Возможно это вопрос восприятия, но Вторая Мировая отчетливо разделила XX век на периоды “до” и “после”. Поэтому довоенное поколение и его музыка находятся от нас дальше, чем можно предположить просто исходя из разницы во времени.
В большой степени это верно для Европы, и совершенно точно относится к польской эстраде 30-х. По другую сторону Второй Мировой осталась и столица Польши. Центр Варшавы был практически полностью разрушен в результате военных действий 39-го и 44-го.
Сейчас как выглядел город можно представить только по кинохроникам. При этом Варшава 30-х возможно одна из самых ярких и притягательных столиц в истории. Страна находилась на подъеме и в городе определенно ощущалась атмосфера свежести и обновления.
Преодолев период начала Великой депрессии, к середине десятилетия в Польше резко шагнул вперед кинематограф. Суммарно в год на различных киностудиях снималось порядка 20-30-ти фильмов. Это неплохо и по нынешним временам.
Подъем в звуковом кино совпал и с волной новой эстрадной музыки. Надо заметить, что поп-музыка зародилась не в 50-х или 60-х, как думают многие. А именно в 30-е. Тогда стали печататься промышленными тиражами пластинки, появились свои поп-идолы и даже возник трехминутный формат песен. Довольно часто артисты снимались еще и в кино, так что видео-составляющая им тоже была обеспечена.
Некоторые польские звезды того времени на экране:
Збигнев Раковецкий (Zbigniew Rakowiecki)
Евгениуш Бодо (Eugeniusz Bodo). Припев переводится примерно как "Уж такой я подлец, вот и ладно."
кто-нибудь знает, что за инструмент делает "квакающие" спец.эффекты ближе к концу??
Александр Жабчинский (Aleksander Żabczyński)
В те годы роль главной кинодержавы уже закрепилась за Америкой, что сказывалось и на всем остальном свете. Вот песня, явно сделанная с оглядкой на голливудский стандарт звучания. Речь об отлично проведенном времени на горнолыжном курорте в Закопане.
Вообще, все 30-е Европа была помешана на танго. Это был главный танец и стиль того времени. В Варшаве умели смешать аргентинскую ритмику со своим музыкальным ощущением. Танго здесь звучало по-своему, более интимно и доверительно.
Janusz Popławski - Złociste Chryzantemy
Marian Demar - Graj skrzypku, graj
В некоторых треках можно услышать еврейские мотивы.
Tadeusz Faliszewski - Rebeka
В этом ничего странного. Исторически в Польше была одна из самых больших еврейская общин (на довоенный период там проживало порядка 3-х миллионов евреев). Один из них автор самого известного польского танго -- Ежи Петерсбурский (Jerzy Petersburski).
Marian Demar - Ta Ostatnia Niedziela
Для поляков "Последнее воскресенье" что-то вроде идентификационного кода. Эту песню играют просто все.
Или такая сцена из фильма Кеслевского.
В Польше никогда не было проблем с самоиронией. Поэтому стебных и веселых песен хватает. При этом мелодии далеки от одесских мотивов в стиле "Гоп со смыком". Хотя некоторая родственность все же есть.Очень популярная до сих пор тема с жизнерадостным припевом "Надо бы выпить!"
Chór Juranda - Upić się warto
Ну и в качестве коды: вальс "Молодым быть, и больше ничего" исполнит король польской эстрады Мечислав Фогг (Mieczyslaw Fogg). Мечислав пережил войну, участвовал в Варшавском востании 44-го, продолжил карьеру после Второй мировой. Оставался в строю до самого конца 80-х годов. Добился статуса общепризнанного мэтра. В общем, настоящий рыцарь и мужчина во всех отношениях.
BONUS - Сборник на тему:
01 Czy Pamiętasz Tę Noc W Zakopanem - Marian Demar
02 Ach, Jak Przyjemnie - Adam Aston
03 Złociste Chryzantemy - Janusz Popławski
04 Ada, To Nie Wypada - Albert Harris
05 Już Taki Jestem Zimny Drań - Eugeniusz Bodo
06 Graj skrzypku, graj - Marian Demar
07 Każdemu Wolno Kochać - Adam Aston.
08 To Ostatnia Niedziela - Marian Demar
09 Upić się warto - Chór Juranda
10 W Niedzielę - Jadzia Andrzejewska
11 Mlodym byc i wiecej nic - Mieczyslaw Fogg
Комментарии
Подписаться