Views Comments Previous Next Search

Жизнь и судьба российской экспериментальной сцены. Забытый нойз

26621
НаписалAnry Bachelier4 мая 2011
26621
Жизнь и судьба российской экспериментальной сцены. Забытый нойз — Музыка на Look At Me

Но поскольку это не имеет никакой коммерческой выгоды, то все старание плавно сливается в трубу социальной канализации. Надо понять, так уж устроен этот мир.

Papa Srapa (Эдуард Срапионов). Изображение № 1.Papa Srapa (Эдуард Срапионов)

Несусветный «спермоплюй»

«Он маргинал не от искусства, он маргинал от жизни»

Папа Срапа, он же Эдуард Срапионов, он же изобретатель, городской сумасшедший, фрик, долбанутый, блаженный и никому ненужный музыкант экспериментальной сцены из Ростова. Его жизнь и окружение – импровизация и малая группа сдвинутых на свободе маргиналов. Единственное, чего он хочет, - чтобы ему не мешали заниматься любимым делом, а значит – жить. 

-  Пишут тут обо мне всякое, -  говорит Эдуард Срапионов, присматривая за фотокамерой нашего фотографа. - Все путают. - Напишут глупостей, а все потом думают, что я дурак какой-то. Например, один товарищ написал о моей музыке - «жуткая, комическая музыка». Может, имел в виду, космическая музыка? Я не знаю.
Продолжает сетовать Срапионов.
-  Ох, эти горе-журналисты. С приветом они все какие-то. Интервью я теперь никаких не даю. Всех интересует что-нибудь такое, жаренное...

За день до приема у Папы Срапы, мы встретилась с его старым добрым другом Игорем Вагановым. Поскольку было проще выловить этого человека из толпы нарочитых образов, за которыми скрывается сам Эдуард Срапионов.  (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)

-    Мы с Эдиком как-то работали на фестивале, который дважды проходил на левом берегу Дона. То, что Эдик там делал, было просто бомбой, - по-деловому начинает Ваганов.
-    Что значил тот фестиваль? - интересуюсь я.
-    Мы за основу держали Вудсток с элементом показа кино под открытым небом.
-    Хм, Вудсток? Значит и с элементом наркотиков под открытым небом?
-    Но мы-то наркотики не распространяли. Нам, организаторам, вообще было не до этого. Но власти и контроля за этим, конечно, не было. 

флаер фестиваля.. Изображение № 2.флаер фестиваля.

Спустя пару минут, завидев киоск, Ваганов купил бутылку пива и мы направились во двор, в сторону скамеек.  Не доходя до них, почему-то резко свернули в супермаркет - Ваганову понадобилось «купить сахара для его кошки», - как он сказал. 

-    Ты, значит, не была вчера на концерте Летова? - спрашивает он меня.
-    Неа, - отвечаю.
-    Ух, вчера на его концерте Эдик был в каком-то смысле тапером.
-    Тапером? - удивлено спрашиваю.
-    Ну да. Он вообще для меня всегда был личной фестивальной иконой.

Ваганов смотрит как-то сквозь, прикуривая сигарету одну за одной, но затяжек почти не делает. 

Структура, разрушенная временем. . Изображение № 3.Структура, разрушенная временем.
Эдурад Срапионов закончил радиотехникум. Увлекался фотографией, что-то по юности экспериментировал со звуком, пользовался ревербератоом «Роланд» с выключенной головкой стирания и получал уникальные звуки. За 30 лет его эксперименты со звуками не прекратились, и стали еще изощренней. Поменялась только техника. Какие-то транзисторы, счетчики с промышленных машин, редкие примочки, микросхемы всего технического оборудования, которые можно использовать, - он использует это впрок. Так и придумал свой легендарный биосинтезатор, благодаря которому приобрел популярность с псевдонимом Папа Срапа. 

    - На наших фестивалях, кстати, было не только неформатное кино, да группы какие-то странные, но и авангардная хореография, пластика что ли, - размеренно и спокойно продолжает Ваганов.
    - А это что? - спрашиваю я.
    - А вот там Эдик и раздел девочек, которые танцевали. Подключил после этого к ним в разные места провода, чтобы от тела шли импульсы. И потом на датчике преобразовывалось все это в музыку. Это было какое-то безумие! Я первый раз такое видел, чтобы просто в 3 часа ночи все люди стояли открыв рот. Я тоже открыв рот стоял.
   
Пытаюсь представить это эстетичное зрелище, но моя фантазия выдает одну только пошлость и порнуху. Потом я увижу эту сцену на видеозаписи. И, если честно, выглядела она безумно органично без намека на пошлость, но и претензий на изящность.
   
    - Но это был единичный случай, - продолжает Ваганов. - Девочки попытались деньги на этом зарабатывать. Но бюджет фестиваля был минимальный. Люди тут связаны идеей, а не коммерческим успехом.

Во время разговора Игорь Ваганов сильно удивляется, что я собралась на следующий день  встретится с Папой Срапой. Медленно потягивая пиво, он объясняет, что Эдуард закрыл тему общения с журналистами, поскольку на протяжении нескольких лет, из года в год, от них он услышал только вздохи непонимания, глупые расспросы и кучу неприятностей.

-    Тогда что делать? Вообще больше не пытаться идти на контакт? - удивленно спрашиваю я.  
-    Просто нужно быть в теме. По-моему там нет ничего такого сложного, в музыке его.

Кухня Papa Srapas.. Изображение № 4.Кухня Papa Srapas.


    Музыку Папы Срапы сложно кому-нибудь порекомендовать к прослушиванию. Звуки, которые издаются инструментами - неприятны не только на слух, но и на ощупь, а местами даже болезненны, – мурашки гарантированы. Но когда этот барьер преодолен, воспринимается она как чтение Гоголя – бесконечно томит и мучает. 

-  Ну, механизм составления, сочинения музыки я приблизительно понимаю. Но, а зачем..?                                                                                                                                   Ваганов перебивает меня и всхлипывает: ты уверена, что понимаешь?
-  Может и не уверена. Не знаю. Я же с ним не разговаривала об этом.
-  Ты только представь,  - с предвкушением начинает он , - рядом с Эдиком как-то сидел пятилетний ребенок. Эдик настраивал аппаратуру, играл что-то, а  ребенок рисовал какую-то каляку-маляку. Потому Эдик берет какую-то фигню с проводами,  начинает водить ими по этим нарисованным линиям и тут начинает идти непонятный разнополярный звук. Рисунок издает звук. Я обалдел. 

Уже в легенду вошли эксперименты Эдуарда Срапионова со спермой, которая издает звуки при помощи самодельного биосинтезатора. Экспериментатор случайно открыл способ синтеза звука.  В его основе – подключение 36 генераторов, матрицу 6х6 и модулирование звука при помощи биологически активных жидкостей. Принцип его работы заключается в соединении любой жидкости биологического происхождения и источника генерирования звука. Каждая жидкость, нанесенная на специальную клавиатуру прибора, порождает свой специфический звук.

Музыкальный инструмент (возможно тот самый биосинтезатор). Изображение № 5.Музыкальный инструмент (возможно тот самый биосинтезатор)


-  Конечно, это миф. Он сперму, пардон, никуда не извлекал, поплевал просто, да и все, - с улыбкой говорит Ваганов. - И мы понимаем, что нет уникальности в его музыкальном изобретении. Люди давно занимаются тем, что делают музыкальные инструменты собственными руками. Только этот процесс очень интимный. Человек при этом находится где-то внутри себя. Он чувствует и делает это. К сожалению, многие этого не могут понять, - настороженно заключает Ваганов.
- Тогда почему бы не открыть на этой основе новую школу?
- Новую школууу, - задумывается собеседник. - Мне кажется, ему будет сложно объяснить людям, как мастер-класс, что он делает и зачем он делает. Потому что очень много всего на уровне интуиции. Человек не может это объяснить. Это неизъяснимое, как, скажем, разговоры с Богом. 

Рука биоробота. . Изображение № 6.Рука биоробота.

Он еще отпил пива. Закинул ногу на ногу и закурил. Набрав дыма в легкие, загадочно произнес:
-  Душа - материя энергетическая. Это звук. Ты никогда не задумалась, что все, что мы говорим, все движение - не уходит в пустоту. Пустоты нет. Над нами существует огромная сфера, где все это резонирует, фиксируется, записывается. Словно над нами огромная лента, где все записывается, как на магнитофон.
-  И кто это слушает? - тихо произношу я.
-  Да  не знаю. Я ведь даже фантастикой не увлекался. Просто мысли.

    Затем Игорь начал утверждать, что электронный войс-феномен существует. Это значит, что можно ловить голоса давно ушедших людей на старые приемники. Он сказал, что и записи у него есть на дисках. И что они даже в сети есть.
    - Может, это звук остаточного нагревания вселенной? - насмешливо произношу и вздрагиваю.

- А ты, наверно, уже слышала историю, как Эдик Брежнева убил?

Будучи в армии, Эдуард начал резать и склеивать мягкие пластинки, накладывая друг на друга речи Брежнева и гимны союзных республик. Но там на него настучали за это дело. Вдруг приехал тамошний генерал Язов, которому понравилась речь Брежнева в таком виде и, тем самым спас Эдуарда. Попросил Срапионова записать кассету и забрал ее в Москву показать самому Леониду Ильичу. Срапионов тогда много экспериментировал с частотным диапазоном, вводил ультразвук такой, что начиналось бешено колотится сердце, чтобы хотелось идти закрывать грудью вражеский пулемет. Для Язова он так старался, что совсем не думал о здоровье будущих кремлевских слушателей. Смерть Брежнева, последовавшая где-то через неделю, почему-то не показалась ему тогда странным совпадением.

-  В принципе эта легенда логически и гладко выстроена, - ухмыляется Ваганов. - Но все равно смешно. 

Эдуард Срапионорв - Папа Срапа, приобрел популярность в местных кругах совсем недавно. Все это произошло за счет любопытствующих людей, которые так же не понимают и которые так же в шоке от его творчества, как люди прошлых лет. 

-  Просто Папа Срапа, к моему собственному удивлению, стал брендом. Ни с того ни с сего до него домогаются  все эти ж..., - вздыхает Ваганов. - Но все равно, пишущие издания лестно отзываются только про модных, целеустремленных, с бизнесом связанных.
-  Ага. Из серии: я такой стильный, позвони мне на мобильный, - подхватываю я.
-  Да. Но в поисках экстравагантного и экзотического они добирались до Папы Срапы. Я знаю, что на его концерт приходят люди и через 5 минут уходят. Они не понимают. Они приходят на модность. Народ приходит попросту модно отметиться. И уходят. У Эдика нет своей аудитории.
-  А если бы была, то какой она стала?
-  В лучшем случае люди придут на бренд, но ведь хочется другого. Люди должны приходить потому что душа лежит. И все.    
-  Хочется многогранного душевного соития... понимаю.

Уже в гостях у Папы.

Квартиру Папы Срапы можно назвать помойкой в раю для инженеров, художников, фотографов и музыкантов. Всякая «ернудистика» прилежно расклеена и разложена по углам: инструкция к тому, как сделать свастику из картины Малевича, фотографии и собственные эскизы вселенной, люстра из склеенных блю-рэй дисков, музыкальные агрегаты ручной сборки. Из прочего – шерсть и кошки.

Кошки. . Изображение № 7.Кошки.

-  А под столом у меня коллайдер, настоящий, - хвастает Эдурад.

С еще большим удовлетворением. 

-  Из института ядерной физики украденный. Когда запустят большой коллайдер, я повешу этот маленький себе на дверь. Когда институт разворовывали, он остался, потому что на цветные металлы его не сдашь, - с тоской объявляет Эдик. - Хочу сделать инсталляцию с использованием этого коллайдера. И кучу приборов с подсветкой поставить.

В этом раю гостям подают чай. Черный, крепкий, опасный, - как взгляд самого Срапионова. 

-  Да, на стенах висят снимки, сделанные без использования фотоаппарата, - продолжает экскурсию по местности Эдуард. - Это просто берутся некие предметы и вставляются в окошко фотоувеличителя. Получается такой вот образ. - Вот, например, этот кусочек поролона похож на скопление невероятных шестигранных структур. Красиво же! 

Тушит сигарету и идет к другой стене. 

-  Но на стенах у меня, в основном, висят поделки. Что-то продается, что-то раздается. А вот тут надпись на древнем славянском языке, - отковыривая что-то от стены, говорит он. Но перевод их я вам сказать не могу, потому как могу обидеть Ваши религиозные чувства.

Экскурсия по дому. . Изображение № 8.Экскурсия по дому.

Отвлекаясь на сигареты, Папа Срапа заканчивает показ. Я неожиданно для себя вспоминаю слова Ваганова, сказанные тогда на скамейке: 

«Будем откровенны между собой, но все эти мальчики и девочки, которые брэндят сейчас на Папу Срапу - все это ему просто помогает жить. В последний раз, когда он приезжал ко мне, то пытался рассказать рецепт приготовления какой-то штуки, которая обходится очень дешево, но питаться ей можно целый месяц. На 100 рублей питаться целый месяц!»

Изображение 13. Жизнь и судьба российской экспериментальной сцены. Забытый нойз.. Изображение № 9.

Эдуард Срапионв давно потерял свою работу в студии по печати фотографии. Она просто закрылась из-за нерентабельности. Оно и понятно, большинство людей  давно пользуется цифровыми фотоаппаратами. К тому же, эта фотолаборатория была и его личной студией, где он после окончания рабочего дня что-то паял, мастерил и потом играл свою музыку с крысами пополам. Изображение 12. Жизнь и судьба российской экспериментальной сцены. Забытый нойз.. Изображение № 10.

-  Я курю только толстые сигареты, а тонкие – это так, мне таких штук три ниткой нужно связать, - выдыхая дым, шутливо говорит Эдуард.

Он безмятежен и важен, но в тоже время насторожен, напряжен. Эдуард Срапионов не выглядит счастливым, ровным счетом и несчастным тоже. Он словно балансирует в мимическом пространстве, эмоционально погружаясь в покой и сон.

Помимо конструирования музыкальных инструментов, Срапионов занимается исследованиями в области этимологии русского языка, не имея высшего образования. По выходным он мечтает создать словарь на основе полученных результатов. А по будням - пытается воскресить «потерянные» звуки, буквы, смыслы, образы. И на вопрос: «зачем все это и для кого?», отвечает: «это нужно знать нашим детям».

-  Занимаюсь русским языком года с 80го, с перерывами, конечно, - почесываясь, рассказывает Эдик. - Как-то один товарищ читал мои черновики, читал-читал и говорит: «А ты не от балды все это взял?». И я понимаю, что как раз-таки «Балда» - это одно из имен бога. «Ба» - процесс сотворения, «локо» - пространство, «Да, Дана»  - это богиня времени, то есть получается «балда» - это сотворивший пространство и время.

   Когда Эдик был ребенком, всякий раз он доставал учителей в школе своими расспросами: почему «рот» называется ртом, почему буквы сложены именно в таком порядке, а не в каком-то другом? На что учителя не находили лучшего ответа, чем: «так положено». 

-  Остались одни фонемы от букв, - закинув ногу на ногу, забившись в угол, говорит Эдик. -  Все образы пропали. Есть азбука, есть корни слов, есть слоговая запись – «молвица».
Встрепенувшись, чуть нагибаясь вперед произносит.
-  А вы знаете слово «несусветный»? Ну как в этом слове может быть какой-то негатив? Ведь это же - «несу свет». Или слово «скверно». Знаете его настоящее значение? Сказать верно. Только ради того, чтобы вернуть словам их истинный, первоначальный смысл, этим уже стоит заниматься, - резюмирует Сарапионов. 

   Возможно, именно этими примерами он хотел дать знак, что за определенными словами, манерами и поступками скрывается какой-то подлинный их смысл. Самый настоящий. Но не все люди способны разглядеть его за пеленой призрачных канонов, правил и модности. Те люди, что сейчас находятся на краю социальной свалки, забытые и не понятые, сидят в своих «комических» квартирах и гадают на правду. Будет ли она доступна завтра всем остальным, тем же детям, как сейчас она доступна для них, «городских сумасшедших»?..

Посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=pX82AaV2h5A&feature=related

Или тут: http://vkontakte.ru/#/id126395588

Cкачать отсюда: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2789811

-  Ему интересно все делать руками, в это весь Эдик, - сказал тогда напоследок Игорь Ваганов. - И я искренне не понимаю, что вы хотите от него добиться? Зачем вы приехали сюда писать о нем?
- Просто Эдуард Срапионов мне кажется одиозной личностью, маргиналом от искусства, - пытаюсь ответить.
- Он маргинал не от искусства, он маргинал от жизни,- вздыхает Ваганов.

Как изготовить себе свастику из картины Малевича. . Изображение № 11.Как изготовить себе свастику из картины Малевича.

Спасибо за участие Ксении Гагай.

Фото - Дмитрий Бедросян.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются