит миллионы :)
- Что на сегодняшний день делает Станислав Вдовин?
- Станислав Вдовин пишет музыку и занимается фрилансово текстами и продажей рекламы в интернет. Имеет высшее экономическое образование :) Он постоянно открыт для предложений к сотрудничеству, особенно в области прикладной музыки – для рекламы, игр или фильмов. Скоро у него будет маленькое портфолио, посвященное этому направлению. Ну и конечно, ему очень нравится выступать и ездить на гастроли. Живые сеты можно послушать на сайте http://stanislavvdovin.com
- Расскажи о лейбле Occasion, что ты там издаешь?
- Occasion (http://occasionlabel.org) – мой основной лейбл, где я издаю свою музыку и музыку своих друзей. Я получаю некоторое количество демо-записей, но, к сожалению, более 90% из них не удовлетворяют даже весьма средним критериям качества. Критерию самобытности – может быть, но в России много других лейблов, привязанных к каким-то эзотерическим системам, к которым Occasion не имеет никакого отношения. Это лейбл для оптимистической музыки сегодняшнего дня, написанной людьми, подкованными в саунд-дизайне или с академическим образованием, как, например, Ольга Шайдуллина.
Еще хотелось бы упомянуть формат релизов. На данный момент стандартный формат – это 100 копий CDr в различных упаковках, сопровождаемых платными цифровыми скачиваниями. Мне, конечно, хотелось бы эволюционировать и издавать компакт-диски и виниловые пластинки, но пока мои скромные средства этого не позволяют. А вообще, я на днях читал в сети о возрождении старого апрелевского завода грампластинок в Москве, быть может, если немного подождать, пластинки можно будет печатать по приемлемым ценам и без проблем с таможней.
- У тебя на сайте написано, что лейбл ориентирован «на издание органичных форм современной музыки». Стас, что ты под «органичными формами» имеешь в виду? :) Это красиво сказано, но приложимо к любой хорошей музыке.
- Органичные формы – природные формы. То есть музыка, близкая к естественной, даже акустической, эмоциональной (содержание), но полученная, в основном, электронными средствами (форма). Некая противоположность индастриалу, агрессии, темным сторонам человеческой натуры.
- А что за интересный проект Stasism.ru? По-моему, там есть вещи очень хорошие.
- Стасизм.ру – это свалка словесных конструкций, рождающихся иногда даже против моей воли в определенных ситуациях (например, когда я ем или сильно не высыпаюсь). Не стоит воспринимать слишком серьезно то, что там написано – это просто развлекалово для меня и для тех, кто это читает. Далеко не все написанное от первого лица отражает мои мысли или жизненную позицию – скорее, это аккумулятор сатиры над общественными пороками, страхами, человеческими заблуждениями, двойными стандартами и т.п. Например, стишок «Иисус не сосал титьку матери?.. Почитайте завет, лжеискатели!» намекает на двойные стандарты религиозной морали, т.е. с одной стороны любовь к ближнему, а с другой – будь готов к бою с неверными или с теми, кто тебе мешает жить. Поводом для этого стишка явилась беседа с одним преподавателем, кандидатом технических наук и православным верующим, который собирается учиться драться на мечах, чтобы защитить свою семью с помощью холодного оружия в гражданскую войну, которая, по его мнению, начнется в ближайшие годы. Серьезно, чего только не найдешь в голове умных, казалось бы, людей. Или вот еще пример: «Если ты под началом электрика, позабудь про таланты эксцентрика» – какое-то время я действительно был под началом электрика с образованием ПТУ и надо сказать, счастья в жизни мне это не прибавило. Можно позабыть не только про талант эксцентрика, но и о том, существуешь ли ты вообще на этой планете.
- Как ты оцениваешь сегодняшнее состояние российской электронной музыки, как она слушается в мировом контексте и замечена ли вообще остальным миром в принципе и есть ли какие-то перспективы быть замеченной? Вот Горбачев из «Афиши», когда приезжал в Нижний Новгород, сказал, что париться по поводу мирового признания российским музыкантам не стоит – что им, 150 миллионов соотечественников не хватает? Но мне кажется, что музыка все-таки может легко перешагивать границы... как и живопись.
- Я не знаю точные цифры, но могу предположить, что в России существует несколько сотен электронных артистов, которые издаются за рубежом и продают музыку на Beatport, Juno, iTunes и т.п. Это число следует увеличить в несколько раз, чтобы получить общее количество музыкантов, пишущих «в стол» или, лучше сказать, «в социальные сети». Вообще, проблемы российской независимой сцены хорошо раскрывает наш американский друг – профессор Дэвид МакФадьен в интервью на эксперимент.ру (http://experiment.ru/culture/david-macfadyen-farfrommoscow-interview/).
Я считаю, что корень зла – это экономическое положение в России, низкая оплата труда в провинциях, что делает маловероятным появление там конкурентоспособной музыкальной продукции. А у слушателя, соответственно, нет возможности ее покупать. На грамотный продакшн уходит очень много времени, а еще больше – на обучение такому продакшну. Людей, действительно строящих карьеру на этом поприще крайне мало – зачем? Нужно очень любить музыку, чтобы продолжать этим заниматься. Нужно видеть себя в мировом контексте и спрашивать себя, что нового я могу сказать? Есть ли мне вообще, что сказать? К счастью, в России, в Москве, в основном, есть такие электронные музыканты и коллективы – не все уехали за границу. А ложка дегтя здесь – леность в общении с аудиторией, отсутствие селф-промоушна или, что хуже, завышенная самооценка. Те, кто эти барьеры преодолевают, добиваются определенного успеха и здесь, и за рубежом. Это работает и для музыки, и для живописи, и для фотографии.
- Кстати, может, я не права, но мне кажется, есть какое-то оживление в электронной музыке сейчас, по сравнению с тем, что было пару лет назад. Всем стало ясно, что рок окончательно умер, и у публики растет интерес к каким-то другим формам музыки, даже у нас в Нижнем Новгороде. Я права или нет? И стал ли ты, например, выступать чаще? Чувствуешь востребованность? :)
- Направление или, как ты говоришь, музыкальная форма не имеет большого значения для того, чтобы вызвать интерес. Форма – фактор образования тренда. Важен эмоциональный посыл и контакт слушатель-артист. Еще важна целевая аудитория, формат события, соответствие программы ожиданиям слушателей. Возрастает роль качественного саунда, поскольку нынешняя молодежь лучше осведомлена об этом. Это положительный момент: востребованность уже зависит не только от твоей активности, но и от качества музыки.
- Горбачеву задавали еще один вопрос насчет национальных корней в современной российской музыке. А у тебя какие-то «национальные корни», интересно, обыгрываются? И как? Может, используешь какие-то гармонии, распространенные в русской музыке, Глинку цитируешь или Петра Ильича, Стравинского или Шнитке? :) или Егора Летова? (Ха-ха. Но Летов мне на самом деле нравится).
- Нет, я не чувствую никаких национальных корней – какие могут быть корни у человека, чье детство пришлось аккурат на 90-е? :) Отечественной историей я не интересовался, а классику я слушал только в музыкальной школе и, естественно, как и все, ждал, когда урок музыкальной литературы, наконец, закончится и можно будет пойти погулять. Мои корни – это телевизор, американские фильмы с обилием ругани от гнусавых переводчиков. У меня даже есть стишок на вышеупомянутом стасизме: «Пришлось мне жить в эпоху гнуса, с тех пор без гнуса фильм – обуза» :) Это я не со стопроцентной серьезностью, конечно, говорю, но тем не менее. В корне изменили мое представление о музыке техно и хаус по радио в 98-м. Когда я вижу или слышу что-то новое, и это новое мне нравится, мне хочется понять это, разобраться досконально, как это сделано, смогу ли я так. Это своего рода вызов своим способностям. Так и с той новой музыкой – она была притягательна и загадочна, но вместе с тем, казалась мне, тринадцатилетнему, сделанной очень просто. Тогда я и начал записывать первые треки и, как видите, не могу остыть к этому делу до сих пор.
Что касается более серьезных влияний, то могу вспомнить год обучения джазовому фортепиано после музыкальной школы, на чем и закончилось мое формальное музыкальное образование. Забавно, что несколько месяцев назад я опять сильно полюбил джаз благодаря прекрасному пианисту и композитору Чику Кориа. Его импровизации словно росчерки пера – краткие, изящные и утонченные. Плюс абстрактная ладовость композиций. Это увлекает и дает прекрасный пример плодов самообразования.
Джаз как раз выгодно отличается от академической музыки тем, что многое разрешает и от этого только выигрывает. Он свободен от пафоса академизма, он существует здесь и сейчас и дарит положительные эмоции. То же можно сказать и о хорошей электронной, танцевальной музыке. Не стоит хмурить лоб – он и так нахмурится, если вы зайдете на любой новостной сайт. Любые запреты в творчестве и мозгах должны быть сняты и отфильтрованы твоей индивидуальностью, пониманием высшей цели, способностью улавливать новое, а в идеале – предсказывать это новое. Тогда твоя музыка интересна.
Интервью: Марина Самкович
Фото (по порядку): Надежда Лукиянова, Валентина Булычева, Nozomi Ueno, Станислав Вдовин
Комментарии
Подписаться