Views Comments Previous Next Search

Mujuice нашего времени

32869
НаписалAdelina Lopez15 ноября 2011
32869

Во всем пост-советском музпространстве, напичканном  поп-паттернами в стиле Бритни и Тимберлейка, либо недалеким рэпом, качественной электроники днем с огнем не сыскать. Но, Mujuice, обласканный вниманием самого сноба-Питчфорка, как ни крути, заслуживает пристального внимания, и по праву занимает этот интеллектуальный сегмент на отечественном музыкальном рынке. Может быть, именно поэтому  этого романтического московского блондина нарекли «главным эстетом и декадентом российской вселенной» и прочат в «главные надежды российской электроники».

Mujuice нашего времени. Изображение № 1.

Пожалуй, воспользуюсь кириллической вариацией псевдонима Ромы Литвинова – Муджус  –  ибо разного рода склонений не избежать. 

И ведь правда, музыка Муджуса  - волшебная микросэмплированная техно-симфония, которая погружает в мягкий, как бархат, мир наэлектризованного микрокосма, и позволяет абстрагироваться от внешнего мира... Казалось бы, тишь да гладь, но легенда лукэтмишечки наделал немало шуму в среде музыкальных критиков, которые в большинстве своем ни шиша не понимают в искусстве,  живут в отрыве от чаяний народных и зря проедают свой «Доширак». Яблоком раздора от случая к случаю чаще всего становилась  вовсе не музыка, а лирика или вокал Ромы.

Mujuice нашего времени. Изображение № 2.

В отношении лирики мнения разделились. Ряд так называемых критиков настаивает на том, что в стихах Ромы содержится недопустимый коэффициент метафоричности (трудно перевариваемого смыслового бреда). И что в деле написания стихов он, как заправский стахановский шахтер, роет внутрь, перевыполняя план самокопания . А кто-то воспевает мистическую метафизику слога Муджуса и его решение использовать для своих песен язык предков наших, от чего сегодня очень часто воротят нос молодые отечественные музыканты.  Ну, и уверяет, что многим кажущиеся несвязные фразы нас самом деле таят в себе глубокий смысл и  мудрость. По какую сторону баррикад встанете вы, решать вам самим. Но то, что строчки из песен Муджуса просто намертво въедаются в мозг – факт.Сергей Шнуров как-то справедливо заметил, что российскому человеку нечего промычать в душе, кроме Веры Брежневой; песни с «Downshifting» я лично частенько мурлыкаю себе под нос в самых разных бытовых ситуациях.

Mujuice нашего времени. Изображение № 3.

То, что коды, намеки, образы, строки Ромы переходят в разряд ширпотреба ирасхватываются, будто из романов Коэльо, на цитаты для статусов в социальных сетях, по мнению Ромы вполне закономерно и в какой-то степени неизбежно. «Когда ты делаешь музыку, которая будет тиражироваться, то ты должен сразу смириться с тем, что она будет кем-то опошлена. В противном случае можешь просто зарыть ее где-нибудь во дворе».

Mujuice нашего времени. Изображение № 4.

С вокалом дела обстоят гораздо сложнее…  Критики дружным стройным хором призывают Рому не сотрясать воздушное пространство голосовыми связками, которым срочно необходимо атрофироваться в связи с ненадобностью.  Однако Рома к этим призывам демонстративно-равнодушно «глух и нем». Очевидно, он сам получает удовольствие именно от синтеза своей музыки со своим же вокалом. И всем остается только смириться и перестать наконец отговаривать его от желания пошептывать в микрофон свой рафинированный ультра-символизм.  А ведь кривляющийся голос Ильи Лагутенко тоже многим не нравился когда-то, тем не менее, другого «Мумий Тролля» сейчас никто и представить себе не может. Муджус, наверное, тоже может быть только таким, какой он есть сейчас.

Mujuice нашего времени. Изображение № 5.

В продолжение темы вокала, мне, как и вам, наверное, не раз приходилось слышать в отношении нового альбома «Downshifting» Муджуса аллюзии, относящие нас к культовой совковой фигуре 80-х – Виктору Цою.  И это поддается весьма внятному объяснению. Все дело здесь не в манере пения, а в размере стиха с фиксированной рифмой, которая чем-то смахивает на поэзию Цоя. Ну, и неотъемлемые муджусовские  «юность», «сердца» и прочие сентиментальные трюизмы придают автору дух героя нашего времени. Стихотворные манифесты Цоя призывали к «переменам», в которых так нуждалось наше государство в тот момент. Во втором же случае фигурирует «утро, в которое мы умрем», что символизирует не только нежелание поколения нулевых что-либо менять, но и усталость  от всего и вся и даже в каком-то роде индифферентность по отношению ко всему происходящему...

Mujuice нашего времени. Изображение № 6.

В этом же списке фигурируют Гэри Ньюмен времен «Tubway Army», Илья Лагутенко, поздние «Yeah Yeah Yeah’s», Moby и Дельфин времён альбома «Звезда»…  Будь Рома Кипеловым, он написал бы песню про свободу. А вот среди музыкантов, чью жизнь он хотел бы прожить, он назвал Киркорова. Надеюсь, пошутил. От ребят из его команды на этот счет поступили варианты с Мадонной и Кристиной Агилерой.

Mujuice нашего времени. Изображение № 7.

Последняя пластинка музыканта, который доселе радовал всех новаторскими и неповторимыми экспериментами с IDM ,стала для его поклонников поп-неожиданностью, объединившей в себе, по словам Артемия Троицкого, «две абсолютно антагонистичные стихии - романтико-депрессивный русский рок и бесстрастную клубную электронику»... Ксения же Собчак на церемонии вручения Муджусу премии «Музыкант года» по версии GQ решила ограничиться примитивным термином «роко-попс», который ранее употреблялся по отношению ко все тому же Лагутенко. Рома и вовсе с уточнением «не шучу» отнес свое творчество к «психоделик-попу и ?трансу». А на вопрос как он относится к тому, что его треки звучат на попсовых вечеринках и доносятся из палаток на рынке он удивленно ответил, что со средней скоростью 140 его треки, наверное, не очень удобно играть.

Mujuice нашего времени. Изображение № 8.

Что касается названия альбома, то автолюбителей бешеных скоростей и драйва прошу не волноваться – речь не пойдет о шалостях с  передачами на механической КПП. Термин в его классической западной интерпретации предполагает «жизнь ради себя», «отказ от чужих целей». Вот и Роман немного не оправдывает общественных ожиданий, отказываясь от той музыки, что он создавал для предыдущих альбомов. «Downshifting» стал тем,  что ему хотелось сделать именно на данном этапе его жизни.

Mujuice нашего времени. Изображение № 9.

Новая работа Романа – дань поколения нулевых ностальгии и крепнущей моде на Советский Союз. Это пост-панк сборник, полный надрывного драматизма и романтизма, повествующий об унылых бетонных многоэтажках, в которых мы родились и взрослели; о юности, которая утекает как песок сквозь пальцы; о нечаянных обещаниях и жизненных ошибках; о серой повседневности. Это песни, которые плотно вопьются в плоть современной отечественной музыкальной культуры и нашей жизни.

 http://www.youtube.com/watch?v=JyeDywXqVrI

А вот и микс, который Рома записал для корпорации Nike. «Есть колоссальная разница между чипсами и Nike»,  -, говорит Рома. И для рекламы чипсов он, скорее всего, сниматься бы не стал, хотя бы просто потому что он их не любит. А вот симпатия к Nike музыканта очевидна, о чем красноречиво говорят предметы его одежды. А вообще ничего плохого в этом нет и это вовсе не означает поступаться какими-либо принципами считает Муджус и приводит в пример великого Дали, создавшего логотип для Чупа-чупса.

Mujuice нашего времени. Изображение № 10.


Выступление музыканта на празднике хипстеров всея Руси – пикнике «Афиши» - в нашей Златоглавой, в связи с повышенной концентрацией вороны в крови, я пропустила. Ну и поэтому не преминула сходить на сие действо у себя в российской глубинке, в Казани, где познакомились бабушка и дедушка Ромы Литвинова. 

Муджус оказался не просто молчелом с лэптопом, а полноценным бойзбэндом. Сам Литвинов играл на старомодной белой рогатой электрогитаре, как у Джимми Хендрикса, обклеенной яркими стикерами. Потягивал вино в коротеньких перерывах между песнями и все так же шептал в микрофон, пританцовывая, словно восьмиклассник на школьной дискотеке. Во власти Саши Холенко (aka DZA) и Миши Тюкалина были хитрые электронные звукоизвлекатели (они же семплеры), синтезаторы и эффекты; а Саша Чиркин грохотал в барабаны.

«Навсегда вечность,

Навсегда зверь,

Навсегда юность,

Навсегда смерть...» – вторил в безудержном танце «неправильному» вокалу и произношению Ромы весь зал. И так все песни, строго по треклисту альбома. Музыканты покинули сцену так же молча, как и взошли на нее; вызова на бис они так и не дождались. Когда я спускалась по лестнице, в голове пульсировало: «пули обманули и яды подвели/ застрелили так некстати/ кровь на танцполе/ наша кровь на танцполе/ мы кровь на танцполе слышишь, кровь на танцполе…».

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются